Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание окончаний имён прилагательных»
Цели урока:
1. Развитие навыка правописания окончаний имён прилагательных.
2. Отработка умения определять род и падеж прилагательного.
3. Развитие орфографической зоркости.
Ход урока
1. Введение в тему
«Сказка про краски», Е. Руженцев.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя, домой усталым,
на зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
На рассвете умываться,
И зелёным- презелёным
Полотенцем утираться?
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
- Какая часть речи помогает украсить речь, сделать её образной и понятной?
Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова - имена прилагательные. Сегодня на уроке прилагательное будет в центре внимания. Мы закрепим признаки прилагательных, правописание их окончаний.
2. Значение имён прилагательных.
Значение имён прилагательных люди поняли давно и изучали эту часть речи и в старину. Послушайте отрывок из произведения Фонвизина «Недоросль»
(инсценировка подготовленными детьми). Госпожа Простакова хочет показать, как учён у них сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что выучен грамматике.
Вот какой диалог состоялся.
Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна.
Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин. Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит ещё не навешана: так та покамест существительна.
Правдин. Да, в грамматике силён.
- Вы согласны с объяснением Митрофана? Дверь. Какая часть речи?
- А какие слова к ней «прилагаются», т. е. какая дверь?
- С какой частью речи связано прилагательное?
3. Связь прилагательного с именем существительным.
В самом названии – имя прилагательное – уже содержится намёк на то, что слово должно к чему-то «прилагаться», присоединяться. Прилагаться к существительному.
Даже существует такая сказка.
От рождения у Прилагательных были покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственных признаков.
- А что, если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время,- мечтали Прилагательные и решили, наконец, поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои признаки. Существительные были очень рады новым друзьям.
Так и живут с тех пор прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат признаки. Вместе - служба, вместе - дружба.
- Какие признаки взяли прилагательные у существительных?
- Между существительными и прилагательными очень тесная связь, которая получила особое название. Какое? (согласование)
4. Правописание окончаний имён прилагательных.
- Только иногда один из признаков нельзя определить у прилагательных. Какой и когда?
Мальчик Боря на доске написал такое:
Плывёт лодка по реке серое, большое,
А на лодке плывёт весёлая друзья,
И везут они с собой забавная игра.
Что же это за игра?
Вам я не скажу.
Лучше дальше вам слова ещё я напишу.
В небе звёзды яркая светят и горят,
А друзья с вопросами к вам уже спешат.
Мальчик Боря отошёл, ещё раз он всё прочёл,
Но ошибок не нашёл.
Он решил запутать вас.
Кто исправит весь рассказ?
- Чего не знал Боря?
- Как нужно поступить, чтобы правильно написать окончания прилагательных?
Это правило можно сформулировать в шутливой форме: не хочешь оставаться с носом, проверяй окончания вопросом.
5. Работа в тетради.
Выпишем те словосочетания, в которых Боря допустил ошибки, укажите число, род, падеж.(1 человек у доски).
6. Самостоятельная работа.
А теперь внимание.
Новое испытание.
Вставьте окончания
В эти словосочетания.
Придвиньте карточки.
Разн… песенки, чудес… музыку, про древн… воинов, про малень… лань, в собственн… соку, с красн… коркой.
- Из какого произведения данные словосочетания? (В. Драгунский «Что любит Мишка»)
-Вставьте пропущенные окончания, определите у прилагательных число, род и падеж.
Взаимопроверка.
7. Физминутка.
Если услышите прилагательное в мужском роде- присядьте, если в женском- поднимите руки вверх, если в среднем -хлопнете в ладоши.
Поздний приход, тёплое одеяло, весёлая музыка, солнечное утро, сказочный герой, старинный город, весёлые друзья.
8. Подбор прилагательного по его признакам.
Слово «потерялось». Осталось только окончание –ИМИ. Что можно сказать об этом слове?
1. Имя прилагательное.
2. Множественного числа.
3. Род не определятся.
4. Творительный падеж.
-Подберите такие прилагательные.
-ОГО
1. Имя прилагательное.
2. Единственного числа.
3. Мужской или средний род.
4. Родительный падеж.
- Подберите такие прилагательные.
