Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игра по ПДД, 5-6 класс с презентацией

Сценарий по ПДД для обучающихся 5-6 классов. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Автор: Романова Ирина Александровна, методист МАОУ ДО "Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка"[/h3]
Цель: повторить правила дорожного движения, закрепить знание правил безопасного поведения на улице.
Задачи:
- обеспечить усвоение и закрепление норм безопасного поведения на дорогах;
- развивать умение ориентироваться в дорожных ситуациях, использовать имеющиеся знания в практической деятельности;
- формировать представления о типичных ошибках в поведении на дороге;
- продолжить формирование умения принимать правильное решение в различных ситуациях и делать выводы;
- развивать у обучающихся внимание и осторожность при движении по улицам города;
- воспитывать культуру поведения на дороге.
Оборудование: презентация, плакаты по ПДД для украшения зала, дорожные знаки на стойках, пешеходный переход, ордена, макет дорожек, таблички, грамоты, памятные сувениры.
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые зрители! (Слайд 1) Сегодня мы собрались здесь, чтобы повторить правила дорожного движения и посоревноваться.
С давних времен власть пыталась урегулировать порядок на улицах. Еще Иван IV в XVI веке издал указ, в котором предписал необходимость соблюдать правостороннее движение, а к нарушителям относиться без поблажек. В 1683 году во время правления царей Анны Иоанновны и Петра Алексеевича в указе гласилось «ежели кто впредь дерзнет так резво несмирно ездить и лошадьми давить, таким по состоянию их вины будет жестокое наказание или смертельная казнь…»
Так в России были впервые введены правила дорожного движения.
А мы начинаем интеллектуальную игру «Умники и умницы» для юных знатаков ПДД. Я уверена, что собравшиеся здесь ребята хорошо знают, как правильно вести себя на дороге. И сегодня мы это проверим! (Слайд 2)
Я представляю вам наше уважаемое жюри, которое будут оценивать ваши ответы, следить за испытанием: ___________________________________

ОТБОРОЧНЫЙ ТУР (Слайд 3)
Ведущий: Итак, в зале собрались теоретики, которым я буду задавать вопросы. Ребята, будьте внимательны, если знаете верный ответ - поднимайте руку, выкрикивать с места запрещено! За каждый верный ответ - теоретик получает орден. Тот, кто наберет наибольшее количество орденов, продолжит соревнование в большой игре. (Жюри следит за тем, кто первый поднял руку, один человек из жюри выдает орден)
- Внимание, 1 вопрос.
1. Как называется дорожка, по которой люди переходят дорогу, не нарушая правил дорожного движения? (пешеходный переход)

2. Какие виды пешеходных переходов бывают?
(Слайд 4) Во-первых, наземные, надземные, подземные, для обозначения которых существуют специальные инфомационные знаки на синем фоне. Во-вторых, пешеходные переходы бывают регулируемые и нерегулируемые. (Слайд 5) Пешеходный переход называется регулируемым, если он оборудован исправным, работающем в штатном режиме светофором. Нерегулируемые переходы делаются на небольших участках дороги, где поток автомобилей сравнительно невелик. В России такие переходы обозначаются знаками «Пешеходный переход». На таких переходах водители автомобилей и других транспортных средств обязаны уступить дорогу пешеходам. К нерегулируемым переходам также относятся пешеходные переходы, оборудованные светофором, но при этом светофор выключен либо работает в режиме мигающего жёлтого сигнала)[/i]

3. Сколько сигналов на светофоре для пешехода? Что обозначает каждый сигнал светофора? (Слайд 6)(Такие светофоры регулируют движение пешеходов через пешеходный переход. Как правило, он имеет два вида сигналов: разрешающий движение и запрещающий движение. Обычно для этой цели используют соответственно зелёный и красный сигнал)

4. Как правильно переходить дорогу по регулируемому пешеходному переходу? (пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или светофора, а при отсутствии пешеходного светофора – сигналами транспортного светофора)

5. Ты подходишь к проезжей части, а «зеленый» сигнал светофора мигает. Что нужно делать? (У сигнала заканчивается время действия. Он может поменяется на «красный» очень быстро. Начинать движение опасно. Необходимо дождаться, когда «зеленый» сигнал загорится вновь и безопасно перейти дорогу)

6. Нам необходимо перейти дорогу, пешеходного перехода поблизости нет. Что делать? (При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны)
• Перед тем как переходить дорогу, остановись у её края, чтобы оценить дорожную обстановку.
• Внимательно посмотри налево, направо и ещё раз налево.
• Убедись, что все автомобили остановились и пропускают тебя.
• Только после этого начинай переход. Во время перехода продолжай наблюдать за дорожной обстановкой.

7. На нерегулируемом пешеходном переходе остановился автомобиль и пропускает тебя. Твои действия? (Необходимо убедиться, что водители, движущиеся по соседней полосе, в другом направлении, так же тебя видят и пропускают)

8. Ты опаздываешь в школу, а к автобусной остановке на другой стороне дороги как раз подъезжает твой автобус. Что делать? (Ни в коем случае не бежать! Всё внимание должно быть сосредоточено на переходе дороги – по правилам и в положенном месте)

9. Как называется элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном? (тротуар)

10. Пешеходы должны идти по тротуару. А если тротуара нет? Где и как именно должны двигаться пешеходы? (Если на дороге нет ни пешеходной дорожки, ни велопешеходной дорожки, ни тротуара, то ПДД разрешают идти по обочине. Если же нет даже обочины, либо по ней невозможно двигаться, то можно продолжить движение по проезжей части на встречу движения транспорта или по велосипедной дорожке)

11. Как можно (и нужно) сделать себя более заметным для водителей в тёмное и сумеречное время суток, и тем самым обеспечить большую безопасность? (Воспользоваться светоотражающими наклейками и нашивками, прикрепив их на одежду и портфель)
Примечание. (Слайд 7) В тёмное время суток человеческий глаз воспринимает лишь 5% от того, что он в состоянии различить днём. Многие пешеходы не обозначают себя световозвращающими элементами, чем подвергают себя опасности, так как водитель заметит их только в тот момент, когда пешеход будет освещен светом фар транспортного средства. Улучшение видимости пешехода – это важнейший способ предотвращения ДТП, о котором должен позаботиться сам пешеход. Для того чтобы улучшить видимость человека на дороге в темное время суток пешеходу необходимо обозначить себя световозвращающими элементами. Располагать их нужно на верхней одежде, рюкзаках, сумках, детских колясках. Обозначенный пешеход виден в ближнем свете фар на расстоянии 140-150 метров, в дальнем - 300-400 метров. И водитель может предотвратить наезд на него, т.е. снизить скорость движения, быть более внимательным и т.д.

12. Как называется элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств? (проезжая часть) (Слайд 8)

13. Назовите всех участников дорожного движения? (пешеходы, водители, пассажиры)

14. Как называется лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве или на нем? (Пассажир)

15. Мальчик собирается с родителями в поездку. Где должен сидеть пассажир в возрасте 10 лет? (Детей младше 7 лет можно перевозить только с использованием детского кресла на переднем или заднем сиденье легкового автомобиля, ребенка возрастом от 7 до 11 лет – на заднем сиденье в детском кресле или без него, но пристегнутого штатным ремнем безопасности, а на переднем сиденье – только в автокресле, ну а ребенка старше 12 лет – на любом пассажирском месте без детского кресла, но пристегнутого штатным ремнем безопасности)

16. Девочке 12 лет. Где ей разрешено передвигаться на велосипеде? (только по тротуарам, пешеходным, велосипедным, велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон)

17. Ты водитель велосипеда, ты двигаешься по тротуару. Тебе нужно пересечь проезжую часть дороги. Как это сделать? (Перейти дорогу только по пешеходному переходу, спешившись с велосипеда) Примечание. За нарушение этого пункта правила предусмотрен штраф в размере 700 (семисот) рублей)[/i]

18. Каким образом водитель автомобиля предупреждает о том, что он хочет повернуть направо или налево? (Водитель включает сигналы поворота – мигающие оранжевые огни – справа или слева, в зависимости от направления поворота)

19. Каким участником дорожного движения является человек, выходящий из автобуса? (пассажиром)

- Поднимите руку, кто набрал 2 и более ордена. У кого 3 ордена? Кто очень постарался и заработал 4 ордена? (Приглашаются ребята, обладатели 3 и 4 орденов)
- Итак, вы прошли первый отборочный тур, но продолжить игру могут только 3 человека, поэтому для вас мы подготовили еще одно испытание.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО (Слайд 9)
Ребятам предлагается придумать представление. Назвать свое имя, возраст и 3-5 предложениями объяснить, почему, на его взгляд, каждому участнику дорожного движения необходимо соблюдать ПДД (время на подготовку 3 минуты). Ребята удаляются с взрослым помощником готовить сообщение.
В это время все остальные смотрят ролик на тему БДД.
(Слайд 10) Жюри оценивает выступления участников (по 10 бальной шкале в протоколе) и в зависимости от качества выступления, происходит отбор в «большую игру», по количеству баллов также определяется первоочередность выбора дорожек.

ВЫБОР ДОРОЖКИ (Слайд 11)
Ведущий предлагает участникам выбрать себе дорожку.
-Ребята, перед вами 3 дорожки как в светофоре, здесь три цвета: зеленый, красный, жёлтый.
Зеленая – 4 шага и 2 раза можно ошибиться.
Желтая – 3 шага и 1 раз можно ошибиться.
Красная – 2 шага и нельзя ошибаться.
Тот, кто пройдет до конца первым, станет победителем игры "Умники и умницы".

БОЛЬШАЯ ИГРА (Слайд 12)
В презентации 5 тем по 3 вопроса в каждом блоке. Участник выбирает себе вопрос из блока. Двигается по дорожке согласно правилам. Если ошибся больше допустимого, выбывает из игры. В случае победы одного участника, оставшиеся соревнуются за второе место.

Дорожная ловушка
1. (Слайд 13) Вы в спешке стали переходить дорогу. Находясь на середине пути, замечаете, что с правой стороны автомобиль приближается к месту перехода с небольшой скоростью. Ваши действия? Чем опасна данная ситуация?
Ответ: В этом случае пешеход рискует попасть в дорожную ловушку “середины дороги”, т.е. между двух потоков автомобилей, движущихся навстречу друг другу. «Машина едет медленно, и я успею перебежать», думает ребенок и попадает под колеса автомобиля. Кроме того, этот автомобиль может скрывать за собой другое транспортное средство, движущееся на большой скорости. Никаких движений назад делать не нужно! За дорожной ситуацией за спиной пешехода, мешают наблюдать стоящий рядом пешеход. Вы просто можете испугаться и не заметить транспортное средство, движущееся по соседней полосе, в вашу сторону. В данной ситуации правильно остановиться, убедится, что автомобиль справа вас пропускает и только тогда двигаться вперед.

2. (Слайд 14) Вам надо перейти дорогу, справа от вас одиноко на обочине стоит автобус. Ваши действия? Как называется такая ситуация и чем она опасна?
Ответ: Это ситуация закрытого обзора. Автобус может скрывать за собой автомобиль меньших размеров. Водитель автомобиля при этом также не видит тебя. Нужно отойти на безопасное расстояние (например, до пешеходного перехода или перекрестка), где дорога хорошо просматривается со всех сторон и совершить переход через проезжую часть.

3. (Слайд 15) В чем опасность, когда пешеход переходит дорогу - на самом углу перекрестка?
Ответ: Пешеходы в данном случае не видят автомобиль из-за угла - ситуация "закрытого обзора", и опасность «на углу перекрестка» состоит еще и в том, что автотранспорт может поворачивать направо, при этом водителю горит зеленый сигнал. Водитель должен уступить дорогу пешеходу, но все же пешеходу тоже нужно быть внимательным, не все водители соблюдают ПДД. Иногда задние колеса автобусов, грузовиков, прицепов оказываются очень близко к тротуару, бывает неопытный водитель выезжает на “бровку” тротуара, к тому же автотранспорт может быть с прицепом или буксировать другой автомобиль.

Регулировщик (Слайд 12)
- Лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи сигналов, установленных правилами дорожного движения и иными инструкциями, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. Особо стоит отметить перекрестки, на которых регулировщик регулирует дорожное движение, его сигналы распространяются также и на пешеходов. Внимание вопрос. (Слайд 16)
1. Что означает сигнал регулировщика: рука поднятая вверх?
• Запрещает движение транспортных средств, пешеходам можно переходить дорогу за спиной регулировщика
• Запрещает движение всех транспортных средств и пешеходов
• Запрещает движение пешеходов, и разрешает движение транспорта.
Примечание. Поднятая вверх рука: воображаемый красный свет Если регулировщик поднимает руку верх, это значит, что ни пешеходы, ни транспорт не имеют права двигаться в каком либо направлении. Этот сигнал позволяет очистить перекресток от всех участников дорожного движения.

2. (Слайд 17) Имеет ли право пешеход переходить дорогу если рука регулировщика вытянута вперед?
• Не имеет
• Имеет право перейти дорогу за спиной регулировщика
• Имеет право перейти дорогу слева от регулировщика
• Имеет право перейти дорогу справа от регулировщика
Примечание. Пешеход может переходить дорогу, если правая рука регулировщика вытянута вперед и он стоит спиной в сторону дороги, которую собирается пересечь пешеход.

3. (Слайд 18) Кому должны подчиняться водители и пешеходы, если сигналы регулировщика противоречат сигналам светофора?
• Сигналам светофора
• Сигналам регулировщика
Примечание. Конечно сигналам регулировщика. Светофор может быть неисправен, или на дороге какая-то внештатная ситуация.

Дорожные знаки (Слайд 12)
Участнику предлагается задание о дорожных знаках. На экране изображение, вопрос и варианты ответов. Время на раздумье 1 минута.

1. Какие дорожные знаки обозначают место перехода дороги? (Слайд 19)
А. Пешеходная дорожка
Б. Надземный пешеходный переход
В. Пешеходный переход
• Все знаки
• Знаки А, Б
• Знаки Б, В
• Только знак Б
(Ответ. Б, В. Под буквой А – пешеходная дорожка)

2. О какой опасности предупреждает участников дорожного движения этот знак? (Слайд 20)
• Железнодорожный переезд без шлагбаума
Железнодорожный переезд со шлагбаумом
• Пересечение с трамвайной линией
Примечание. Железнодорожный переезд — место одноуровневого пересечения железнодорожных путей и автомобильной дороги либо велосипедной или пешеходной дорожки. Запрет на преодоление переезда при закрытом или закрывающемся шлагбауме и/или действующем звуковом сигнале и светофоре распространяется на всех участников дорожного движения, в том числе на пешеходов и велосипедистов!

3. К какой группе относятся эти знаки? (дорожные знаки: больница, автозаправочная станция, место отдыха)(Слайд 21)
• Информационные знаки
• Знаки особых предписаний
Знаки сервиса
Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов. Наверное, это наиболее понятный тип дорожных знаков, не требующих каких-то специальных комментариев. Знаки сервиса имеют прямоугольную форму и синий фон.

Автомультики (Слайд 12)
Участникам предлагается просмотреть отрывок из мультфильма, герои которого нарушают правила дорожного движения и ответить на вопрос по содержанию мультика.
1. Мультфильм «Автомобиль кота Леопольда» (Слайд 22)
- Почему мыши попали в дорожно-транспортного происшествие?
- Какие правила нарушили герои мультика?
(Мыши на самокате катаются по проезжей части. ПДД «Обязанности пешеходов» пункт 4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам.
• Леопольд оставил автомобиль на дороге - это нарушение правила стоянки автомобиля в не населенном пункте.
• Леопольд и мыши не пристегнуты ремнем безопасности Пункт 2.1.2 ПДД четко оговаривает 2 момента, за которыми должен следить при движении водитель автомобиля, оборудованного ремнями безопасности:
водитель сам должен быть пристегнут ремнем безопасности;
водитель должен проследить, чтобы все пассажиры были пристегнуты ремнями безопасности.
• Выезд на встречную полосу, что чуть не закончилось аварией с грузовым автомобилем
• Превышают скоростной режим 30 км/ч, не обращая внимание на знак.
Все это приводит к печальному исходу)


