Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры, направленные на развитие коммуникации у детей с ОВЗ

Рекомендации родителям «Игры, направленные на развитие коммуникации у детей со сложными (комбинированными) нарушениями»
Тема: «Игры, направленные на развитие коммуникации детей со сложными (комбинированными) нарушениями»
Данные рекомендации могут быть полезны воспитателю, педагогу-психологу, учителю-дефектологу, педагогам дополнительного образования, работающим с детьми с ОВЗ, родителям детей с нарушениями аутистического спектра, системными нарушениями речи
Цель: информирование родителей об особенностях формирования коммуникации у детей со сложными (комбинированными) нарушениями
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания родителей об особенностях формирования коммуникативных навыков у детей;
Развивать умение взрослых организовывать целенаправленное взаимодействие и сотрудничество с ребенком;
Воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-специалиста (педагога).
Рекомендации
Уважаемые, родители, ниже приведены рекомендации и игры, способствующие формированию и развитию взаимодействия и сотрудничества взрослого с ребенком, установление контакта между детьми.

Чему нужно учить?
• Учить обращаться за помощью к взрослому.
• Формировать целенаправленную совместную деятельность.
• Учить выполнять движения по образцу.
• Стимулировать голосовые реакции ребенка.
• Учить ребенка выражать свои потребности и намерения с помощью звуков, жестов (самообслуживание, прием пищи, посещение туалета, игра).
• Учить здороваться и прощаться с детьми, взрослыми.
• Учить указывать за заинтересовавшую ребенка игрушку, картинку, предмет.
• Учить подавать предмет другому по просьбе взрослому или ребенку.
• Учить ребенка отказываться от ненужного ему предмета.
• Учить выполнять поручения.
Как нужно учить?
1. Будьте терпимы, в то время, когда ребенок капризами и другими эмоциональными проявлениями требует необходимого и желаемого. Если он не говорит, пусть покажет на тот предмет, который ему нужен. Добивайтесь этого! На первых этапах вы говорите вместо него, например, «Дай конфету!». Затем в последующем ждите произнесения ребенком хотя бы звуков или правильного показа на желаемое.

2. Постарайтесь организовать свободное время на выходных так, чтобы вы с ребенком занимались целенаправленной совместной деятельностью. Подумайте, что больше всего из игрушек, предметов, изобразительных средств привлекает вашего ребенка. Понаблюдайте, как он играет. Сядьте рядом, скажите ему: «Давай поиграем!», дождитесь эмоциональной реакции, если ее нет, то просто наблюдайте. Если ребенок не против, просто повторяйте действия за ним, не мешая играть, а направляя. Далее попробуйте показать, как вы играете (простое действие), если он смотрит и не против вашего участия, возьмите предмет его рукой в своей руке и повторите действие.

3. В течение дня не оставляйте ребенка надолго наедине с собой. Просите выполнить простые поручения по дому, например, что-то подать, поставить на свое место, сложить свою одежду. Усложняйте просьбу, не забывая несколько раз показать и проговорить эмоционально вслух.
Хвалите, одобряйте и поощряйте любое выполненное поручение!

4. Подключайте к взаимодействию вашего ребенка с другими членами семьи, расскажите им, чем и как можно заинтересовать малыша.

5. Формируя бытовые навыки, навыки самообслуживания, какие-либо действия с изобразительными средствами, предметами, элементами дидактических игр, помните, что очень важен ваш образец, затем выполненное действие руками ребенка, находящихся в ваших руках. Ваши действия должны быть уверенными, но не резкими, речь выразительна, эмоциональна и без лишних слов.

6. Каждый раз, приходя в гости и встречая знакомых, здоровайтесь с ними эмоционально, проговаривая слова вместо ребенка и для него. Также формируйте и развивайте навык прощания.
Игры, направленные на развитие коммуникации
Игра «Танцуй с другом»
Цель: обучение детей навыкам сотрудничества, переход от игры «рядом» к игре «вместе».
Всем участникам раздать по одной игрушке. Взрослый предлагает потанцевать вместе с игрушками, так как игрушкам танцевать самим скучно.
Далее, количество игрушек увеличить, и попросить участников своим игрушкам найти друга под музыкальное сопровождение. Затем попросить взять в каждую руку по выбранной игрушке и потанцевать.
Затем попросить участников организовать хоровод из игрушек (сложить их в круг), взять за руки соседей и водить хоровод вместе.
На последующих этапах, участники, преимущественно дети должны выбрать в качестве друга не игрушку, а другого участника для танца в паре.
Игра «Помоги Маше»
Цель: воспитание навыков партнерского общения, усиление мотивации к общению, снятие тревожности у детей.
Взрослый говорит, что у девочки Маши случилась беда: сломались все игрушки, и ей больше не с чем играть. Детям показывают несколько частей двух-трех игрушек, например, кольца пирамидки, две части одной машинки др. Раздать участникам по одной части и попросить помочь Маше починить игрушки.
Игра «Подарки»
Цель: формирование потребности в общении.
Взрослый спрашивает ребят, любят ли они получать подарки и, получив положительный ответ, поочередно подзывает к себе участника, дает один шарик воздушный и просит подарить:
а) называя конкретное имя участника;
б) кому хочется.
Игра «Сделай как Я»
Цель: формирование взаимодействия между взрослыми и детьми, положительного отношения к сверстнику.
Взрослый говорит ребенку «Я взяла Яну за руку. Посмотри. Сделай как я». Добивается, чтобы ребенок повторил действие (примерные действия: обняла, застегнула сандаль, погладила по голове, подала игрушку).
Игра «Гримаса перед зеркалом»
Цель: отработка навыков взаимодействия взрослого с ребенком; формирование навыка действия по образцу.
Взрослый подводит ребенка к зеркалу. Обращает внимание на его отражение, комментируя и показывая: «я – Ира, ты – Петя». Далее задать вопросы: «Где Ира (я)?, Где Петя (ты). Предложить повторить гримасу обезьянки, собачка, зайчика, выполнить конкретные действия по подражанию.
Игра «Катаем мячик»
Цель: формировать коммуникативные навыки.
Взрослый и дети сидят на ковре. Взрослый берет мяч и катит его в сторону одного из детей: «Катится мячик в гости к Мише, лови его скорее!» После того как ребенок поймает мяч, предлагает ему катить мяч другому ребенку: «Миша, кати мячик» Если ребенок затрудняется, нужно помочь ему: «Миша, кати мячик Вове!» Каждый ребенок должен поучаствовать в игре. Затем взрослый предлагает перебрасывать мячик друг другу.

Уважаемые родители, помните, для того, чтобы научить своего ребенка общаться с взрослыми, детьми, научить обращаться за помощью, сообщать о своих потребностях, вы должны набраться терпения, систематически уделять для этого свое время. Только вы – образец для подражания, потому что находитесь со своим ребенком больше времени рядом, чем кто бы то ни было, и вы знаете своего ребенка как ни кто другой!

Рекомендуем посмотреть:

Психологические советы для родителей одаренных детей Дидактическая игра как средство коррекции слухоречевой памяти детей старшего дошкольного возраста с Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедической группы Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедическо
Игры для сенсорного развития детей в детском саду | Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 1991 день назад (7 декабря 2016)
Просмотров: 9660
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Александра Фёдоровна Величук # 8 декабря 2016 в 23:52 +1
Спасибо, уважаемая Наталья Николаевна, за подбор игр. Мне эта тема очень близка и интересна, так как присутствует в группе тяжёлый ребёнок, а литературы, где подсмотреть как с такими работать нету. Но к сожалению именно эти игры не совсем подходят в моём случае, потому что мой воспитанник совсем не идёт на контакт, он полностью замкнут в себе. Сердце разрывается от собственного бессилия, не знаю как ему помочь и детям, находящимся с ним рядом.
Наталья Борисовна Якубо # 10 декабря 2016 в 19:31 +1
Спасибо вам за подбор и подробное описание игр. Обязательно пригодится в работе с детьми. Сохраню в закладку.