Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Место естествознания в профессиональном образовании

Роль естествознания в профессиональном образовании социально-экономического и гуманитарного профилей
Известный чешский мыслитель и педагог, один из основателей дидактики Ян Коменский еще в XVII в. написал "Великую дидактику", выступив с лозунгом "обучать всех, всему, всесторонне" и таким образом теоретически обосновав принцип демократизма, энциклопедизма и профессионализма в образовании, в котором скрыты многие ценнейшие плоды будущих "богатых урожаев". В начале XIX в. концепцию фундаментального образования отчетливо сформулировал немецкий филолог и философ Вильгельм Гумбольт. По его мнению, предметом такого образования должны служить те фундаментальные знания, которые именно сегодня превалируют в фундаментальной науке. Таким образом, педагогическая наука базируется на принципах формирования общей научной базы, набора знаний и научного опыта, который позволит продолжать образование при наличии значительного научного кругозора.

Как отмечал Валерий Евгеньевич Фрадкин — заместитель директора по науке Санкт-Петербургского центра оценки качества образования и информационных технологий, сегодня обществом в целом естественнонаучное знание не осознаётся как ценность. С усилением внимания к общечеловеческим, гуманитарным ценностям, естественнонаучное знание почему-то стало противопоставляться им. Нравственность и духовность стали связываться исключительно с гуманитарными вопросами. Активно обсуждаемые обществом вопросы ядерной энергетики, экологии, глобального потепления и нравственной ответственности ученых спровоцировали, в том числе, негативный имидж естественных наук. В течение многих лет наблюдается усиление поляризации общества на «технарей» и «гуманитариев», что постепенно приводит к изоляции «гуманитариев», неспособных говорить на языке «технарей». В то же время «технари» вполне спокойно могут обсуждать гуманитарные проблемы, причем на достаточно высоком уровне. Таким образом, возникает ещё одна проблема: проблема языкового общения. Она приводит к тому, что на определённом этапе значительная часть населения перестаёт понимать естественнонаучные проблемы, так как не владеет языком этих наук даже на дилетантском уровне. Это, в свою очередь, приводит к отсутствию критического мышления в вопросах, связанных с естественными науками, не позволяет оценить степень достоверности информации и ещё больше усиливает поляризацию общества.

Очевидно, назрела необходимость кардинального пересмотра всей системы знаний о мире, человеке и обществе. При этом необходимо осознанно вернуться к изучению единого мироустройства, к целостному знанию, о котором писал выдающийся естествоиспытатель В.И. Вернадский. Другими словами, возникла объективная необходимость в повышении роли фундаментальной базы образования, построенной на основе органического единства его естественно-научной и гуманитарной составляющих. Человек должен научно, зримо и осознанно увидеть свою зависимость от окружающего мира. Если излагать подробно весь научный материал, накопленный в течение длительного времени во всех отраслях естествознания, то получится огромный фолиант, мало полезный даже для узких специалистов естественно-научного профиля. Задача изложения материала естествознания усложняется еще и тем, что его форма должна быть доступной для будущих специалистов, профессиональная деятельность которых будет лишь косвенно связана с естествознанием. Человек, обладающий хотя бы общими и в то же время концептуальными естественно-научными знаниями, знаниями о природе, будет производить свои действия так, чтобы польза, как результат его действий, всегда сочеталась с бережным отношением к природе и с ее сохранением не только для нынешнего, но и для грядущих поколений.

Решение задачи обучения основам естественных наук обучающихся гуманитарного и социально-экономического профилей нашли в обобщающем философском подходе с учетом передовых методов дидактики, основанных на закономерностях усвоения знаний и приобретения умений и навыков. Но, непосредственная задача связи между курсами физики и математики, физики и химии, химии и биологии, биологии и экологии полностью легла на плечи преподавателей. Решить эту задачу невозможно из-за несогласованности понятийного аппарата, уровней предъявления материала, отсутствия согласования времени и объёма изучения материала между различными учебно-методическими комплексами. Постоянное требование инноваций приводит к тому, что преподаватель вынужден вводить эти инновации без должного обоснования, не задумываясь над тем, дают ли эти инновации новый образовательный результат, позволяют ли получить качественный процесс и результат обучения.

Несмотря на объективные трудности, естественнонаучное образование необходимо развивать. Знания концепций современного естествознания помогут будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомится с конкретными естественно-научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими задачами, от решений которых зависит уровень жизни каждого из нас.

Рекомендуем посмотреть:

Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий в учебном процессе Применение игровых технологий на уроках учебной практики в колледже
Опубликовано: 1088 дней назад (5 мая 2021)
Просмотров: 887
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!