Урок русского языка, 6 класс «Несклоняемые имена существительные». Конспект с презентацией
Конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему «Несклоняемые имена существительные»
Цели урока:
а) познакомить учащихся с понятием «несклоняемые существительные», с группами несклоняемых существительных, вырабатывать умение согласовывать их с глаголами и прилагательными и правильно употреблять их в речи;
б) развивать умения сопоставлять, исследовать и анализировать морфологические признаки несклоняемого существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные; определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
в) активизировать творческие возможности учащихся, способствовать развитию речи, расширению словарного запаса; воспитывать интерес к русскому языку. Планируемые результаты: Личностные:
- воспитание интереса к русскому языку;
- обогащение словарного запаса;
- развитие навыков коллективной работы в сочетании с индивидуальной деятельностью;
- расширение кругозора, активизация творческих возможностей учащихся. Метапредметные:
- определение целей и задач учебно-познавательной деятельности;
- владение основами контроля и самооценки;
- умение правильно излагать мысли, соблюдать нормы речи;
- применение знаний на других учебных предметах и в жизни. Предметные:
- знание групп несклоняемых существительных
- умения правильно произносить несклоняемые существительные;
- развивать орфографическую зоркость и речь. Оборудование: учебник, тетради для опорных схем, ноутбук, проектор, колонка, запись «Уроки радионяни» и стихотворения по теме урока, предметные картинки, карточки-задания, карта мира, снежинки. Тип урока: освоение новых ЗУН через решение учебных задач. Форма урока: урок-виртуальное путешествие. Формы работы: фронтальные, индивидуальные, игровые, работа в парах.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация учебной деятельности
Сегодня у нас необычный урок. Декабрь. За окнами зима, а снега нет. Так хочется пушистого снега и игр на морозном воздухе. Чтобы приблизить эти моменты, я попросила вас дома приготовить снежинки и принести в класс. Возьмите одну из них и положите себе на ладонь, представьте, что она настоящая. А я расскажу вам одну легенду.
Жил на свете мудрец, который знал все. Но один ученик хотел доказать обратное: нет он не все знает. И этот ученик, став около раскрытого окна, легонько прикрыл снежинку ладонью, спросил: «Скажи, учитель, моя снежинка будет жить, растает или нет?» А сам подумал: «Скажет «растает», я сразу же выпущу ее в окно, и она закружится в воздухе, будет радоваться жизни. А если скажет, что будет жить, я ее прижму крепко своей горячей ладонью, и она растает». Мудрец внимательно посмотрел на ученика и сказал: «Все в твоих руках».
Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. На каждой вашей снежинке в конце урока вы отобразите значок вашего успеха. (Положите ее аккуратно на парту). Ваша задача быть активными на уроке, правильно оценить себя и одноклассников. А моя задача поддержать этот успех.
III. Актуализация знаний.
1. Письменный блиц-опрос (1 ученик работает на обратной стороне доски, остальные – самостоятельно в тетрадях)
В тетрадях, как всегда, пропустите одну строку для записи темы урока.
Записываем только ответ:
- В каком разделе науки о языке изучается имя существительное?
- Имя существительноеэто какая часть речи?
- На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
- Как называются имена существительные, которые отвечают на вопрос что?
- Какие существительные пишутся с большой буквы?
- Как называются существительные, которые пишутся с маленькой буквы?
- К 1 склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями
- К какому склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце?
- К какому склонению относятся существительные м. р. с нулевым окончанием и с. р. с окончаниями - о, - е?
- Как называются 10 существительных на - мя + сущ. путь и дитя. Взаимопроверка: (на доске ответы) морфология, самостоятельная, кто?, неодушевленные, собственные, нарицательные, -а, -я, 3, 2, разносклоняемые.
Выставление оценок: 1-2 ошибки оценка 4; 3-4 ошибки оценка 3; 5 ошибок и более–оценка 2.
2. Склонение существительного имя (у доски склоняет 1 ученик), сравнить склонение существительного кенгуру (У доски склоняет 2 ученик)
И. кто? что? имя, кенгуру
Р. кого? чего? имени, кенгуру
Д. кому? чему? имени, кенгуру
В. кого? что? имя, кенгуру
Т. кем? чем? именем, кенгуру
П. о ком? о чем? об имени, о кенгуру
- Какая особенность у разносклоняемых существительных, какой суффикс появляется, выделите его. (Вопрос для 1 ученика)
- к какому склонению мы отнесем существительное кенгуру? (Вопрос для 2 ученика) Трудно ответить? Это несклоняемое существительное. У несклоняемых существительных все слово является корнем. Запишите тему урока в пропущенной строке.