-ОЙ
1. Имя прилагательное.
2. Единственного числа.
3. Мужской род.
4. Именительный или винительный падеж.
-Подберите такие прилагательные.
А я считаю, что прилагательное с окончанием –ОЙ стоит в женском роде. Возможно ли такое? (Да. Если оно стоит в родительном, дательном, творительном падежах). Ласковой песни, ласковой песне, ласковой песней. Более подробно мы будем говорить о прилагательных в женском рода на следующих уроках.
9. Работа в парах.
Я показываю окончания вы должны назвать словосочетания, в которых у прилагательных вы напишите такие окончания. Работаем в паре (На столах у детей карточки)
-ОМУ, -ЕГО, -ОМ, -ИМ, - ИХ
1 колонка
У дальне… дома
В глух… лесу
С близк… человеком
К высок… дубу
Из дальн… стран
2 колонка
Под маленьк… столом
По прозрачн… стеклу
О звёздн… небе
Из соседн… класса
Для хорош… людей
3 колонка
У син… моря
В шумн… зале
Над глубок… озером
Про домашн… птиц
К больн… другу
-Назовите падеж.
10. Взаимосвязь прилагательных и существительных.
Существительные помогают определить форму прилагательного, а бывает и наоборот.
Прилагательные - очень гибкие слова, они могут приспособиться к любому существительному. Даже, когда в речи используются неизменяемые существительные (пальто, такси), прилагательные помогают понять, о скольких предметах говорится в предложении:
Сшили пальто. Сшили новое пальто. Сшили новые пальто.
11. Работа по учебнику (С. 21 Упр. 318, Т. Г. Рамзаева).
-Какие особенности синицы подчеркнул автор?
-Какова главная мысль данного рассказа?
-Как бы вы назвали этот рассказ?
- Найдите и назовите словосочетания прилагательных с существительными.
По жёлтой грудке
По чёрной шапочке
Под глубоким снегом
Маленькой птице
Острым клювом
Весёлой песенкой
- На какие 2 группы можно разбить данные словосочетания? (дательный и творительный падеж, мужской и женский род)
12. Физминутка.
Выполните задания.
Наклон-левый, потом - правый, станем высокими, а теперь низкими, хлопок -громкий, а теперь - тихий, спина-кривая, а теперь - прямая.
- Что можно сказать о значении прилагательных, которые прозвучали в физминутке? (антонимы)
13. Самостоятельная работа по выбору.
Придвиньте карточку. Вам предлагаются разные задания. Они располагаются по степени сложности. Прочитаем только задания без текстов.
1. Выдели окончания у прилагательных. Определи у них число, род и падеж.
От далёкой звезды, на высоких каблуках, на обратном пути, с крепким здоровьем,
в зимнем пальто, к тёплому дому, в дремучем лесу.
2. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных, определи их падеж.
Зимой в лесу.
Наступает ранн… зимн… утро. Мягко хрустит снег под ногами. Веточки берёз украшены пушист… инеем. Цепочка следов вьётся по лесн… опушке. Весёл… стайка птиц пронеслась над опушкой леса. Она разместилась на верхушке стар… дерева. С его ветвей свалилась снежн… шапка.
3. Вместо точек вставь подходящие по смыслу прилагательные. Выдели окончания, определи падеж.
Зимой.
Зима завалила городок __________________ снегом. С верхушки _______________
ёлки сорвалась птица. Посыпался ________________________иней. Он___________
пылью осел на кустах сирени. В ___________________домах трещали печи.
Слова для справок: старой, пушистым, белой, деревенских, серебристый.
4. Подбери к выделенным прилагательным подходящие по смыслу антонимы
Правой рукой строит, а _________________разрушает. Хорошего держись, а от __________________ удались. Полный колос к земле клонится, а _______________ к небу тянется. Верёвка хороша длинная, а речь-____________________. Чистого и огонь не обожжёт, а _____________________и вода не отмоет.
14. Итог урока
- С какой частью речи работали?
- Что нового для себя вы узнали об имени прилагательном?
- Какое задание вызвало у вас наибольший интерес?
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите
Конспект урока русского языка в 4 классе
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс