Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Зондовый логопедический массаж. Что это?

Что такое Зондовый логопедический массаж и зачем он нужен?
Одним из методов, который использует в своей деятельности логопед — зондовый массаж. Эта процедура применяется для: стимуляция речевой моторики; улучшения мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Для проведения массажа используются специальные зонды. С помощью этих инструментов логопед воздействует на губные мышцы и языка, щёк, мягкого нёба с помощью скольжения, надавливания, отодвигания и потирания. Описанные манипуляции с отдельными участками артикуляционного аппарата ведёт к его оздоровлению и восстановлению правильной работы. Но кроме нормализации звукопроизношения зондовый массаж оказывает благотворное воздействие на нервную систему, что дополнительно стимулирует развитие детской речи.

Как и перед любой медицинской процедурой для зондового массажа требуется тщательная логопедическая диагностика, в ходе которой обследуются мимические и жевательные мышцы, входящие в артикуляционную систему, а также губ, щек, языка и мягкого нёба. По результатам обследование определяется место и степень поражения, уточняется время, которое понадобится для лечения. Предварительная диагностика также направлена на определение наиболее эффективной методики массажа для с учётом всех особенностей пациента и его дефекта речи. На срок, который понадобится для устранения недостатков влияют следующие факторы: степени тяжести дефекта; возраста пациента; его индивидуальные особенности.

Следует заметить, что направляет на курсы массажа невролог (детский невролог) после предварительного обследования пациента. А логопед выбирает конкретную технику массажа и его интенсивность.

В каких случаях поможет логопедический зондовый массаж?
- при моторной алалии, когда у ребенка задержка речевого развития и нужен мощный толчок для «запуска» речи. Задача массажа — улучшить поступление сигналов в головной мозг, для развития пораженных отделов. После процедуры пациент начнёт звукоподражать.
- при дизартрии (расстройства произношения, вызванного нарушением иннервации органов артикуляции), в том числе при ДЦП. Нормализуется тонус мускулатуры, улучшается проводимость нервных импульсов.
- при заикании, для снижения тонуса мышц артикуляторов.
- используется при реабилитации утраченных речевых функций у взрослых пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения. Улучшается произносительный аспект речи, нормализуется тонус пораженных мышц, снижается гиперсаливация, улучшается жевание и глотание.
- при гиперсаливации (повышенном слюноотделении) в любом возрасте.
- при нарушении глотания и жевания.
- при ограниченной подвижности языка, вследствие укорочения подъязычной связки. При легком нарушении массаж улучшит её эластичность. При более выраженном нарушении подъема потребуется хирургическое вмешательство.
- при ринолалии. Логопедический массаж разгладит рубцы, негативно влияющие на подвижности органов, послеоперационные швы, улучшит работу мышц.

Есть ли противопоказания у зондового массажа?
Противопоказания могут быть временными и абсолютными.

Временные противопоказания:
- высокая температура;
- плохое самочувствие, общая усталость;
- тошнота и рвота;
- повышенное артериальное давление;
- высыпания на коже;
- любые инфекционные болезни;
- ротополостные инфекции, высыпания на слизистой полости рта (стоматит, гингивит);
- стоматологические проблемы (кариес, пародонтоз и др.);
- вирусные заболевания, например, герпес.
После исчезновения вышеперечисленных причин возможно выполнение массажного комплекса.

Абсолютное противопоказание:
- все виды эпилепсии (массаж может стать причиной эпилептического припадка).

Если у человека повышенный глоточный рефлекс?
Повышенный глоточный рефлекс не является противопоказанием. Массаж, напротив, постепенно нормализует рефлекторную деятельность, улучшает качество жевания, глотания (делая его более безопасным и произвольно контролируемым), улучшает слюноотделение.

Как проводится массаж?
Сеанс массажа проводится лежа или в любой другой комфортной позе, которая позволит максимально расслабиться. В некоторых случаях мама может присутствовать в кабинете.

Логопед выбирает способы воздействия на мышцы в каждом случае индивидуально, после обследования состояния артикуляторного аппарата.

Логопедический массаж специалист проводит только в специальных одноразовых перчатках, медицинском халате и только стерильным инструментом. Всё оборудование подвергается обязательной медицинской стерилизации после каждого занятия.

Как часто проводится массаж?
Обычно логопедический массаж обычно проводится курсами, количество и периодичность которых назначается логопедом или наблюдающим врачом. Их длительность подбирается персонально для каждого пациента. Среднее число процедур обычно в районе 10 продолжительностью от 5 до 25 минут. Между курсами делают месячный перерыв. Чаще всего требуется для появления результата нужно 3-4 курса, но иногда хватает и одного. Важно помнить, что результат появится только при регулярности курсов.

На длительность процедуры влияет возраст пациента, степень поражения и индивидуальные особенности.

Какие преимущества и недостатки у зондового логопедического массажа?
Преимущества:
- ускорение постановки звуков;
- развитие моторных навыков;
- улучшение работы мышц;
- повышение тонуса;
- гиперсаливация;
- не требуется сложное оборудование и специальные условия для проведения процедуры.

Недостаток, пожалуй, можно выделить только один: зондовый массаж не может применяться как единственное средство борьбы с нарушениями речи. На лечение тяжёлых нарушения речи может уйти 3-4 года и потребуется сочетание различных методов: физио- и медикаментозная терапия, массажи (логопедический и общий), регулярное посещение терапевта и психолога (итогом которых должно стать развитие речи на всех уровнях, выработка мотивации и развитие высших психических функций).

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Способы автоматизации звуков для дошкольников | Игры на развитие слухового внимания у детей дошкольников
Опубликовано: 619 дней назад (14 марта 2023)
Просмотров: 381
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!