Программное содержание:
• Учить видеть удивительное, интересное в окружающем мире, раскрывая причинно-следственные отношения между наблюдаемыми явлениями, познакомить с составом Земли - почва.
• Закрепить знания о минералах (камень, песок), уточняя их свойства, качества.
• Расширить представления детей о поверхности Земли, воде и ее состояниях, проявлениях в природе (ручей, река, море, дождь, снег, лед).
• Продолжать знакомить детей с временами года, их особенностями.
• Способствовать речевой активности детей в подборе определений, в смысловых и взвешенных ответах.
• Стимулировать эмоциональные ощущения и коллективные совместные действия детей.
Новые слова: поверхность Земли, почва.
Предварительная работа: беседы о Земле, заучивание стихотворений, загадок о воде; экскурсия в парк в разные времена года; работы в лаборатории с применением исследовательских приемов.
Звучит музыка, дети входят в зал.
Воспитатель. У нас, ребята, сегодня будет интересное занятие. Но начать его мы не можем, так как я пригласила гостя. Где он? (Дети ищут глазами). Вот он. Кто это? Да, верно, это лягушонок Квася. (Приветствие Кваси, радость. Звучит музыка из передачи «Веселая компания»).
Квася. Здравствуйте, ребята! Я очень спешил к вам.
Воспитатель. Ой, Квася, какой ты сегодня загадочный, очень интересный жилет на тебе. Ребята, на что он похож?
Дети. Глобус.
Воспитатель (задает стимулирующие вопросы). Как ты думаешь? Как считаешь? Что ты об этом знаешь?
Дети (описывают). Голубой цвет - вода, зеленый — растительность, коричневый - возвышенность, желтый - песок, степи.
Воспитатель. Молодцы! Квася, детям понравился твой костюм. Оставайся с нами. (Поместить Квасю в беседке.) Ребята, я тоже принесла показать вам удивительный плащ. (Надеть плащ.) На нем изображена поверхность нашей Земли. Посмотрите. (Дети рассматривают и объясняют, что изображено на плаще: горы, возвышенности, леса, пески, реки.) Маленькие мои друзья, подумайте и ответьте: на что мы наступаем, когда идем по улице?
Дети. На камни, песок, на травку, идем по дорожкам...
Воспитатель. А где все это лежит?
Дети. На поверхности Земли.
Воспитатель. Поверхность Земли не гладкая, как мы уже сказали, на ней есть и горы, и холмы, растут леса, простираются степи. Друзья, Квася что-то хочет сказать нам. (Дети подходят ближе к Квасе и слушают - имитация.) Вы поняли? Верно! Он приглашает всех нас в путешествие по Земле. Квася, мы обещаем, когда вернемся, обязательно поделимся своими впечатлениями. Пора отправляться в путь! Ребята, что встретилось нам на Земле? (Обратить внимание на голую поверхность.)
Дети. Деревья, лес.
Воспитатель. Давайте войдем в лес, сядем на пенечки и прислушаемся. (Звучит музыка леса.) Как вы определили, какое время года? Какие животные живут в лесу? Птицы? (Ответы детей. Использовать жесты.) Сейчас на Земле прекрасное время года. Давайте посмотрим пробуждение весны. (Выставка картин «Весна».) Ах, какая удивительная музыкальная полянка! Какие звуки можно сравнить с пробуждением весны?
Игра «Музыка весны».
Воспитатель играет на металлофоне журчание ручейка, треугольник - капель, колокольчик - стайка птичек, барабан - медведь выходит из берлоги. Дети называют воображаемые образы. Воспитатель использует поощрительные слова, благодарит за игру.
Воспитатель. Вперед! Нас ждут новые открытия. (Дети проходят по каменистой дороге.) Ах, как тяжело и трудно идти по этой дороге! Что нам мешает? (Ответы детей.) Все ли камни одинаковые? Давайте погладим, пощупаем, что вы чувствуете? (Обратить внимание на поверхность шероховатого камня.) Возьмите камень в руки, он тяжелый или легкий? Сожмите камень в руке сильней. Он мягкий, его можно смять? Скажите, ребята, где еще можно встретить большие, огромные камни?
Дети. У быстрых рек, в горах.
Воспитатель. Верно, бывают очень большие камни, человеку не под силу сдвинуть его. (Сделать обобщение.) Представьте, что у нас на дороге лежит такой большой камень и нам его надо убрать с пути. (Использовать выставку картин «Ландшафт». Пытается сдвинуть камень.) Не получается. Вы мне не поможете? (Дети встают плотнее друг к другу, пытаются одновременно сдвинуть громадную глыбу с места.) Ох, как тяжело, но у нас получилось сдвинуть камень с места. Почему? (Жесты, словесные указания.) Действовали все вместе, дружно. Спасибо, мои дорогие. Друзья, перед нами опять препятствие. Что это?
Отгадайте загадки:
Бежит, бежит не выбежит. (Река.)
Без рук, без ног, а бежит. (Вода.)
Летом бежит, а зимой стоит. (Река.)
Скажите, а наш город на берегу каких рек стоит?
Какая Камышинка? Какая Волга? (Сравнительные ответы детей.)
Давайте босиком пройдем по воде. (Отрицательные ответы детей с обоснованием.) Но как же нам с вами перейти через речку?
Дети. На лодке, через мост.
Воспитатель. Мостик нам сегодня не поможет. Знаете, ребята, дорога у нас дальняя, будет хорошо, если наберем воды в кувшинчик. (Дети имитируют набор воды в ладошки.) Пить эту воду нельзя, ведь она не очищенная. Скажите, а где в природе можно встретить воду?
Дети. Дождь, снег, лед...
Воспитатель. Верно, ребята, а сейчас мы поиграем в капельку. Отгадайте загадку: «Белая морковка зимой растет».
Этюд «Капелька».
Воспитатель. Одна капелька упала, другая, третья и превратились в ручеек. Побежал ручеек вперед, прокладывая себе дорожку. (Имитация движения ручейка.) Бежал он, бежал и на пути ему встретился... (Усилить эмоции удивления.) Что же встретил ручеек на своем пути?
Дети. Песчаную дорожку.
Воспитатель. Верно, это песок. Возьмите горсть песка сухого и выпускайте его струйкой. Что делает песок? А почему он сыплется? (Ответы детей.) Помните, мы набрали воды, сейчас она нам пригодится. Нальем воды в песок, что с ним случилось? Поиграйте. Дети лепят из сырого песка пирожки, заборчик... Мы поиграли с песком, какие наши ладошки? Что нам надо сделать. (Помыть.) Мне приятно, что вы сегодня о многом узнали. А вот знаете ли вы, может ли расти цветок в песке? Нет! В песке трудно расти цветку, ему не будет хватать витаминов. Для него нужна почва. Почва - это разная по составу земля. (Показывают образцы.) Это песок, глина, перегной, смешаем с землей, которая лежит на поверхности. Смешаем и насыплем в цветочный горшок. (Дети выполняют указания.) Ну вот, теперь, можно посадить цветок. Как он называется? Правильно, герань. Давайте этот цветок подарим Квасе и расскажем ему, что мы видели во время путешествия.
Квася благодарит детей за цветок и предлагает ребятам попить минеральной родниковой воды. Дети угощают минеральной водой гостей.
Конспект занятия на тему «Плоды растений» в старшей группе
Конспект НОД для старших дошкольников на тему «У кошки новоселье»
Занятие «Снежная Королева» в старшей группе
Нет комментариев. Ваш будет первым!