2. Мультфильм «Ну, погоди!» (Слайд 23)
- Внимательно посмотрите отрывок известного мультфильма. Если бы Вы были инспектором ДПС и увидели бы Волка, который таким образом перемещается по городу на своей машине, то на какие нарушения ПДД с его стороны Вы обратили бы особое внимание?
(Будучи инспектором ДПС мы бы лишили Волка водительского удостоверения, хотя вряд ли оно у него есть. У Волка целый букет нарушений, таких как: выезд на встречную полосу и движение по ней, не включённые указатели поворотов, не горят фары, у него есть нарушения, связанные с расположением транспортных средств на проезжей части. Также Волк не пристёгнут ремнём безопасности, он не уступил дорогу Зайцу на пешеходном переходе. Его машина технически неисправна и вообще движение его очень опасно, оно создаёт на дороге аварийные ситуации!)

3. Мультфильм "Автобус" из серии "Смешариков".(Слайд 24)
Ведущий: Какие правила нарушили пассажиры? Почему смешарикам пришлось ждать следующий автобус?
(В соответствии с пунктом 5.2. «Обязанности пассажира» ПДД
Пассажирам запрещается:
• отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
• открывать двери транспортного средства во время его движения)


Памятки (Слайд 12)
В этом блоке необходимо расшифровать текст. Вставь пропущенные слова и прочитай выразительно. В течение минуты участник размышляет о пропущенных словах в тексте. Текст выводится на презентацию и теоретики вместе с участником думают над задачей. По истечению времени, текст зачитывается с выражением.
1. (Слайд 25) «Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только на зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть дороги перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!»

2. (Слайд 26) «Ребята! При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета или маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом не начинайте переход по пешеходному переходу, а если находитесь на дороге, уступите дорогу этим транспортным средствам и незамедлительно освободите проезжую часть».

3. (Слайд 27) «Ребята! Особенно внимательным надо быть, когда обзору мешают препятствия. Стоящие у тротуара транспортные средства, ларек, кусты могут скрывать за собой движущийся автомобиль. Поэтому убедись, что опасности нет, и только тогда переходи дорогу!»
- Прочитай выразительно памятку для ребят, что у тебя получилось?

Эпилог
Наша игра подошла к концу, вы замечательно играли, давайте, подведем итоги. Поздравим победителей. Пока жюри готовится, мы немного пообщаемся.

Рефлексия
- Как называлась наше мероприятие?
- Какого пешехода можно назвать умным пешеходом?
- Всегда ли нужно соблюдать правила дорожного движения? Почему?
- Какие конкурсы вам понравились больше всего?
- Что нового вы узнали для себя?
(Просмотр видеоролика) (Слайд 28)



Звучат фанфары. (Слайд 29)
(Победитель и призеры получают грамоты и сувениры, самые активные теоретики также награждаются световозвращающими браслетами)
Ведущий: Ребята, каждый из вас должен развивать в себе умение правильно действовать в опасной ситуации. Для этого надо научиться ее предвидеть, быть осторожным и внимательным. Опасность может ожидать там, где ее не ждешь.Сегодня мы повторили самое важное, Правила дорожного движения, узнали что-то новое о том, как правильно вести себя на дороге, надеюсь это поможет избежать неприятностей вам и вашим близким.
Презентация на тему: Интеллектуальная по ПДД игра «Умники и умницы»

Рекомендуем посмотреть:

Викторина по ПДД с ответами для 5 класса Классный час по ПДД для 5 класса. Конспект Классный час по ПДД для 5 класса. Чрезвычайные ситуации на транспорте Внеурочное занятие по ПДД в 5 классе
Участник №12 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2021 года
Спортивная эстафета ко Дню космонавтики для школьников 5-7 класса
Опубликовано: 1080 дней назад (6 мая 2021)
Просмотров: 18497
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!