Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия «Ткань из хлопка и её свойства» для детей старшей группы

Конспект НОД «Ткани из хлопка» для детей старшей группы. Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: расширить знания дошкольников о хлопчатобумажных тканях и их свойствах.
Задачи:
- познакомить детей с производством нитей и созданием тканей из хлопка;
- формировать умения приобретать знания посредством проведения практических опытов, развивать умение делать выводы, обобщения;
- развивать связную речь, логическое мышление, память,
познавательный интерес к процессу;
- воспитать уважение к человеку труда; навыки сотрудничества друг с другом, взаимопомощи.
ОБОРУДОВАНИЕ:
на каждого ребенка: емкость с водой, лоскуты хлопчатобумажной ткани, бумажные салфетки, 2 платочка, вата, поднос с разными видами тканей, иллюстрации о выращивании хлопка и ассортименте тканей, коробка-посылка, фонограмма русских народных песен.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- повторение ранее изученного материала по теме «Одежда»;
- чтение и обсуждение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»;
- отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок по данной теме;
- изготовление бумажных образцов переплетения тканей.
НОД
1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Сегодня утром, к нам пришел почтальон и принес вот эту посылку. Давайте вместе посмотрим, что в ней лежит? (2 платочка)

- Давайте поиграем с этими платками.
Русская народная игра «Мы платок передаём».
«Ты беги, беги платочек, быстро, быстро по рукам, у кого платок остался, тот сейчас станцует нам» (передача платочка по кругу прекращается с окончанием музыки, у кого платок остался в руках танцует танец под фонограмму).
- С каким предметом мы сейчас играли?
- Из чего сделан платок?
- Посмотрите, что ещё вокруг нас сделано из ткани?
- Из чего делают ткань?
- Все ткани состоят из нитей, которые переплетаются между собой и крепко «держатся друг за друга». Давайте рассмотрим ткань, из которой сшита ваша одежда и убедимся, что это действительно так (детям предлагается потрогать свою одежду, потянуть ее, попробовать порвать).
- Мы можем ткань помять? Получается, что она какая? (мягкая)
- Можно ли порвать ткань? Значит она какая? (прочная)
- Мы с вами выяснили, что ткань прочная и мягкая.
- Хотите узнать, как производят ткань?
- Присаживайтесь на стульчики, сейчас мы с вами всё узнаем и посмотрим.
2) ОСНОВНОЙ ЭТАП
-Сейчас мы узнаем, как производят хлопчатобумажную ткань.
-На полях выращивают удивительное растение – хлопчатник.

Это – хлопковое поле, вот так он растет. Хлопок любит тепло, поэтому растет на юге, где много солнца и тепла.
- Хлопок похож на маленькие коробочки с ватой. Когда он созревает, коробочки лопаются, а в каждой из них находится как будто кусочек белой ваты.

В старину хлопок собирали руками. Это была очень тяжелая работа.
Теперь эту работу делает специальный уборочный комбайн.
Собранный хлопок раскладывают сушить под яркими лучами солнышка.
Затем вяжут его в тюки и везут на прядильную фабрику.
Там разрыхляют, очищают от семян и расчёсывают.
Получается вата.
Из такой ваты прядут нити.
- А уже из ниток ткут ткань на ткацких станках. Качество тканей зависит от толщины нитей: из толстых ниток получаются толстые ткани, например, джинсовая ткань, а из тонких – легкие, тонкие, такие как ситец, сатин.
- Это очень трудная и кропотливая работа, которая занимает длительное время.
- Представьте, сколько необходимо сплести ниточек между собой для небольшого кусочка ткани. Технология изготовления всех тканей примерно одинакова. Сначала ткут из ниток однотонное полотно светлого или серого цвета, а затем его выбеливают для белых тканей, или наоборот раскрашивают в разные цвета.
- Существуют специальные художники, которые придумывают разные рисунки для тканей, а потом с помощью специальных машин наносят рисунок на ткань.
- Вот так и производят хлопчатобумажную ткань из хлопка.
- Уже из готовой ткани портные шьют одежду для людей. Из хлопчатобумажной ткани можно сшить постельное бельё, футболки, нижнее белье, пижамы, джинсы и разную летнюю одежду.
3) ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "МИР ТКАНЕЙ"
Детям раздаются разные виды тканей, одна команда отбирает ткани для легких нарядов, другая теплых нарядов.
Чья команда быстро и точно отберет лоскуты, та и победила.
- В магазинах, продается одежда из разных хлопчатобумажных тканей.
- Ткани из хлопка бывают разные: однотонные и цветные, гладкие и ворсистые, легкие и тяжелые, теплые и прохладные. Ситец и сатин – это легкие, более тонкие хлопчатобумажные ткани, а джинсовая – более толстая, плотная.
- От чего зависит качество тканей? (От толщины нитей).
- А что общего у этих тканей? (Они сделаны из хлопка).
4) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Постираю чисто, с толком,
Рубашку, кофту и футболку,
Свитерок и брюки,
Устали мои руки!
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ТКАНЬЮ И БУМАГОЙ
- Ребята, а вы знаете, какими свойствами обладает хлопчатобумажная ткань?
- Давайте проведем эксперимент, чтобы это узнать. Мне нужна будет ваша помощь, эксперты, присаживайтесь за столы.

- Возьмем бумажную салфетку и сомнем ее в руках. Что с ней произошло? (она помялась и не выпрямляется).

- Проделаем то же самое с тканью. Что произошло с тканью? (помялась совсем немного, но ее можно выпрямить). А если ткань прогладить утюгом, она и во все станет прежней, гладкой и ровной.
- Давайте посмотрим, что произойдет с бумажной салфеткой, если мы опустим её в воду (намокла и расползлась).

- То же самое проделаем с тканью. Что произошло с ней? (она тоже намокла, но осталась целой).
- Значит и бумага и ткань впитывают воду.
- Попробуем порвать бумагу. Рвется легко?

- А теперь давайте попробуем ткань порвать? (дети рвут и убеждаются, что порвать ткань невозможно). Так что же прочнее ткань или бумага?
- Какие выводы мы с вами можем сделать? (ткань прочная, почти не мнется, намокает).
ИТОГ НОД
- Из чего получаются хлопчатобумажные ткани? (из хлопка)
- Как люди получают ткань из хлопчатника? (выращивают, собирают, прядут, ткут)
- Ребята, кто вспомнит, какие ткани бывают из хлопка? (однотонные, окрашенные, тонкие, толстые, гладкие, ворсистые)
- Что их всех объединяет? (из всех тканей шьют одежду)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия для детей старшей группы. Воздух и его свойства Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей старшей группы Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе: Почему не тонет лед? Конспект НОД в старшей группе. Экспериментирование

Похожие статьи:

Конспект занятия в старшей группе детского сада. Царство трех минералов

Опубликовано: 255 дней назад (24 марта 2021)
Просмотров: 683
Рубрика: конспекты
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!