Урок по русскому языку в 6 классе на тему: «Употребление имен прилагательных в речи»
Автор: Сопова Галина Васильевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №47 города Владимир
Описание материала: урок предназначен для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений, работающих по программе М.М.Разумовской. Данный материал может быть использован и учителем русского языка и литературы. Учитель на данном уроке учит учащихся точно подбирать прилагательные к существительным, развивает память и воображение, а также формирует интерес к предмету.
Цели:
· дать представление о роли имен прилагательных в достижении точности и выразительности речи;
· учить наблюдать за использованием прилагательных в создании эпитетов;
· учить тренироваться в подборе синонимов и антонимов с учетом лексического значения многозначного прилагательного;
· учить овладевать элементарными навыками анализа художественного текста, определяя особенности употребления в нем переносного значения прилагательного, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1. Организационный момент.
– Отгадайте, о какой части речи говорится в загадке:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь. ( О прилагательных.)
– Определите тему урока.
– Откройте тетради, запишите число, тему урока.
2. Новый материал.
– Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну.
Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая картина. Каких только нет форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, пурпурные, золотые.
– С помощью чего передается все это разнообразие?
– Да, именно прилагательные делают нашу речь разнообразной, живописной?
– Спросите кого-нибудь: «Какая елка? Луна? Снег?» - и вам ответят: «Ель зеленая. Луна желтая. Снег белый».
– А всегда ли снег белый?
– Прочитайте из домашней работы подобранные вами прилагательные к слову «снег».
Учащиеся зачитывают.
– Какое огромное количество прилагательных только для описания снега.
– Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы всегда хотим не только назвать предметы, но и оценить его, определяя качественную сторону предмета.
– Как вы думаете, какое место среди частей речи занимает имя прилагательное по части употребления в речи?
– Для чего нам нужны имена прилагательные?
3. Закрепление.
1) Работа по карточкам (по вариантам).
– На партах у вас лежат карточки, прочитайте задание, текст. Подготовьтесь к выразительному чтению.
Чтение текстов.
– К какому типу речи относятся эти тексты?
– Определите стиль текста.
– Какая главная мысль текста?(1в. – описание осеннего дня; 2 в. – описание осеннего леса).
– Какова роль прилагательных в раскрытии основной мысли текста?
– Озаглавьте тексты.
(1 в. – «Красота осеннего дня». 2 в. – «Краски осеннего леса».)
– Определите, какими членами предложения являются прилагательные в тексте? (Определениями.)
– А еще какими членами предложения могут быть прилагательные?
– Какие выразительные средства использует автор, чтобы создать яркую картину этого времени года? Выпишите в тетрадь свои примеры из текста.
- Как вы понимаете выражение «березы, осыпанные сусальной позолотой»?
- Объясните правописание слов с пропущенными буквами.
- Разберите по составу слова: 1в. – осиновая, 2в. – багряные.
- В каких прилагательных пишется одна н?
2) Работа с синонимами и антонимами.
- В какие краски раскрашивает лес волшебница-осень?
- Подберите синонимы (письменно) к словам «желтый», «красный».
- Подберите синонимы и антонимы к слову «ласковый».
- Составьте словосочетание со словом «ласковый» так, чтобы сначала прилагательное употреблялось в прямом значении, а затем – в переносном.(ласковый человек, ласковый ветер)
- Назовите прилагательные, которые являются эпитетами.
Ветер – резкий, порывистый, унылый, злой, холодный, северный, колючий.
Осень – холодная, славная, застенчивая, золотая, дивная, дождливая, хмурая, затяжная, теплая.
3) Подбор существительных к прилагательным.
Прилагательные, которые сообщают определенные сведения
|
Прилагательные, которые могут употребляться в качестве эпитетов
|
высокий, широкий
|
могучий, крепкий
|
белая, зеленая, высокая, тонкая
|
золотая, стройная
|
холодный, осенний
|
прозрачный, свежий
|
сырой, холодный
|
косматый, седой
|
Ответ: дуб, береза, воздух, туман.
4) Подбор прилагательных.
Д. Родари в книге «Какие бывают ошибки» написал: «Учитель Грамматикус решил однажды провести реформу грамматики.
- Надо кончать, - сказал он, со всеми этими трудностями. Зачем, например, нужно различать прилагательные по всяким там категориям?
Пусть категорий будет всего две – прилагательные симпатичные и прилагательные несимпатичные. Прилагательные симпатичные: хороший, веселый, великодушный, искренний, мужественный.
Прилагательные несимпатичные: жадный, лживый, бесчестный».
_ Запишите по 7 примеров симпатичных и несимпатичных прилагательных, добавив к ним существительные.
симпатичные
|
несимпатичные
|
|
|
4. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о роли прилагательных в речи?
- Для чего используются прилагательные?
- О чем вы хотели еще узнать?
5. Итог урока.
- Надеюсь, что наш урок вам понравился. Я поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова.
- Интересно ли вам будет оказаться в художественной лаборатории писателя?
- Напишите домашнее сочинение-миниатюру на тему «Осенний день», используя прилагательные.
Приложение
Карточка №1
Сначала прочитайте текст без выделенных слов, затем – авторский вариант. Какой из вариантов вам больше нравится? Ответ подчеркните: первый или второй. Озаглавьте текст.
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, серую, почти белую. Краски к…зались особенно мя…кими из-за осенней мглы, неподвижно в…севшей в воздухе. А когда шли дожди, мя…кость красок см…нялась блеском. Небо, покрытое облаками, все же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли заг…рать вд…ли, как багряные пожары. В сосновых чащах др…жали от холода березы, осыпанные сусальной позолотой. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем еще зеленые на верхушках.
(К.Паустовский)
Карточка №2
В рассказе «Лес и степь», который входит в «Записки охотника», И.С.Тургенев говорит о красоте русского пейзажа. Подчеркните прилагательные как члены предложения, которые помогают читателю «увидеть» красоту осеннего дня. Озаглавьте текст.
А осе…ий, ясный, немно…ко х…лодный, утром м…розный день, когда береза, словно сказочное дерево, вся з…лотая, красиво рисуется на (бледно) голубом небе, когда ни…кое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего, небольшая …синовая роща вся сверкает насквозь, словно ей весело и ле…ко стоять голой…
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка 8 класс