Сценарий спортивной эстафеты "Космические старты"
Автор: Романова Ирина Александровна, методист, МАОУ ДО "Детско-юношеский центр им. Б.Г. Лесюка"
Цель: формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Расширить знания обучающихся о космонавтике.
2. Способствовать укреплению здоровья детей;
3. Развивать внимание, фантазию, смекалку.
4. Воспитывать командные качества, чувство гордости за Родину.
Этап подготовки: Подготовка необходимого реквизита
(смотреть оборудование), репетиция с детьми танца юных космонавтов, совместное обсуждение сценария, с последующей отработкой показа эстафет капитанами
(заранее выбранными детьми) команд.
Вступительная часть: Построение, разделение школьников на команды, с одинаковым количеством участников. Организационный момент, вступительное слово ведущего.
Основная часть: Проведение спортивных игр среди участников.
Заключительная часть: Подведение итогов.
Оборудование: музыка; красные и желтые звезды для жеребьевки; бейджики для капитанов; ориентиры - 2 шт; мел для определения стартовой черты; макет ракеты из ватманов, шлемы космонавтов для детей, которые показывают разминку; приветствие команд, распечатанные по 2 строки; эстафета «Посвящение в космонавты» - веревка и прищепки; эстафета «Заряди ракету»- муляжи фруктов, бутылки с водой, бумажные шарики; эстафета «Садись в ракету» - 2 обруча; эстафета«Луноходы» - обручи, веревка; эстафета «Собаки-космонавты» - клюшки с изображением собак, шайбы; эстафета «Победи невесомость» - 2 мяча.
Ход мероприятия
I. Вступительная часть. Приветствие команд.
Звучит песня «Земля в иллюминаторе…»
(Вступление и конец).
Участники поделены на две команды с помощью жеребьевки
(детям раздали красные и желтые звезды, у капитанов бейджики с изображение красной и желтой звезды). Построение по периметру в шеренгу за своими капитанами.
Ведущий: Команды: Равняйсь! Смирно!
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на нашей спортивной площадке! Как настроение? К испытаниям готовы?
Ведущий: В 2021 году Россия отмечает 60-летнюю годовщину первого полета человека в космос. С глубокой древности звездное небо манило людей, тысячи лет прошло с те пор, прежде чем эта мечта осуществилась – человек покорил космос! 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин первым в мире совершил полет к звездам и своим подвигом открыл эру пилотируемых полетов в космическое пространство. Сегодня наше мероприятие посвящено этому значительному событию для нашей страны! Мы осуществим путешествие к далеким планетам с космодрома нашей спортивной площадки. Нас ждут теоретические и практические испытания, но сначала проверим, как вы к ним готовы.
Первое задание - приветствие
- Я даю вам ровно 1 минуты, чтобы подготовиться к приветствию, у капитанов листочки с девизом. Вам необходимо придумать название команды, хором назвать его и свой девиз.
Приветствия записаны на листочках:
1. «Тот, кто в космос полетит – подвиг Гагарина он повторит! Кто летает дружно в ряд? - Наш космический отряд!»
2. «Каждый из нас - звезда! Вместе мы – сила!
Ведь если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!»
(В. Маяковский)
Звучит таймер.
Ведущий: Поприветствуем наши команды!
Выступление команд по очереди, слева направо.
II. Основная часть.
Ведущий: В детстве многие из нас мечтали стать космонавтами. Вдохновившись полётом Гагарина, юноши и девушки самостоятельно готовились к полётам. Они обливались холодной водой по утрам, делали зарядку и занимались с гантелями. Детские мечты прекрасны, но стать космонавтом можно было далеко не каждому. В Советском Союзе стандарты были строгими, из 3461 летчика истребителя в первую космическую группу в 1960 году отобрали 20 человек, а к первому полёту в космос подошли всего 6 человек, окончательный выбор пал на Юрия Гагарина. В 21 веке исключительной физической подготовки не требуется. Чтобы полететь в космос достаточно владеть своим телом на уровне золотого значка ГТО, космонавту не обязательно быть маленького роста, но добавилась необходимость высшего образования.