Начиная изучать тему, мы ставим задачи. Какие задачи мы должны выполнить? (Ответы учащихся)
- познакомиться с группой несклоняемых существительных;
- научиться находить эти слова среди других слов;
- правильно употреблять их в речи.
IV. Новый материал
1. Вступительное слово учителя Сегодня мы познакомимся с особой группой существительных, которые не подчиняются ранее выученным правилам. Это очень интересная группа. Несклоняемые существительные тесно вошли в нашу жизнь. Этим существительным посвящено стихотворение Аркадия Хайта, положенное на музыку в детской передаче «Радионяня». Послушайте песню очень внимательно. (Прослушивание в записи песни)
2. Работа по вопросам:
- Употребление каких слов показалось вам смешным, нелепым и странным?
- Мы так говорим?
- Что это за слова? (Метро, кенгуру, кино, шимпанзе, какаду, пальто, кашне, кафе, домино, шоссе, фортепьяно, пенсне.) Слова написаны на доске.
- К какой части речи они относятся?
- Имеют ли они окончания? Выделите в них корень.
- Изменяются ли по числам?
- Являются они русскими или заимствованными?
- Где же мы можем встретиться с этими словами?
3. Давайте с вами совершим виртуальное путешествие в зоопарк. Понаблюдаем и найдем несклоняемые существительные.
А) Мы приехали в зоопарк и увидели там-отгадайте загадки:
(Ученик пишет у доски отгадки: пони, кенгуру, какаду, шимпанзе, колибри, фламинго)
- На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться каждый из вас (Пони)
- Кто вынашивает своего детеныша в сумке? (Кенгуру)
- Как называется попугай с пестрым хохолком? (Какаду)
- Человекообразная обезьяна, но не горилла и не орангутанг. (Шимпанзе)
- Птичка, которую хотят увидеть все? (Колибри)
Б) Давайте пригласим экскурсовода. Она расскажет немного об этой птице. (Ученица Песенко Кристина в роли экскурсовода делает краткое сообщение о колибри).
Записываем предложение: Колибрисамая маленькая птичка на Земном шаре ( Объясните, почему в этом предложении ставится тире. Определите падеж подлежащего и сказуемого) Следующая загадка:
- Об этой птице сложены даже песни. (Фламинго)
Давайте пригласим еще экскурсовода. Она тоже расскажет немного о фламинго. (Ученица Карпова Алиса в роли экскурсовода делает краткое сообщение о фламинго).
Записываем предложение: Посетители зоопарка любуются фламинго.( определите падеж слова «фламинго» (Т.п.)
- Поставьте устно в Т.п. существительные: колибри, шимпанзе, пони.
- Сделайте вывод: изменяются ли несклоняемые существительные по падежам?
В) От экскурсоводов Карповой и Песенко поступили интересные предложения. Учитель: Наши экскурсоводы имеют славянские фамилии: Карпова, Песенко. А почему я не сказала от Карповой и Песенки? Фамилия Песенко заканчивается на -О. Запомните: они не склоняются. Чьи фамилии у нас в классе не склоняются? (Руденко, Хоруженко, Киктенко, Шевченко, Вакуленко, Савченко, Ивченко). При подписи тетради, как нужно писать: чья? Перевозникова Дмитрия, но Руденко Арсения. Также не склоняются фамилии на –их, ых (Белых, Сухих), -ово, -аго (Сухово, Живаго). (Делаю запись на доске:
- Русские и украинские фамилии на -О, -ИХ, -ЫХ,- ОВО, -АГО.)
Г) Карпова предложила зайти в небольшой ресторан перекусить.
-Как называется это место? (Кафе)
- Уют этому кафе придают (кашпо)
- Мы зашли в кафе, сняли (пальто)
- и (кашне)
- Сели за столики и попросили принести (меню)
- К нам подошел официант Николай Черных и посоветовал заказать (суши)
- а мы заказали бутерброд с колбасой (салями)
- мороженое (эскимо)
- горячий напиток (кофе)
- нарезку экзотического фрукта (киви)
Мы употребили в речи ряд слов. Как выдумаете, какое происхождение имеют эти слова? Запишем некоторые слова из них: кашпо, кашне, салями, меню, суши
На какие буквы заканчиваются эти слова?( ответ: на О,Е,И,Ю,У). (Делаю запись на доске:
Слова иноязычного происхождения на -О, -Е, -И,-Ю, -У).
Перекусив, мы попросили счет у официанта. Расплатились, достав деньги из портмоне
5) В кафе работал телевизор, и мы обратили внимание на передачу об известных писательницах: о Маргарите Алигер и Этель Лилиан Войнич.
С творчеством этих женщин вы будете еще знакомиться. (Делаю запись на доске:
- Иноязычные фамилии лиц женского пола).
6) Решите лингвистическую задачу
В каком предложении идет речь о сестре, а в каком о брате?
7) Здесь же по телевизору показали сюжет о восхождении на гору Килиманджаро. Чем она привлекает?
- Килиманджаро
Давайте найдем эту гору на физической карте мира. (Вывешивается физическая карта мира)
Если продолжать путешествие по Земному шару, то мы можем оказаться в очень интересных местах. Это и страны в Южной Америке: Перу, Чили; озеро на границе США и Канады Онтарио, Торонто - город в Канаде, Ориноко-река в Южной Америке, Калахари - пустыня в Африке, Гоби - пустыня в Азии.
Множество географических названий относятся к несклоняемым существительным.
8) По телевизору сообщили:
СМИ сотрудничают с ООН, чтобы защитить исчезающих животных. Подчеркните слова СМИ, ООН. Как называются такие существительные ? Определите падеж этих слов.
(Делаю запись на доске: Сложносокращенные слова, оканчивающиеся на гласный и с опорным словом среднего и женского рода).
V. Закрепление нового материала
1. Работа (в парах) с дидактическим материалом.
- Прочитайте текст, подчеркните в нем несклоняемые существительные. Сколько существительных вы нашли? Какие?
Прочитайте текст, подчеркните в нем несклоняемые существительные.
Прошлой осенью Наталья Петровна Сухово ездила на экскурсию по курортным городам Черного моря. Она побывала в Сочи, Туапсе.
Быстро мчится по шоссе автобус, а мадам вспоминает о своем путешествии. Об этом турне она узнала от своей подруги Кравченко Ирины Павловны.
Наталья Петровна стояла на палубе. Даже в манто и в кашне было прохладно.
Вечером в каюте под светом бра она уже читала в путеводителе о городе Тбилиси – столице Грузии и мечтала о том, как на будущий год побывает там.
Оцените себя: 11 слов - оценка 5
9-10 слов - оценка 4
7- 8 слов - оценка 3
6 слов и меньше - оценка 2
2. Работа с книгой. Прочитаем правило по этой теме.
3. Работа в группах 1 группа: Выписать три несклоняемых существительных собственных и нарицательных, оканчивающихся на согласный, женского рода. Продолжить ряд, дописав 1 существительное. 2 группа: Выписать три несклоняемых существительных иноязычного происхождения с конечными гласными -о, -е, -у, -ю, -и. Продолжить ряд, дописав 1 существительное. 3 группа: Выписать три несклоняемых существительных, обозначающих русские и украинские фамилии на –о, -их, -ых, -ово, - аго. Продолжить ряд, дописав одно существительное. 4 группа: Выписать три сложносокращенных несклоняемых существительных, оканчивающихся на гласный. Продолжить ряд, дописав 1 существительное.
ОБСЕ, Шевченко, мадам, такси, Сухово, МГУ, Алигер, авокадо, Барских, фойе, ГАИ, фрейлен.
4. Самостоятельная работа Вставить необходимые слова, сверху надписать падеж.
Пойти в _______, кататься на ________, гулять без _________, ехать по________, слушать по _______, работать в ______, приехать на _______играть на _______ .
(Слова для справок: фортепьяно, пони, такси, пальто, радио, шоссе, депо, кино)
Сложите эти листочки в тетради.
5. Прослушивание аудиозаписи: В чем особенность несклоняемых существительных?
6. Соотнеси значение слов, пополни свой лексикон (Дополнительное задание)
Манто .............. спортивный судья
Рефери .............. работник консульства
Кашпо .............. выдающийся музыкант
Жалюзи .............. меховое женское пальто
Атташе .............. цветочный горшок
Маэстро .............. шторы из жестких пластин
VI. Подведение итогов. Рефлексия
Давайте подведем итог нашего путешествия-поиска.
Какие задачи достигнуты на уроке?
Возьмите снежинки и оживите ее. Если вы все поняли на уроке, нарисуйте снежинке улыбку.
Если вам надо еще в чем-то разобраться, нарисуйте нейтральную эмоцию.
Если вы ничего не поняли, на снежинке изобразите недовольство.
Поднимите снежинки с нарисованной улыбкой. Это ваши успехи. Подарите эту улыбку одному из гостей урока.
VII. Оценивание
VIII. Домашнее задание.
Выучить правило параграфа 47 Сильные ученики составят рассказ о путешествии по Земному шару с несклоняемыми существительными (8-10 предложений). Остальные–упр. 266 (письменно) Список литературы:
1. Веселые уроки Радиионяни: Неизменяемые слова [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Презентация на тему: Несклоняемые имена существительные