Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Применение игровых технологий на уроках учебной практики в колледже

Доклад "Игровые технологии на уроках учебной практики"
Добрый утро уважаемые коллеги!
Зовут меня Цывов Эдуард Анатольевич, работаю мастером производственного обучения токарей в Северодвинском техникуме Судостроения и Судоремонта. Имею высшую квалификационную категорию.
Мой доклад называется «Формирование профессиональных компетенций в игровой форме на занятиях учебной практики по профессии токарь –универсал», а если быть более точнее, то я хочу поделиться своим опытом использования игр в уроках производственного обучения.
И начать своё выступление хочу со слов с которых я начинал свой урок проходивший в форме учебно-технологической игры.
«Человеческая культура возникла и развивается в игре, как игра.»
Йохан Хейзинга- голандский исследователь.

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования усиливают внимание к проблеме подготовки специалиста качественно нового уровня. Качество образования связывают с формированием компетентностей студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
Задача образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями. И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в профессиональной деятельности. В связи с этим требуется обновление содержания, форм, методов и средств обучения с позиции компетентностного подхода.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В настоящее время все выучить невозможно, так как поток информации очень быстро увеличивается, поэтому особенно важно не только то, что студент знает, но и то, как он воспринимает, понимает информацию, как к ней относится, может ее объяснить и применить на практике.
Таким образом, быть компетентным, значит уметь применить знания, умения, опыт, проявить личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной.
В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных Федеральным государственным стандартом профессиональных компетенций, а также общих компетенций.
Формирование общих и профессиональных компетенций необходимо осуществлять на протяжении всего процесса обучения:
1. в период введения в профессию;
2. в период овладения профессией;
3. в период производственной практики на предприятиях.

В наше время, время перемен, на рынке труда нужен рабочий -творческий, активный, талантливый, для обучения такого рабочего необходимы решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения и формирования личности. Именно поэтому в последние годы всё более широкое применение в процессе изучения специальных предметов и учебной практики находят обучающие игры, в процессе которых реализуются обучающая, развивающая и воспитывающая цели.

Спектр педагогических и дидактических возможностей игровых форм обучения достаточно широк. Они позволяют:
• активизировать и интенсифицировать процесс обучения, т.к. достаточно сильно стимулирует мотивы учебной деятельности студентов;
• воссоздать межличностные отношения, процедуры принятия
коллективных решений учащихся в ситуациях, моделирующих реальные условия общественной жизни либо профессиональной деятельности;
• в широких пределах варьировать проблемность, трудность, сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;
• гибко сочетать разнообразие приемы и методы обучения и учения: от репродуктивных до проблемных;
• моделировать практически любой вид профессиональной деятельности;
• игра студентов выступает и как специфический феномен развития юношеской культуры творчества, т. к. позволяет расширить и углубить процесс творческого самоуправления, самосовершенствования,
самоуправления, самореализации, а следовательно, и творческого саморазвития студентов.

Хочу рассказать о некоторых интересных уроках которые мы проводили на базе нашего техникума в токарных мастерских.
Урок на котором я более подробно разберу проходил в форме учебно-технологической игры -по теме «Выполнение токарных работ бригадным способом». Логичный вопрос, Что такое это?
Учебно-технологическая игра – это имитационная модель профессиональной деятельности, в процессе которой технология игры адекватна технологии учебно-трудовых действий будущих специалистов

Главная идея урока родилась в беседе с руководителем БОТиЗ основного механического цеха базового предприятия «Звёздочка», в которой он рассказал, что в цехе катастрофически не хватает грамотных технологов и мастеров, а также о том, что на базе успешного выпускника техникума имеющего не плохие знания, умения и навыки работы на станках можно обучить квалифицированного специалиста.
В результате разговора я решил смоделировать работу учебной группы второго курса на примере работы участка цеха. Имея большой опыт работы на предприятии я составил схему работы группы по аналогии. По моим планам я определил пятерых ребят которые выступили в качестве бригадиров, при выборе я смотрел на личные качества ребят и соответственно на их профессиональную подготовку, оценивая знания и умения! Хочу заметить, что отказа от ребят я не слышал, а наоборот парни сразу же почувствовали груз ответственности на своих плечах, одно дело когда сам встал и сделал, получил хорошую оценку и ушёл домой, а другое когда ты отвечаешь за работу других. Совместно с бригадирами мы составили бригады, которые состояли из 3 человек.
При разработке своего урока я изначально ставил такие цели, чтоб ребята в работе думали не только о себе, но и о том, что труд каждого из них покажет результат работы бригады в целом.
Так всё же какие цели я ставил перед ребятами, вот только некоторые из них.
-Рационально распределять работу в коллективе и выполнять её.
- Формировать вежливое, деликатное отношение к коллегам по группе и мастеру.
- Развивать самостоятельность в работе
- Уметь анализировать, выявлять главное, доказывать
- Бережное отношение к инструменту
- Соблюдение Правил охраны труда

