Рекомендации по организации сенсорного развития в детском саду
Данные рекомендации по организации сенсорного развития в детском саду могут быть полезны воспитателям при создании сенсорной зоны в группе для детей разного возраста и определенного возраста; родителям детей дошкольного возраста при организации дополнительных занятий по сенсорному развитию ребенка.
Цель: организация ежедневных развивающих занятий по сенсорному развитию дошкольников
Задачи:
Дополнить, обобщить и систематизировать знания об особенностях организации сенсорного развития дошкольников.
Развивать умение взрослых организовать игру, взаимодействие с детьми разного возраста, используя одно и то же игровое развивающее пособие.
Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя.
Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств.
Развитие зрительного восприятия предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Дети знакомятся с основными цветами и их оттенками, геометрическими фигурами и их объемными формами. Формируются представления о размерах. Дети учатся воспринимать предмет в целом и как целое, состоящее из частей.
Развитие слухового восприятия происходит при целенаправленном процессе восприятия музыки, различных звуков по темпу, ритму, настроению.
Тактильное восприятие развивается посредством тактильных ощущений. Ощущения помогают формировать целостные образы предметов. Исследуя предметы и объекты окружающего мира на ощупь, имеющиеся представления о предметах обогащаются, запоминание особенностей предметов облегчается.
Дети с достаточным развитием мелкой моторики способны логически рассуждать, обосновать и доказать свой выбор, хорошо развиты память, внимание, мышление и связная речь.
Работа ребёнка с мелкими предметами очень важна и для психического развития ребенка. Перебирая крупы, рисование на подносе с мукой, игры в песочнице, поиск игрушек в контейнере с крупой (мукой), нанизывание бусин – это упражнения, направленные на формирование усидчивости, воспитывают терпение, трудолюбие, успокаивают нервную систему, координируют зрительно-моторные навыки.
Дошкольный возраст – прекрасное время для приобретения ребёнком чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира.
В дошкольном учреждении МБДОУ д/с № 6 компенсирующего типа «Золотой ключик» г. Тимашевск, организованы разновозрастные группы. Работа по сенсорному развитию проводится целенаправленно и систематически с детьми разного возраста. Игры, направленные на развитие сенсорики, усложняются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Воспитателями было создано пособие, способствующее развитию зрительно-тактильного восприятия. Оно включает в себя несколько зон. Это сюжетные картинки с тканевыми аппликациями на липучках; четыре зоны красного, желтого, синего и зеленого цветов, где размещены контейнеры и фигуры разных размеров, бусины, крупные бусины для формирования и развития навыков счета основных цветов, большой конструктор с кубиками, призмами, цилиндрами.
Примерные игры по сенсорному развитию развивающего пособия
Игра «Повесь яблоки на дерево»
Цель: познакомить детей с предметами круглой формы одинаковой величины, разного цвета (желтый, красный, зеленый); закреплять представления о желтом, красном и зеленом цветах, геометрической фигуре круг; учить подбирать к одному образцу такие же предметы.
Инструкция: Что это? Что бы могло расти на этом дереве, как ты думаешь? Повесь все яблоки на дерево (либо: повесь все красные (желтые) яблоки).
Данную игру можно усложнить в зависимости от возраста, изменяя условия и инструкцию преподнесения задания, например:
• «Кто быстрее повесит яблоки» (у одного ребенка задача повесить все желтые, у другого – все красные яблоки, находящиеся в одной корзине).
• «Собери яблоки в корзинки» (корзинки соответствующего цвета).
Игра «Посади дерево»
Цель: учить располагать части целого, создавая целое из частей, действуя последовательно, по заранее намеченному плану (сначала сделать ствол, затем ветви дерева, затем расположить листочки, только потом яблоки).
Необходимое оборудование: части дерева (ствол, ветви, листья, яблоки), вырезанные из фетра, основа ковролин с липучками.
Инструкция: Что ты видишь перед собой? Как ты думаешь, ты сможешь сам сделать такое дерево? Помоги мне собрать все части в корзинку. С чего ты начнешь складывать дерево? Попробуй сложить самостоятельно.
Игра «Покажи все желтого цвета»
Цель: учить находить разные предметы одного цвета.
Инструкция: Посмотри на картинку. Расскажи, что ты видишь. Покажи и назови все предметы желтого цвета.
Необходимое оборудование: сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, дерева, цветка на полянке.
Игра «Собери цветок»
Цель: учить собирать целое из частей по образцу
Инструкция: Что ты видишь на полянке? Собери рядом такой же цветок. Сравни эти цветы. Они одинаковые? Покажи серединку. Где лепестки? Какого они цвета? Где стебель, листья? Что в цветах зеленого цвета?
Необходимое оборудование: сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, дерева, цветка на полянке.
Игра «Что на полянке?»
Цель: учить видеть в схематичных изображениях объекты и предметы; учить складывать (восстанавливать) картинку по образцу и на память.
Инструкция: Что ты видишь? Назови и покажи фигуры красного (желтого, голубого) цвета. Из каких фигур сделали девочку? Из каких - грузовик? Что бы ты хотел сделать сам из этих фигур? Попробуй сделать грузовик.
Необходимое оборудование: сюжетная картинка с изображением солнца, облаков, дерева, девочки, грузовика, выполненных из геометрических фигур, вырезанных из фетра.
Игра «Наведи порядок»
Цель: развивать и закреплять представления детей об основных цветах.
Инструкция: Посмотри внимательно, что ты видишь перед собой? Здесь играли ребята, они забыли навести порядок, все игрушки разбросаны и не на своих местах. Ты поможешь мне все исправить? С чего бы ты хотел начать? Что еще нужно сделать?
Необходимое оборудование: пособие, способствующее развитию зрительного восприятия (цвет, форма, размер), части пособия, находящиеся в беспорядке.
Игра «Разложи конструктор в контейнеры»
Цель: развивать и закреплять представления детей об основных цветах.
Инструкция: Помоги разложить конструктор в контейнеры так, чтобы все синее было в синем контейнере. Как ты думаешь, что будет в желтом контейнере?
Необходимое оборудование: конструктор основных цветов в одной большой корзине, пустые контейнеры основных цветов.
Таким образом, данное игровое развивающее пособие создано для сенсорного развития дошкольников разного возраста, цель которого – дать ребенку новый чувственный опыт, облегчающий восприятие окружающего мира в целом.
Рекомендуем посмотреть:
Сенсорная адаптационно - дидактическая юбка
Конспект НОД по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы
Дидактическая игра своими руками на развитие воображения у дошкольников
Мешочки для сенсорного развития детей своими руками
Похожие статьи:
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