(«МAKULTURA» Современный образовательный журнал, статья «Как тренируют и отбирают космонавтов в России»)
Второе задание – теоретическое
Ведущий: Поэтому сейчас мы проверим ваши знания в области астрономии и истории отечественной космонавтики. Вам нужно отвечать на вопросы только двумя словами «да» или «нет». Все вопросы будут о космосе и о людях, которые его покоряют. Слушаем внимательно вопрос и если ответ положительный, показываем жест большой палец вверх, словно ставим себе лайк в социальных сетях, если отрицательный – делаем шаг вперед. Давайте потренируемся
(да - ведущий вместе с детьми показывает жест, нет - все делают шаг вперед, повторяют вместе несколько раз)!
- Итак, Поехали!
Викторина
1. Ю. Гагарин совершил свой первый полет в космос на космическом корабле «Восток-1»?
(Да)
2. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы?
(Да)
3. Только Земля имеет спутник?
(Нет.) Ответ: бoльшинcтвo плaнeт Coлнeчнoй cиcтeмы имeют cпутники. Чиcлo cпутникoв нacчитывaeтcя oт 1 для Зeмли дo цeлыx 79 для Юпитepa. У двуx нaшиx плaнeт, Mepкуpия и Beнepы, нeт cпутникoв.
4. Солнце – это звезда?
(Да.) Солнце – звезда, это раскаленный газовый шар, источник света, тепла и жизни в Солнечной системе.
5. Первым в открытый космос вышел американец?
(Нет.) Ответ: первым космонавтом был наш соотечественник Юрий Гагарин.
6. Первая женщина-космонавт – Светлана Савицкая?
(Нет.) Ответ: первая женщина-космонавт – Валентина Терешкова.
7. Ближайшая к Земле звезда – Сатурн?
(Нет.) Ответ: Самая близкая к Земле звезда – Альфа Центавра. Расстояние до неё 4.37 световых года.
8. Космонавты летали на Марс?
(Нет.) Ответ. Пилотируемый полёт на Марс — запланирован с помощью пилотируемого космического корабля в XXI веке, в 2023 или 2024 году.
9. Полет Гагарина длился 5 суток?
(Нет.) Ответ: 108 минут, 4,5 часа.
10. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий?
(Нет) Ответ. Плутон. Первоначально Плутон считали девятой классической планетой, но с 2006 года он считается карликовой планетой.
Ведущий: Молодцы, с теорией у вас все в порядке. Посмотрим, как вы готовы физически к полету в космос, но для начала проведем разминку. А помогут нам в этом настоящие космонавты. Давайте встанем шире, свободнее, чтобы не мешать друг другу двигаться, на расстоянии вытянутых рук.
Ведущий: Встречаем наших гостей!
Третье задание – разминка
Звучит музыка. Из-за ракет выходят дети в костюмах космонавтов. Остальные школьники повторяют за ними движения.
Ведущий: Здорово размялись под космическую музыку! А теперь посоревнуемся в спортивной эстафете.
Давайте построимся в колонну у стартовой черты, капитаны встают первыми! На нашем космодроме два экипажа:______________
Ведущий: Все задания вы будете повторять за своим капитаном! Эстафета начинается с команды "На старт, внимание, поехали!"
1 эстафета «Посвящение в космонавты» (на фоне музыки).
Ведущий: Ребята, а вы знаете, где проводятся испытания перед полетом в Космос? Где готовят космонавтов?
Дети: в звездном городке.
Ведущий: Настоящий Звездный городок расположен в Московской области, но сегодня на нашей площадке, он тоже присутствует, нужно только украсить его вашими звездами!
Задание: каждому участнику нужно добежать до ориентира и прикрепить свою звезду к веревке на прищепку в Звездном городке
(возле ракеты). Затем участник возвращается обратно к команде, передав эстафету следующему.
(Самым маленьким помогают юные космонавты)
2 эстафета «Заряди ракету» (на фоне музыки).
Ведущий: Всем известно, что полет в космос может быть очень долгим, поэтому космонавтам необходимо много запасов воды, продуктов питания и кислорода, перед началом путешествия нужно загрузить ракету всем необходимым.
Задание: по сигналу первый участник берет из корзинки муляж фруктов и овощей, бутылки с водой или с кислородом, один из предметов, несет его до ракеты и складывает в контейнер. Затем возвращается, передав эстафету следующему участнику.
