Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедической группы

Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедической группы
І период (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.

Цель: помощь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.

Задачи:
1. Дать представление родителям о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях.
2. Осуществлять коррекционно-развивающую работу в логопедической группе в тесном контакте логопеда с родителями дошкольников.
3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.

Описание: Об успешности коррекционно-развивающей работы в логопедической группе нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным мне помогают данные рекомендации. Данные рекомендации составлены в соответствии с лексическими темами, которые мы проходим с детьми в старшей логопедической группе. Каждую лексическую тему я распечатала на отдельном листе А4, красиво оформила и теперь каждую неделю вывешиваю на информационный стенд для родителей. Данная информация будет полезна родителям, логопедам, воспитателям.

Содержание.
Сентябрь.
Тема недели – «ДЕТСКИЙ САД»
1. Побеседуйте с ребёнком о профессиях людей, работающих в детском саду, чем занимается каждый из них. Чем в детском саду занимаются дети.
2. Поиграйте в игры:
- «Закончи предложение»
Мальчик лепит, а мальчики … (лепят).
Девочка поёт, а девочки … (поют) и т. д.
- «Когда мы это делаем?»
Завтракаем (когда?) - … (утром). Обедаем - … (в полдень). Полдничаем - … (днём). Ужинаем - … (вечером).

Тема недели – «ИГРУШКИ»
1. Рассмотрите с ребёнком его игрушки. Обратите внимание на материалы, из которых они сделаны. Для активизации в речи относительных прилагательных поиграйте в игру с мячом «Какой? Какое? Какая?». Вы брасаете ребенку мяч и говорите, из чего сделана игрушка; ребёнок ловит мяч, образует словосочетание с относительным прилагательным и возвращает мяч вам.
Мячик из резины – резиновый мячик, мишка из плюша – плюшевый мишка и т. д.
2. Потренируйтесь с ребёнком составлять описательные рассказы об игрушке, используя следующий план:
- Что это?
- Какой внешний вид (величина, форма, цвет)?
- Из какого материала она сделана?
- Как с ней можно играть?
3. Поиграйте в игру «Сосчитай до пяти»
(Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей).

Октябрь.
Тема недели – «ОСЕНЬ»
1. Побеседуйте с ребёнком о времени года, которое наступило. Закрепите в речи ответ на вопрос:
- Какое сейчас время года?
- Сейчас осень.
Расскажите ребёнку, что на улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали разноцветными (красными, жёлтыми), они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.
Побеседуйте с ребёнком об осени на прогулке, понаблюдайте с ним за приметами осени.
Попросите ребёнка самостоятельно рассказать об осени.
2. Поиграйте в игры:
- «Один - много» - Дерево – деревья, лист – листья и т. д.
- «Скажи наоборот» - Тепло – холодно, пасмурный день – солнечный день, длинный день – короткий день, сухой – мокрый, ранняя осень – поздняя осень и т. д.
- «Подбери признак» - небо осенью (какое?) - …, солнце - …, погода - …, деревья - …, трава - … .
3. Прочитайте рассказ Н. Сладкова «Осень на пороге». Обсудите с ребёнком, о каких приметах осени говорит писатель.

Тема недели – «ОВОЩИ»
1. Расскажите ребёнку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля или огорода убирают осенью. Пусть ребёнок перечислит известные ему овощи. Можно усложнить задание, предложив вспомнить все овощи жёлтого цвета (репка, репчатый лук, перец, тыква), красного цвета (помидор, редис, свекла, перец), зелёного цвета (салат, горох, зелёный лук). Сможет ли ребёнок вспомнить оранжевый овощ (морковь) и фиолетового (баклажан).
2. Потренируйтесь с ребёнком составлять описательные рассказы об овощах, используя следующий план:
- Как называется овощ?
- Где он растёт?
- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
- Что можно приготовить из него?
3. Поиграйте в игры:
- «Большой-маленький» - огурец – огурчик, помидор – помидорчик и т. д.
- «Один-много» - огурец – огурцы, кабачок – кабачки и т. д.

Тема недели – «ФРУКТЫ»
1. Расскажите ребёнку, что фрукты растут в саду на деревьях, их убирают осенью. Предложите ребёнку перечислить круглые фрукты (яблоко, апельсин), овальные фрукты (слива, лимон, киви).
2. Потренируйтесь с ребёнком составлять описательные рассказы о фруктах, используя следующий план:
- Как называется фрукт?
- Где он растёт?
- Какой он по цвету, форме, на ощупь, на вкус?
- Что можно из него приготовить?
3. Поиграйте в игры:
- «Назови ласково» - апельсин – апельсинчик, слива - сливка и т. д.
- «Один-много» - яблоко – яблоки, груша - груши и т. д.
- «Назови сок, варенье» - сок из яблок – яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

Тема недели – «САД-ОГОРОД»
1. Предложите ребёнку перечислить овощи и фрукты, которые он знает.
2. Выясните, понимает ли он, что овощами мы называем плоды, растущие в земле и на земле в огороде, парнике, теплице. А к фруктам мы относим плоды, которые растут на деревьях в саду.
3. Потренируйтесь с ребёнком составлять описательные рассказы об овощах и фруктах, используя следующий план:
- Что это?
- Где растёт?
- Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
- Какой вкус?
- Что из него готовят?
4. Поиграйте в игру «Сосчитай до пяти»
(Один огурец, два огурца, три огурца, четыре огурца, пять огурцов. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок).
5. Потренируйте ребёнка в образовании относительных прилагательных
(Сок из моркови – морковный сок. Сок из яблок – яблочный сок.).

