Конспект занятия в подготовительной группе. Знакомство с творчеством Яшина
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Знакомство с творчеством А.Я. Яшина». Под
Описание: образовательная деятельность для детей подготовительной группы, знакомство с биографией и творчеством известного вологодского (никольского) поэта и писателя Александра Яковлевича Яшина. Цель: обобщение знаний детей о творчестве А. Я. Яшина. Задачи: Образовательные:
- познакомить детей с жизнью и творчеством А. Я. Яшина;
- дать представления о разных литературных жанрах: рассказ, сказка, стихотворение, поэма. Развивающие:
- развивать речь детей: отвечать на вопросы полным ответом, выразительно читать стихи. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости за своих земляков. Предварительная работа: экскурсия в музей (комната поэта), рассматривание альбома, фотографий, иллюстраций, посвященных жизни и творчеству поэта, чтение произведений, заучивание стихотворений. Материалы и оборудование: Презентация, оборудование мультимедиа.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Скажите, какой сегодня день (число и месяц). Дети: Называют число и месяц. Воспитатель: Сегодня 27 марта, мы собрались с вами, чтобы вспомнить одного известного нашего земляка, у которого сегодня день рождения.
- Как вы думаете, кто это? (Слайд 1 - портрет Яшина).
- Кем был Александр Яшин? (поэт, писатель). Воспитатель: А. Я. Яшин родился 27 марта 1913 года. И хотя его уже нет с нами, его помнят, о нем знают. Почему? Дети: Написал много разных интересных произведений. (Слайд 2). Воспитатель: Что писал Яшин? Дети: Стихи, поэмы, рассказы, повести. Воспитатель: А. Я. Яшин писал в разных литературных жанрах, но стихи его любимый жанр, писать он их начал еще совсем юным пареньком, в 12 лет.
- Где родился Александр Яшин? Дети: В деревне Блудново, недалеко от Никольска. (Слайд 3, фото дома). Воспитатель: Настоящая фамилия Попов, Яшин-псевдоним (вымышленное имя). Детство у него было трудное, в постоянной нужде, в заботах, в каждодневном труде.
- Перечислите, что умел делать с детских лет Шура Яшин? Дети: Пахать плугом, косить косой, метать стога, жать серпом, плести лапти, прясть лен. Воспитатель: Семья была большая, он был старшим. Матери было очень трудно, он её любил и жалел.
Ребенок читает стихотворение «Мать». (Слайд 4, мать поэта, Евдокия Григорьевна). Воспитатель: Для каждого человека мать самый близкий родной человек.
- Давайте подберем определения к слову мама. Мама – какая она?
Дети подбирают определения (добрая, ласковая, трудолюбивая, заботливая ..).
Воспитатель: Окончив в Блуднове 3 класса начальной школы, он продолжает учебу в Никольске. Сначала в школе, затем в педагогическом техникуме (Слайд 5, фотография). Долгое время работал учителем. Затем уезжает в Москву, становится писателем. А. Я. Яшин участвовал в Великой Отечественной войне, в своих стихах воспевал героизм солдат, писал о тяжелой фронтовой жизни.
Ребенок читает стихотворение «Танк». (Слайд 6, военное фото).
Воспитатель: Вспомните, о чем там говорится.
Дети вспоминают содержание стихотворения. Воспитатель: Хотя долгое время А. Яшин жил в Москве, он часто приезжал к себе на Родину. Недалеко от деревни Блудново он построил охотничий домик, где он отдыхал, писал стихи, ходил в лес. (Слайд 7, 8, 9). Воспитатель: Как называется это место? Дети: Бобришный угор. (Слайд 10, фото Бобришный угор). Воспитатель: Много стихов Яшин написал о природе.
Ребенок читает стихотворение «Песня без слов». Воспитатель: За что мы любим природу?
Дети дают свои предположения. Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться на прогулку в лес.
Физминутка «Вместе весело шагать» (Песня в аудиозаписи сл. М. Матусовского, муз. В. Шаинского)
На припев дети идут по кругу, на куплет выполняют любые действия по желанию детей или по показу воспитателя)[/i]. Воспитатель: Хочется послушать еще одно стихотворение «Покормите птиц».
- Как вы помогаете птицам зимой? Дети: Развешиваем кормушки, подкармливаем. Воспитатель: Очень любил Яшин свою Родину. И много стихов написал о своей родной деревне, о Никольске.
- Что для вас значит слово Родина? Дети: Свой дом, улица, семья, детский сад, город, Россия. Воспитатель: «Что кому, а для меня Россия - эти вот родимые места…»- писал А. Я. Яшин.
- Как называют жителей Никольска, Никольского района? Дети: Жителей Никольска называют никольчане. Воспитатель: Никольчане - главные герои многих произведений писателя. Он любит свой народ, восхищается им: «Ну уж конечно, нет нигде людей. Такой души и красоты и силы…»
- Как никольчане увековечили память о поэте? Дети: Улица Яшина, памятник около начальной школы, музей носит его имя, дом Яшина на Бобришном угоре охраняется, там находится могила поэта, памятник, туда приезжают известные писатели и поэты, проходят литературные чтения. (Слайды 11, 12). Воспитатель: В заключении хочется прочесть еще одно стихотворение А. Я. Яшина «С добрым утром».
- Перечислите добрые слова и выражения, которые поэт использует в этом стихотворении. Воспитатель: Я вам желаю тоже благополучия, успехов и благодарю за участие в нашей беседе, дарю вам подарки. (мини - блокноты с изображением домика на Бобришном угоре).
Презентация на тему: Знакомство с творчеством А.Я. Яшина