3 эстафета «Садись в ракету» (на фоне музыки).
Задание: по сигналу добежать до ракеты, обежать ее справа или слева, в зависимости от расположения команды, и остановиться рядом с ракетой, помахать рукой следующему участнику. Как только это произойдет, следующий участник бежит за своим товарищем и занимает место в ракете. Только если вся команда осуществит посадку в ракету, задание считается выполненным. Эстафета усложнена тем, что перед посадкой необходимо надеть скафандр: добежать до обруча, встать внутри него, наклониться и двумя руками поднять обруч выше головы, выкрикнув слово «Готово!» снова опустить обруч на землю и продолжить свой путь до ракеты.
Ведущий: Молодцы! Вы отлично справились с заданием! Полетели!
(звучит музыкальная заставка «Взлет ракеты»)
4 эстафета «Луноходы» (на фоне музыки).
Ведущий: Внимание, приближаемся к Луне! Луна – это спутник нашей планеты. Это тоже планета, но очень маленькая. На этой планете без «луноходов» нам не обойтись. Луноход - планетоход, предназначенный для передвижений по поверхности. Давайте оденем луноходы
(дети одевают бахилы). Нужно протоптать нашими «луноходами» тропу «Дружбы». Экипажам приготовиться к эстафете «Луноходы»!
Задание: игрокам каждой команды встать паровозиком, друг за другом,образуя планетоход каждому положить свои руки на плечи того, кто стоит впереди, первый игрок держит в руках мяч на вытянутой руке, по сигналу команда направляется в сторону ракеты, преодолевая препятствия между конусами
(кратерами), перешагивают через веревку, затем также возвращаются обратно.
Много лет тому назад произошло необыкновенное событие – первые животные совершили космический полет, советские собаки-космонавты.
5 эстафета «Победи невесомость» (на фоне музыки № 2).
Ведущий: В космическом пространстве не существует земного притяжения, все предметы, даже самые тяжелые становятся легкими как воздушный шарик, в космосе - невесомость. В следующем конкурсе участники постараются справиться с невесомостью.
Задание: по сигналу участники бегут до ракеты с мячом в руках, делают 3 оборота вокруг себя и возвращаются, отбивая мяч о землю, как в игре «Баскетбол».
6 эстафета «Собаки-космонавты» (на фоне музыки).
Ведущий: 12 апреля ежегодно мы отмечаем День космонавтики. Многие вспоминают Юрия Гагарина, первого человека, полетевшего в космос, кто-то Алексея Леонова, первым вышедшего в открытое космическое пространство, еще кто-то вспомнит о полете американцев на Луну... Немногие вспомнят о тех, кто проложил дорогу человечеству к звездам — о друзьях наших меньших, о собаках. Мы все знаем про собак-космонавтов Белку и Стрелку, впервые вышедших в корабле на околоземную орбиту. Но до них ещё много наших четвероногих друзей принимали участие в полётах на космических кораблях.
Следующая эстафета называется «
Собаки-космонавты», им в космосе было очень не просто без человека, их некому было выгуливать, играть с ними. И сейчас мы этим займемся.
Задание: по сигналу нужно взять космический поводок с собакой
(клюшку с изображением собаки в скафандре), толкая мяч, пробежать между кратерами до ракеты. Назад возвращаемся, держа мяч и собаку с поводком в руках. И передаем четвероногого друга в руки следующего участника.
III. Заключительная часть.
Ведущий: Ребята, вы все сегодня отлично выполняли задания, и победила дружба, победил здоровый образ жизни. Не все из вас полетят в космос, да это и не нужно, главное, чтобы у вас было здоровье как у космонавтов, гуляйте с друзьями, правильно питайтесь и оставайтесь такими же дружными, веселыми, ловкими и спортивными.
До новых встреч, друзья!
(Звучит музыка, все фотографируются на память возле ракеты, примеряя шлемы.)
Рекомендуем посмотреть:
Библиотечный урок в 5-6 классе ко Дню Космонавтики. Юрий Гагарин
Внеклассное мероприятие ко Дню космонавтики «Юрий Гагарин – первый в мире космонавт», 6 класс
Квест на космическую тему для школьников 5-6 класса. Сценарий
Игра викторина на «День космонавтики» с ответами и презентацией, 6-7 класс