Немного забегая вперёд скажу, что с этими целями они благополучно справились. Хотя акцент на скорость выполнения работы не ставился, но нормы были разработаны.
Непосредственно на вводном инструктаже мы разобрали актуальность проведения урока. Я заострил внимание на техническом потенциале студентов, немного поговорили о том, что в жизни каждого из них присутствует какой-либо коллектив, хотя профессия Токарь считается индивидуальной, но многие детали изготовляются по операциям, т.е. один человек выполняет одну операцию, второй вторую и т.д., от их работы будет зависеть не только личный план, но план других людей, цеха и предприятия в целом.

Разобрали особенности деталей, их выполнение, повторили теоретическую часть, разобрали обязанности всех членов игры.

Бригады получили задание которое состояло из чертежей и маршрутных карт и приступили его выполнять.
Бригадиры получили лист анализа работы членов бригады, где они распределяли и фиксировали работу.
И здесь хотелось бы сказать, с первых минут было видно как ребята не побоюсь этого слова прониклись и проявили себя только с лучшей стороны, ответственность, взаимовыручка, помощь всё это присутствовало, и хочу заметить настрой ребят резко отличался от обыкновенного урока.
(вспомнить фразы ребят о том, что лучше я сам выточу или мне одному удобней)
В процессе работы я ходил проверял правильность выполнения работы, корректировал ход выполнения задания, контролировал соблюдение правил охраны труда

На заключительном инструктаже я на примере урока объяснил студентам, что кроме профессионально-важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей человека, которые и позволят студентам стать после выпуска из техникума конкурентоспособными рабочими.
Затем был отчёт бригадиров о работе(наблюдения, о деталях, и т.п.)
Я поблагодарил всех студентов за плодотворную и творческую работу.
Разобрали некоторые недочеты и ошибки.
Отметили лучших ребят, заостряется внимание на самостоятельности и взаимовыручке при выполнении работы.
Объявляются оценки за урок (аргументация оценок).
Также я хочу вспомнить ещё некоторые уроки которые мы проводили в техникуме,
Уроки технического творчества. Идея этих уроков состояла в том, что ребята заранее получали задание разработать чертёж изделия, а на уроке учебной практики используя различные материалы изготовить это изделие. Так студенты изготовляли вроде и не сложные, но очень красивые Ручки и Подсвечники.

Урок - эксперимент ( Нарезание резьбы с различными смазками).Идея этого урока была в том, что студенты нарезали резьбу используя все основные смазки и различные стали и сплавы, а по окончании работы сравнивали а выявляли достоинства каждой смазки.
Бинарный урок. Данные уроки мы проводили совместно с преподавателями МДК на базе токарных мастерских. Преподаватель объяснял теоретическую часть урока, а я проводил практическую часть.
Урок «деловая игра». С помощью данного урока мы создали презентацию по теме «Правила охраны труда при работе на токарных станках». Ребята моделировали соблюдение и нарушения правил охраны труда и фотографировали это.
Урок по изучению трудовых приемов и операций. Даже такие обычные уроки мы иногда превращаем в уроки по изготовлению красивых изделий. Пример «Шахматы». При изготовлении их ребята отработали почти все темы на первом курсе. Из лучших получился комплект.
Это далеко не полный список уроков которые мы проводили.

В заключении хотелось бы сказать, что практическое обучение и, в частности, учебная практика служит одним из основных средств формирования профессиональных компетенций у студентов СПО.
Без неё невозможно знакомство с реальным производством, закрепление теоретических знаний, приобретение умений и навыков рабочей профессии.
Расширение роли учебной практики как этапа индивидуальной целевой подготовки студента СПО в интересах реального производства можно рассматривать как источник профессиональных компетенций
и, одновременно, как стимул для их формирования.
Спасибо за внимание!
Я готов ответить на ваши вопросы.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока производственного обучения для студентов колледжа. Декоративная отделка поверхности в Актуальность и опыт применения современных образовательных технологий в учебном процессе Конспект урока учебной практики. Оператор швейного оборудования Место естествознания в профессиональном образовании
План-конспект урока в колледже. Тема: «Обработка деталей в 4-х кулачковом патроне» | Подвиг братьев Газдановых
Опубликовано: 2155 дней назад (16 декабря 2018)
Просмотров: 2819
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!