Консультация для педагогов детского сада "Этапы работы над звуком"
Преодоление недостатков произношения требует определённой системы и особых методов коррекционной работы. Методика занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному.
В литературе всю систему логопедической работы условно делят на следующие этапы:
1. Подготовительный этап.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
(постановка звука, автоматизация звука, формирование контроля за произношением.)
3. Этап формирования коммуникативных умений навыков.
Подготовительный этап.
Цель этого этапа – подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. На этом этапе работа идет по нескольким направлениям: формирование движений органов артикуляционного аппарата направленной воздушной струи, работа мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков. Формирование правильных движений органов артикуляционного аппарата осуществляется с помощью артикуляционной гимнастики. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки подвижности губ, языка, а также учит быстро находить определенные положения этих органов, необходимые для звука, над которым проводится работа. Очень важно, чтобы упражнения выполнялись целенаправленно и качественно, так как от этого во многом зависит постановка звука. Особенно полезно проводить артикуляторные упражнения под контролем зрения перед зеркалом, т.к. зрительный контроль не только уточняет, но и усиливает движение.
Основная задача – развитие подвижности и точности движения языка.
Упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения.
Параллельно проводится работа по развитию фонематического слуха и восприятия.
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
Цель: Усвоение артикуляционной базы данного звука, формирование умения правильно произносить звук на специально подобранном речевом материале.
Задачи:
- Постановка, вызывание звуков,
- Автоматизация. Закрепление навыков правильного использования звука в речи.
- Дифференциация. Формирование умения отбирать звуки, не смешивать их между собой.
ПОСТАНОВКА ЗВУКА
Различные приёмы:
- по подражанию (с использованием слухового и зрительного восприятия). «Посмотри, послушай»
- от опорных звуков с присоединением слухового и тактильно-вибрационного контроля,
- по аналогии с гласными плюс тактильно-вибрационный контроль.
- при помощи системы артикуляционных упражнений.
Артикуляционный уклад звука расчленяется на элементарные простые движения, которые отрабатываются до автоматизма, соединяются в единый артикуляционный уклад, произнесение звука.
- с механической помощью от опорного звука с присоединением слухового контроля.
- использование логопедических зондов.
- смешанный способ.
Этап считается законченным при получении продолжительного, либо многократно повторяемого, чистого, устойчивого звука.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА
Требования к проведению занятий:
1. К автоматизации звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко при продолжительном или многократном повторении.
2. Параллельно осуществляется развитие фонематического восприятия и слуха.
3. Автоматизация поставленного звука проводится в строгой последовательности с постепенным усложнением лексического материала.
4. Постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений.
5. В автоматизацию включать один звук или два, но артикуляционно контрастных.
6. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Этапы автоматизации звука
1. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОТРАЖЁННОЙ РЕЧИ
на данном этапе автоматизации необходимо утрированное (акцентированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком.
- изолированно:в звукоподражании, соотнесение с артикуляцией
- в слогах:
- обратный слог, между гласными, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных,
- проговаривание ряда слогов:
- однотипные слоги
- с ударением,
- разуподобление по согласным звукам – с чередованием артикуляционного уклада, на переключение,
эти же ряды, но с ударением.
- в словах:
- звук в разных фонетических позициях, в 1,2,3,слоге
- использование договорок: красивый красный гребешок имеет каждый…
- отгадывание загадок, в отдельных предложениях
2. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ЗАУЧЕННОЙ РЕЧИ:
- Чистоговорках, рифмовках, стихах, рассказах.
Заученная речь подразумевает дословное повторение, без каких бы то ни было отклонений от образца.
На данном этапе автоматизации необходимо утрированное произнесение вызванного звука и взрослым, и ребёнком, самостоятельное высказывание ребёнка.
Ребенку предлагается исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым, при употреблении вызванного звука в словах, словосочетаниях, предложениях.
Перед началом упражнений необходимо предупредить ребёнка о том, что взрослый будет говорить как правильно, так и неправильно.
3. АВТОМАТИЗАЦИЯ ВЫЗВАННОГО ЗВУКА В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ УСКОРЕННОЙ РЕЧИ:
- В словосочетаниях
- в рифмовках
- в скороговорках.
Ускорение темпа упражнений служит важным средством скорейшей автоматизации правильного произношения вызванного звука. Кроме того, при ускоренном произнесении текстам вновь вызванный звук «обминается», то есть становится не утрированным, а привычным для слуха окружающих. В то же время его артикуляция делается наиболее естественной и удобной для ребёнка.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Только если звук поставлен и закреплён.
Основная задача: научить ребёнка контролировать своё произношение, сформировать определённый стереотип.
- Выделение смешиваемых звуков и слов,
- сопоставление акустико-арикуляционного образа звука, нахождение общего и различного,
- соотнесение артикуляции того и другого звука с движением руки.
- соотнесение звука с буквой,
- опознание звука в словах-паронимах (чем отличаются эти слова, их значение)
- опознание слов с заданным звуком в тексте,
- выделение из текста предложений с заданным звуком,
- устный анализ предложений, графическая запись.
Этап формирования коммуникативных умений навыков.
Цель: Формирование у ребёнка умений и навыков употреблять звуки в различных видах самостоятельной речи, во всех ситуациях общения.
Использование различных текстов, применение различных форм и видов речи, использование творческих упражнений, а именно:
- называние предметов, объектов, действий; составление предложений;
- описание ситуаций; пересказ текстов;
- составление рассказов; диалог на заданную тему и пр.
Только после автоматизации звука в самостоятельной речи коррекция звукопроизношения может считаться законченной.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для педагогов ДОУ. Детские конфликты, как их разрешить
Консультация для педагогов детского сада «Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанник
Консультация для педагогов детского сада. Формировании познавательной активности у дошкольников с ОВ
Роль русской народной игрушки в патриотическом воспитании дошкольников в ДОУ