Ноябрь.
Тема недели – «ЛЕС. ГРИБЫ, ЯГОДЫ, ДЕРЕВЬЯ.»
1. Предложите ребёнку вспомнить и рассказать о том, где растут грибы и ягоды, какие грибы и ягоды мы называем несъедобными. Для того чтобы уточнить словарь по теме, можно рассмотреть картинки с изображениями даров леса.
2. Предложите ребёнку придумать загадки-описания о грибах, ягодах, деревьях, используя следующий план:
- Что это?
- Где растёт?
- Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
- Какой вкус?
- Что из него готовят?
3. Поиграйте с ребёнком в игры:
• «Сосчитай до пяти» - один мухомор, два мухомора, три мухомора, четыре мухомора, пять мухоморов и т. д.
• «Назови ласково» - малина – малинка, черника – черничка и т. д.
• «Иголочка-листик» - дифференциация хвойные и лиственные деревья.

Тема недели – «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
1. Напомните ребёнку, что одной из примет осени является отлёт перелётных птиц в тёплые края. Знает ли он, почему птицы улетают? (Становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замёрзнут водоёмы, становится трудно добывать корм).
2. Предложите ребёнку вспомнить названия перелётных птиц: грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.
3. Поиграйте с ребёнком в игры:
• «Улетает – не улетает» - взрослый называет птицу,
а ребёнок машет руками, если она улетает, и приседает,
если она остаётся зимовать.
• «Один – много» - ласточка - ласточки и т. д.
• «У кого кто?» - вы называете взрослую птицу, а ребёнок
говорит, как называются её птенцы: у скворца – скворчата,
у журавля – журавлята и т. д.
• «Сосчитай до пяти» - один аист, два аиста,
три аиста, четыре аиста, пять аистов и т. д.

Тема недели – «ОДЕЖДА»
1. Учите ребёнка различать предметы одежды по сезонам.
2. Рассмотрите с ребёнком его одежду, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активации в речи ребёнка относительных прилагательных поиграйте в игру «Какой? Какое? Какая?». Вы говорите, из чего сделана одежда, а ребёнок образует словосочетание с относительным прилагательным.
Свитер из шерсти – шерстяной свитер.
Брюки из вельвета – вельветовые брюки и т. д.
3. Выясните, знает ли ребёнок, что мы называем головными уборами. Пусть рассмотрит и назовёт свои головные уборы и головные уборы других членов семьи.
4. Поиграйте с ребёнком в игру «Четвёртый лишний». Это будет способствовать развитию речевого слуха ребёнка и активизации словаря. Вы произносите несколько слов – названий одежды (свитер, кофта, плащ, шляпа); ребёнок объясняет, что лишнее слово – шляпа, потому что это головной убор, а всё остальное – одежда и т. д..

Тема недели – «ОБУВЬ, ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ»
1. Учите ребёнка различать предметы одежды, обувь, головные уборы по сезонам.
2. Рассмотрите с ребёнком его обувь, обратите внимание на материалы, из которых она сделана. Для активации в речи ребёнка относительных прилагательных поиграйте в игру «Какой? Какое? Какая?». Вы говорите, из чего сделана обувь, а ребёнок образует словосочетание с относительным прилагательным.
Кроссовки из кожи – кожаные кроссовки.
Тапки из вельвета – вельветовые тапки и т. д.
3. Поиграйте с ребёнком в игру «Четвёртый лишний» по темам «Одежда», «Головные уборы», «Обувь».

Рекомендуем посмотреть:

Психологические советы для родителей одаренных детей Развитие диалогической речи в группах компенсирующей направленности Советы учителя-логопеда для родителей Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Участник №57 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2016 года
Сценарий утренника, посвящённого 8 марта, для детей подготовительной группы детского сада | Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедической группы
Опубликовано: 3194 дня назад (23 февраля 2016)
Просмотров: 3233
+14
Голосов: 18
Светлана Михайловна Радулова # 23 февраля 2016 в 18:26 +1
Здравствуйте, Марина Алексеевна! Познакомилась с рекомендациями для родителей. Материал соответствует возрасту детей. По каждой теме даны основные упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи, а также развитию логического мышления в играх "Четвертый лишний". Материал нужный, полезный для родителей. Спасибо. Голосую.
Ирина Владимировна Жабина # 23 февраля 2016 в 19:26 +3
Здравствуйте, Марина Алексеевна!
Спасибо за приглашение. Мне очень понравилась Ваша форма работы с родителями. Такие памятки с информацией для родителей могут вывешивать и воспитатели по своим занятиям. Все представленные в работе рекомендации полезны и выполнимы в домашних условиях. Рекомендации подробные, четкие, с примерами игр, вопросов, планов для составления рассказов. Если родители прислушаются к советам, то очень помогут своим деткам в развитии лексико-грамматической стороны речи. С уважением и голосом 2, И.В.
Геннадий Владимирович Симонов # 23 февраля 2016 в 20:00 +1
Доброго времени суток! Спасибо за хороший материал. Считаю, что данный материал очень актуален на сегодняшний день. Рекомендации, предложенные Вами, легки в выполнении и их можно использовать в домашних условиях. Сам прислушаюсь к Вашим советам и буду использовать их. Спасибо за рекомендации. голосую
Алла Ивановна Ефимова # 23 февраля 2016 в 22:25 +1
Спасибо за ваши рекомендации, за то что длитесь с нами.
Материал интересный и нужный. Примите голос.
Татьяна Куриленко # 1 марта 2016 в 19:33 +1
Здравствуйте, Марина Алексеевна! Понравились ваши рекомендации для родителей которые Вы составили в соответствии с лексическими темами, что действительно поможет родителям, иметь представление о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях. Что очень важно в работе с детьми логопедических групп, так это закрепление пройденного материала.Голос.
Валентина Владимировна Рощина # 2 марта 2016 в 00:58 +1
Марина Алексеевна,очень нужный материал!!!По каждой теме даны профессиональные и действенные советы.Было бы интересно взглянуть на оригинальные рекомендации,которые вы вывешиваете в группах.Спасибо,что делитесь с колегами опытом!!!Примите голос и уважение к Вашей работе учителя-логопеда.
Галина Геннадьевна Шинкарева # 4 марта 2016 в 13:38 +1
Спасибо за приглашение, Марина Алексеевна! В вашей публикации хорошо прослеживается цепочка взаимодействия логопед-дети-родители. Я думаю это дает хороший результат в развитии лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников. Голосую!
Вера Александровна Орехова # 4 марта 2016 в 16:20 +1
Марина Алексеевна, спасибо за приглашение.
Полезный и познавательный материал.
Вы даете полезные и ценные рекомендации родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.
Примите мой голос +1.
Желаю успехов и удачи!!!
Ирина Владимировна Косых # 5 марта 2016 в 18:16 +1
Очень большой подготовленный материал, и работа соответственно большая проделана. Очень интересно, тематические уроки построены легко и понятно для ребенка и для любого педагога будет понятно что и как делать. голосую +1
Ольга Сергеевна Дьякова # 7 марта 2016 в 15:17 +2
Марина Алексеевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень важную часть работы педагога овеществляет работа с родителями. Очень интересный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами.Спасибо за Ваш труд! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Лариса Анатольевна ЕЛИСТРАТОВА # 7 марта 2016 в 15:33 +1
Марина Алексеевна, здравствуйте.Ваша форма работы с родителями очень интересна. Такие памятки с информацией для родителей очень значимы в нашей работе. Все представленные в работе рекомендации полезны и выполнимы в домашних условиях. Рекомендации подробные, четкие, с примерами игр, вопросов, планов для составления рассказов. Если родители прислушаются к советам, то очень помогут своим деткам в развитии лексико-грамматической стороны речи. Главное оформить их так, чтобы они привлекали внимание родителей.
Екатерина Борисовна Фимина # 10 марта 2016 в 22:13 +1
Марина Алексеевна, благодарю за приглашение! С большим интересом познакомилась с представленным материалом. Большое внимание уделено роли родителей в успешном закреплении материала детьми. Это важно при любой деятельности детей. Примите мой голос. Удачи! С уважением, Фимина Е.Б.
Светлана Вячеславовна Клокова # 15 марта 2016 в 13:49 +1
Марина Алексеевна, здравствуйте! Всем известна огромная роль родителей в логопедической группе для помощи в коррекции речевых нарушений детей. Вы правильно подобрали речевой материал по лексическим темам для обогащения словаря, закреплению лексико-грамматических категорий и для развития связной речи детей. После отработки материала по темам дома дети непременно лучше усвоят данный на занятии логопедом материал. Голосую!
Людмила Васильевна Биткова # 3 апреля 2016 в 14:34 0
Марина Алексеевна, здравствуйте! Памятки необходимы для родителей. Спасибо за работу. Голос.
Екатерина Николаевна Демидова # 3 апреля 2016 в 21:35 0
Марина Алексеевна вы разработали очень полезные рекомендации для родителей логопедической группы. Данная работа будет актуальна и для воспитателей в процессе обучения грамоте. Желаю успехов в вашей работе. Голос.
Ольга Сергеевна Мишина # 10 апреля 2016 в 17:36 0
Очень интересный материал! Спасибо!
Татьяна Владимировна Колесова # 9 мая 2016 в 23:03 0
Здравствуйте, Марина Алексеевна! С Вашей работой познакомилась. Вы даете очень хорошие рекомендациями для родителей. Каждая тема раскрыта очень подробно развивается и мышление и лексико - грамматическая сторона речи, главное что материал соответствует возрасту детей. Материал будет полезен родителям так как успех коррекционной работы зависит от того на сколько хорошо помогают родители. Спасибо. Голосую.