РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ІІ ПЕРИОД (ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: помощь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома.
Задачи:
1. Дать представление родителям о том, какая лексическая тема изучается с детьми каждую неделю и как закрепить полученные знания детей в домашних условиях.
2. Осуществлять коррекционно-развивающую работу в логопедической группе в тесном контакте логопеда с родителями дошкольников.
3. Сделать сотрудничество с родителями более продуктивным.
Описание: Данная работа является продолжением работы «Рекомендации родителям по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедической группы – І период». Здесь расписаны рекомендации родителям по лексическим темам, которые мы проходим с детьми в старшей логопедической группе во ІІ периоде. Форма предоставления данной информации родителям та же, что и в 1-й части.
/blogs/marina-aleksevna-durneva/rekomendaci-roditeljam-po-razvitiyu-leksiko-gramaticheskoi-storony-rechi-u-detei-starshei-logopedicheskoi-grupy.html Данная информация будет полезна родителям, логопедам, воспитателям.
Содержание.
Декабрь.
Тема недели – «АТЕЛЬЕ»
1. Проведите с ребёнком экскурсию в ателье по пошиву одежды; покажите, в каком здании находится ателье, расскажите о тех, кто там работает.
2. Предложите ребёнку рассказать о том, кто работает в ателье, что делает. Например:
- Приёмщица оформляет заказы.
- Закройщица принимает заказы и кроит одежду.
- Швея шьёт одежду.
3. Поиграйте с ребёнком в игру «Кто чем пользуется?». Это позволит потренировать ребёнка в употреблении существительных в форме творительного падежа. Вы начинаете фразу, а ребёнок – продолжает. Например:
- Закройщица пользуется … - ножницами.
- Приёмщица пользуется … - калькулятором.
- Швея пользуется … - швейной машинкой.
4. Предложите ребёнку разделить на слоги следующие слова:
нит-ки, ка-туш-ка, и-гол-ка, на-пёрс-ток, мел.
5. Выучите с ребёнком стихотворение В. Орлова «Портниха».
Научилась вышивать я
Кур, цыплят и петушков.
А ещё для кукол платья
Сшила я из лоскутков.
- Молодец, - сказала мама. –
Ты у нас портниха прямо.
Тема недели – «ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
1. Побеседуйте с ребёнком о данном времени года. Потренируйте ребёнка в произнесении слов зима, сугроб, снежинка, сосулька, снегопад, хлопья. Объясните ребёнку, что эти слова обозначают.
2. Побеседуйте с ребёнком во время прогулки о зиме, понаблюдайте её приметы:
- земля покрыта снегом, а реки и озёра – льдом;
- стало холодно, на улице мороз;
- дуют сильные ветры, часто бывают метели, снегопады;
- ночи стоят длинные, а дни – короткие;
- люди надели тёплую зимнюю одежду;
- дети катаются на санках, лыжах, коньках, лепят снеговиков, строят снежные крепости, играют в снежки.
3. Предложите ребёнку рассказать о зиме по плану:
- Какое время года наступило?
- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
- В какие игры играют зимой дети?
4. Поиграйте с ребёнком в игры:
- «Кому что нужно?» Хоккеисту – клюшка; фигуристу - …, саночнику - …, лыжнику - … и т. д.
- «Исправь ошибку» - вы читаете текст, ребёнок должен объяснить, что не правильно и почему:
зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Тема недели – «МЕБЕЛЬ. ЧАСТИ МЕБЕЛИ»
1. Рассмотрите с ребёнком мебель, которая есть у вас дома, побеседуйте о её назначении, о материалах, из которых она сделана.
2. Обратите внимание ребёнка на некоторые детали мебели: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца и т. д.
3. Помогите ребёнку составить рассказ-описание о любом из предметов мебели по образцу. Например: «Это шкаф. Он большой, деревянный, коричневый. У него две дверцы, четыре ножки. Внутри у него есть полки и вешалки. В него вешают одежду и кладут бельё»
4. Прочитайте ребёнку сказку К. Чуковского «Мойдодыр». Выясните, помнит ли он, какие названия мебели прозвучали в сказке.
Тема недели – «СЕМЬЯ»
1. Предложите ребёнку рассказать о членах своей семьи, чем они занимаются.
2. Поиграйте с ребёнком в игры:
- «Назови ласково» - мама – мамочка, сестра - сестричка и т. д.
- «Сравнить, кто старше, а кто младше»
Папа – сын. (Папа старше, а сын младше).
Папа – дедушка.
Дядя – племянник.
Внук – дедушка.
- «Чей? Чья? Чьё? Чьи?»
Шарф (чей?) – мамин, папин … .
Шапка (чья?) тётина, дядина … и т. д.
- «Подбери признак».
Мама (какая?), папа (какой?), бабушка (какая?) и т. д.
Тема недели – «НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК»
1. Повторите с ребенком названия зимних месяцев.
2. Попросите ребенка нарисовать в тетради любимую елочную игрушку или украшенную елочку.
3. Поиграйте в игру «Какой? Какая?»
Какая елочка? (маленькая, зеленая, настоящая, лесная, колючая, пушистая)
Дед Мороз какой? (большой, добрый, веселый)
Снегурочка какая? (веселая, нарядная, красивая) и т. д.
4. Предложите ребенку договорить слово и все вместе повторить.
Вот она елка, на елке … (иголки).
Елочка высока, достает до … (потолка).
Дед Мороз придет и подарки … (принесет).
Дед Мороз, Дед Мороз отморозит тебе … (нос).
Бабу снежную лепили и вокруг нее … (ходили).
5. Пересказ рассказа.
Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело.
Январь.
Тема недели – «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
1. Выясните, помнит ли ребёнок, что птицы, которые зимуют у нас, называются зимующими. Во время прогулки в парке понаблюдайте за зимующими птицами: вороной, сорокой, воробьями, голубями, синицами и др. Побеседуйте о том, чем можно подкормить птиц зимой.
2. Рассмотрите изображения зимующих птиц на картинках. Пусть ребёнок показывает и называет их. Обратите внимание ребёнка на части тела птицы: голову, хвост, крылья, перья. Расскажите и покажите ребёнку, что делают птицы: прилетают, садятся, клюют, чистят пёрышки, улетают.
3. Поиграйте с ребёнком в игры:
- «Улетает – не улетает» - взрослый называет птицу,
а ребёнок машет руками, если она улетает, и приседает,
если она остаётся зимовать.
- «Один – много» - воробей - воробьи и т. д.
- «Назови ласково» - воробей – воробушек, воробьишко и т. д.
- «Сосчитай до пяти» - один воробей, два воробья,
три воробья, четыре воробья, пять воробьёв и т. д.
Тема недели – «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЗИМОЙ»
1. Побеседуйте с ребёнком о том, как зимуют дикие животные. Объясните, что на зиму у них вырастает тёплый густой мех, что зимой им трубно добывать пищу, трубно спасаться от холода.
2. Расскажите, как называются жилища диких животных:
- у медведя – берлога;
- у волка – логово;
- у лисы – нора;
- у ежа – норка;
- у белки – гнездо в дупле.
3. Поиграйте с ребёнком в игры:
- «Один-много».
Медвежонок – медвежата, лисёнок – лисята, бельчонок – бельчата … и т. д.
- «Чей? Чья? Чьё? Чьи?».
Хвост лисы – лисий, лапа медведя – медвежья, зубы волка – волчьи и т. д.
Февраль.
Тема недели – «ПОЧТА»
1. Помогите ребёнку ответить на вопросы:
- Кто работает на почте?
- Что делает почтальон?
- Откуда люди достают газеты, письма?
2. Предложите ребёнку разделить на слоги слова поч-та, поч-таль-он, пись-мо, жур-нал, га-зе-та.
3. Потренируйте ребёнка в образовании однокоренных слов от слова почта. Поиграйте в игру «Одна семейка».
Вы бросаете ребёнку мяч и задаёте вопрос; он ловит мяч, отвечает на ваш вопрос и возвращает мяч вам. В конце игры обратите внимание ребёнка на то, как похожи слова почта, почтальон, почтовый.
- Как называется место, откуда можно отправить письмо, посылку, бандероль? – Почта.
- Как называют человека, который разносит письма, газеты, извещения на посылки? – Почтальон.
- В какой ящик опускают письма? – В почтовый.
4. Прочитайте ребёнку стихотворение С. Маршака «Почта», выучите отрывок из него, поработайте над звукопроизношением и выразительностью.
Тема недели – «ТРАНСПОРТ»
1. Пусть ребёнок расскажет вам о том, что он знает о транспорте. Если он затрудняется, помогите ему вопросами:
- Что называют транспортом?
- Для чего он предназначен?
Выясните, знает ли ребёнок, что транспорт бывает пассажирским и грузовым. Почему его так называют?
2. Познакомьте ребёнка с видами транспорта: дорожным (автобус, троллейбус, маршрутное такси, легковая и грузовая машины), железнодорожным (поезд, трамвай), воздушным (самолёт, вертолёт), водным (теплоход, катер, баржа), подземным (метро). Во время прогулки по городским улицам предложите ребёнку показывать и называть транспорт, определять его вид.
3. Понаблюдайте с ребёнком за грузовым транспортом. Покажите ему грузовик, фургон, цистерну, платформу, контейнеровоз, рефрижератор.
4. Предложите ребёнку разделить на слоги следующие слова:
нит-ки, ка-туш-ка, и-гол-ка, на-пёрс-ток, мел.
5. Прочитайте ребёнку рассказы Б. Житкова «Пожар», «Обвал», «Как пароход подняли со дна». Предложите рассказать, о каком транспорте говорится в этих рассказах.
Тема недели – «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ»
1. Побеседуйте с ребёнком о том, зачем нужны комнатные растения, как нужно за ними ухаживать. Привлеките ребёнка к уходу за комнатными растениями. Покажите, как вы пересаживаете и подкармливаете их.
2. Выучите с ребёнком четверостишие. Следите за произношением и выразительностью.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за солнечный цветок?
Он зовётся Ванька мокрый,
Бальзамин и Огонёк.
3. Потренируйте ребёнка в передаче ритмического рисунка слов. Предложите вместе прохлопать слова цве-ты, гор-шок, фи-ал-ка, баль-за-мин, бе-го-ни-я.
4. Предложите ребёнку рассказать об одном из комнатных растений по образцу:
Традесканция – комнатное растение. У неё тонкие, длинные стебли, сочные зелёные листья и мелкие белые цветы. Она хорошо растёт в тени, любит, когда её опрыскиваю
Тема недели – «НАША АРМИЯ»
1. Побеседуйте с ребёнком о празднике, который мы готовимся отметить – это День защитника Отечества. Расскажите о профессиях военных: лётчике, моряке, пограничнике, танкисте, ракетчике. Расскажите о том, что они охраняют покой мирных граждан, защищают родную землю от врагов.
2. Прочитайте ребёнку и предложите выучить наизусть стихотворение В. Степанова «Наша армия».
3. Помогите ребёнку разделить на слоги названия профессий военных: лёт-чик, мо-ряк, по-гра-нич-ник, тан-кист, ра-кет-чик.
4. Поиграйте в игру «Сосчитай до пяти»
(Один лётчик, два лётчика, три лётчика, четыре лётчика, пять лётчиков. Один моряк, два моряка, три моряка, четыре моряка, пять моряков).
Рекомендуем посмотреть:
Рекомендации для родителей дошкольников
Психологические советы для родителей одаренных детей
Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей старшей логопедической группы
Консультация для родителей детского сада. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье