Консультация для педагогов ДОУ «Арт - терапия как средство сохранения здоровья воспитанников и педагогов»
Цель: знакомство с понятием арт - терапия.
Задачи:
- познакомить с нетрадиционными способами сохранения и укрепления физического и психологического здоровья;
- снять эмоциональное напряжение и хроническую усталость, открыть творческий потенциал, повысить работоспособность воспитанников и педагогов через применение различных видов арт- терапии;
- укрепить позитивное отношение педагогов к работе.
Арт - терапия – это один из методов психотерапии. Применяя этот метод, для лечения используют художественное творчество – рисование, актерское мастерство, лепка, музыка, фотография и другие виды художественного творчества. Арт-терапия является наиболее мягким и эффективным методом лечения, которым пользуются психотерапевты и психологи. Эта методика является одной из самых древних и естественных форм коррекции эмоциональных состояний. Даже без помощи психотерапевта или психолога любой человек может дома самостоятельно заниматься арт-терапией, и это поможет ему расслабиться и снять напряжение, например, после тяжелого рабочего дня. Арт-терапия не имеет никаких ограничений и противопоказаний. Существует несколько видов методик арт-терапии.
Классическая арт-терапия включает в себя только визуальные виды творчества – лепка, рисование, графика и живопись. В последнее время появились такие виды методик арт-терапии как библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия, игротерапия, музыкотерапия и другие виды.
Есть еще комплексный метод арт-терапии -
арт-синтезтерапия, в основе которого лежит сочетание стихосложения, живописи, пластики и риторики, а также театра и драматургии. Но в наше современное время количество методик арт-терапии с каждым годом увеличивается.
Арт-терапию психотерапевты применяют при очень широком спектре проблем. Это и психологические травмы, межличностные конфликты, кризисные состояния, а также постстрессовые и невротические расстройства, возрастные кризисы. Благодаря арт-терапии в человеке развивается креативность мышления, а творчество помогает обнаружить у человека личностные смыслы.
За последние годы в России возросло число детей с нарушениями зрения, осанки и нервно-психическими расстройствами. Причины этого – возросшее число отклонений внутриутробного развития ребёнка, родовых травм, слабо развитая эмоционально-личностная сфера, учебные нагрузки, а также многие другие социальные, экономические, экологические и генетические проблемы. Возросло количество детей с психологической и педагогической запущенностью. Отклонения в соматическом, эмоциональном, сенсорном и моторном развитии проявляются в неспособности переносить физические, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки. У детей возникает высокий уровень стрессоуязвимости (высокая способность к заболеваниям).
Таким образом, в современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует кардинального нового решения. Оздоровление необходимо рассматривать как форму развития психофизиологических возможностей детей, для осуществления которого необходимы медицинские и психолого-педагогические методы в режиме саморазвития ребёнка.
Однако условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живёт ребёнок в детском саду, целиком и полностью зависит от взрослых (педагогов) и они, бесспорно, несут ответственность за счастье и здоровье детей.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные и психические затраты. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Став «пустым», утратив жизненную силу, каких результатов может достичь педагог?
Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. Под действием этого личность вскоре приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т.д.
Делая вывод можно сказать, что проблемы педагога и ребёнка – это проблемы всего общества. Для укрепления своего физического и психологического здоровья и здоровья воспитанников, педагоги могут использовать арт - терапию, т.е. исцеление искусством.
Искусство - та непреходящая ценность человеческой культуры, которая существует со времён древнего человека и сопровождает нас от рождения до самой смерти. В России арт - терапия начала распространяться с начала 90-х гг., и в настоящее время институты практической психологии готовят психологов, применяющих методы арт - терапии. Арт – терапия создаёт условия для самопознания, саморазвития, самоуважения, творческого самовыражения. Кроме того её можно использовать для коррекции черт личности человека. Во всяком случае, многими учёными получены данные, подтверждающие позитивные изменения и состав крови, и дыхание, и общего состояния организма, и психики взрослого человека после занятий арт - терапией. Арт-терапия позволяет освободиться человеку от зажимов, расслабиться, снять запреты, быть свободным. В таком состоянии возврата к самому себе и черпаются силы для дальнейшего творческого подъёма. Существует очень много видов арт - терапии, сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Цель изотерапии: повышать эмоционально-положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития ребёнка.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально-разработанные, коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой используется терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет
Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Для чего нужна диагностика дошкольников?
Консультация для педагогов. О роли семьи в воспитании ребёнка