Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста

Из опыта работы по теме «Развитие сенсорных представлений у младших дошкольников посредством дидактических игр и игровых упражнений»
«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра» А.С.Макаренко

Актуальность:
В последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, которые составляют область сенсорного развития. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Все это говорит о том, что с детьми необходимо проводить специальную работу по развитию сенсорных эталонов. Это длительный и сложный процесс, который длится не только в дошкольном, но и в школьном возрасте. В результате накапливаются впечатления: цветовые, звуковые, осязательные, которые представляют собой тот фундамент, на котором в дальнейшем строится интерес к гармонии цвета, звука, пластике предметов.
В группах младшего дошкольного возраста развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника. Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группы показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, они были не сформированы (60%). В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего дошкольного возраста.
Огромная роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроля за состоянием сенсорного развития детей.

Актуальность моей работы заключается в том, чтобы расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Поэтому возникала необходимость в создании системы взаимодействия всех субъектов воспитательно-образовательного пространства по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Цель работы:
Формировать и развивать сенсорные представления у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых упражнений.

Поставлены следующие задачи:
1. Разработать и апробировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию сенсорных впечатлений у младших дошкольников.
2. Создать условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины.
3. Пополнить предметно – пространственную развивающую среду группы.
4. Обеспечение единства работы ДОУ и семьи по сенсорному развитию детей.

Важнейшими принципами решения намеченных задач явились планомерность и систематичность организации обучения детей, использование дидактических игр, создание предметно-развивающей среды и взаимодействие с родителями на весь учебный год.

Для улучшения пространственно предметно-развивающей среды были созданы сенсорный уголок, центр песка и воды, бизиборд, так же игровой материал, который способствует развитию сенсорных эталонов и мелкой моторики рук присутствует и в других игровых зонах: уголок природы, уголок театрализации.

В повседневной жизни для самостоятельной деятельности детям предлагаются игры на закрепление цвета, формы, величины, развитие мелкой моторики, например: «Павлинчик», «Грибочек» «Геометрическая мозаика», «Заплатки (укрась бабочку)», «Мягкая мозаика», «Веселая улитка», «Помоги бабочке найти домик» и т.д.

В своей работе я старалась использовать разнообразный дидактический материал, но как показывает практика использование теоретического материала не всегда приводило к желаемому результату и часть детей оставалась равнодушной к абстрактному материалу и в таких ситуация я использовала игры сюжетного содержания. Одна из таких игр «Помоги бабочке найти домик», цель, которой – научить детей обобщать предметы по сюжету и цвету. Игра представляла собой игровой планшет, на котором размещены цветы красного, синего, желтого цветов и зеленые листья, содержащие крепления разного характера – это магнитные кнопки и липучки. Перед детьми ставилась задача: посадить бабочку на цветок или листик соответствующего цвета. Игра понравилась малышам, они правильно подбирали бабочку по цветовому признаку, спешили помочь каждой бабочке найти свой домик. Эта игра не только позволяет изучать и закреплять цвета, но и развивает мелкую моторику пальчиков.

Кроме настольных игр дети очень полюбят подвижную игру, а они так же могут способствовать развитию сенсорных впечатлений. Например: подвижная игра «Собери кубики». Сначала разбрасывали кубики двух цветов (красные и желтые), дети подбегали, поднимали их и раскладывали по коробочкам в соответствии с цветом. Игра всегда проходила с хорошей активностью и эмоциональным подъемом. Усложнение шло за счет увеличения количества кубиков разного цвета. Если кто-то из детей ошибался, остальные старались сразу же исправить, подсказать.

Детям нравится игры с разнообразными сортерами, пирамидками, мозаиками, раскладывать кубики и кирпичики по своим домикам-коробкам, сортировать строительный материал по цвету и все это тоже способствует развитию сенсорных впечатлений. Большой интерес вызывают бизиборд, геоконт

Для решения назначенных задач вела кружок в группе раннего возраста «Экспериментирование с водой и песком» и кружок по сенсорному развитию «Калейдоскоп» в младшей группе.

Ну и, конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились:
- индивидуальные беседы;
- консультации «Роль сенсорного воспитания в развитии детей раннего возраста», «Знакомство с сенсорными эталонами, способами обследования предметов», «Дидактическая игра, как средство сенсорного развития детей», «Игры и упражнения, способствующие сенсорному развитию и воспитанию»;
- были оформлены папки - передвижки по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста», «»Игры с песком», «Развитие мелкой моторики», «Бизиборд, как средство развития сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Геоконт»;
- родительские собрания «Развитие сенсорных впечатлений у детей раннего возраста», «Какие игрушки нужны вашим детям»;
- мастер-класс «Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»

Совместно с родителями изготовили атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей и сенсорному развитию, которые способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей.

Результативность опыта, соответствие критериям.
Результаты моей работы, которая проводилась в течение 2 лет, оценивалась по следующим критериям:
- создана предметно-пространственная развивающая среда;
- разработано перспективное планирование с детьми и родителями по данной теме;
- создана картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста;
- у детей сформировались знания об определенных сенсорных эталонах и они овладели рациональными приемами обследования.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорная адаптационно - дидактическая юбка Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет Дидактическая игра своими руками на развитие воображения у дошкольников Игры для сенсорного развития детей в детском саду

Похожие статьи:

Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Лепбук по ПДД для детей младшей группы ДОУ
Опубликовано: 1094 дня назад (21 апреля 2021)
Просмотров: 634
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!