Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация патриотического воспитания старших школьников на занятиях по краеведению

Из опыта работы учителя истории и обществознания. Организация патриотического воспитания старших школьников на занятиях по краеведению
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (…) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». В.В.Путин.

Сегодня для российского общества крайне актуальным является решение проблем патриотического воспитания юных граждан страны. Важно уберечь детей, подростков, юношество от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Родине и ее народу. Важно заронить в сердца современных детей и молодых людей ростки чувства любви к своему Отечеству, уважения к своему народу, избавить юных россиян от комплекса национальной неполноценности. Ведь мы так долго не говорили с ними о Родине и ее героях, ее святынях, ее идеалах и ценностях.

Истинных сыновей и дочерей Отечества характеризует патриотизм, проявляющийся в гордости за достижения своей страны и горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным традициям, в созидательном труде на благо Отечества, готовности защищать ее от врагов. В этом контексте и необходимо воспитывать юное поколение россиян.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 гг. реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

В национальной доктрине образования (действует до 2025г.) определены стратегические цели образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, в том числе с преодолением социально-экономического и духовного кризиса, обеспечением высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Национальная доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Идеи национальной доктрины были максимально развиты в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Во-первых, во ФГОСах представлен «портрет выпускника» на каждой ступени образования (НОО, ООО, СОО) и первыми качествами среди других указаны следующие:
– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Во-вторых, во ФГОСах среди результатов освоения общей образовательной программы (НОО, СОО, ООО) на первое место поставлены личностные результаты (направленность личности, ее гражданская позиция), затем метапредметные, предметные.

Организация патриотического воспитания в нашей школе.
С 2016 года одним из направлений внеурочной деятельности учащихся является краеведение. Перед преподавателем стояли три главных вопроса: для чего необходимо изучать этот курс? Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Каким образом организовать процесс обучения, чтобы сделать его интересным, запоминающимся?

1. Для чего необходимо изучать этот курс?
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Данная работа предполагает пропаганду патриотического воспитания молодого поколения путём вовлечения школьников, родителей, общественности в совместные мероприятия по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Проще это сделать на примерах жителей своего села, своей семьи. Учащиеся должны усвоить, что Великая Отечественная война не обошла стороной ни одну семью, не только мужчины, но и женщины, старики, дети, все вносили свой вклад в Победу. К сожалению, после окончания войны, были засекречены данные о людских потерях Советского Союза. Государство забыло тех «кто приняли смертный бой». Про них не принято было вспоминать. История Великой Отечественной войны преподносилась с позиции успехов Красной Армии, неудачи старательно замалчивались. Забыты были не только воины, отдавшие жизни за Победу, но, и их матери, вдовы, дети. Не обошло это и наше село.

2. Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?
Многие учащиеся имеют о Великой Отечественной войне недостаточно информации. Кроме того, прошло 76 лет после тех страшных событий. За эти годы сменилось не одно поколение, ушли из жизни ветераны - участники и свидетели тех событий. Многие учащиеся не знают, что и их родственники, прадедушки, прабабушки, защищали нашу Родину от фашизма, а кто-то из них положил свою жизнь на алтарь Победы. Из-за этого, информация о войне воспринимается как что-то далёкое и человеческие потери России и Советского Союза не затрагивает сердца подрастающего поколения.

Именно поэтому в работе по патриотическому воспитанию важно показать самоотверженность и героизм русского и других народов нашей страны в борьбе за свободу и независимость, разъяснить всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и других войнах, разоблачить фальсификаторов истории Второй мировой войны.

3. Каким образом организовать процесс обучения, чтобы сделать его интересным, запоминающимся?
Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры.

Наиболее подходящей педагогической технологией считаю метод проектов. Метод проектов открывает значительные возможности для формирования основных компетенций учащихся в процессе их включения в практическую и научно-исследовательскую деятельность. Применяются групповые и индивидуальные формы работы.

Работая с различными источниками информации, соприкасаясь с судьбами людей, которые своими подвигами славили нашу Родину, отдавали жизни за свободу нашей Родины, молодые люди будут иначе воспринимать такие понятия как патриотизм, Родина, Отечество.

Изучая историю своей семьи, своего села, вклад жителей села в Победу у школьников проявляется в способность быть верным и преданным своей стране, своему делу, своей семье, своим взглядам и идеям, своей мечте, проявляется уважение к своей стране, к ее прошлому, к памяти предков; в заинтересованности историей своей страны, изучении опыта предыдущих поколений, умении ценить и беречь свою родину, стремлении изменить ее к лучшему, сделать чище, добрее, красивее, повышается престиж военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Патриот не кричит на каждом углу о своей страстной любви к отчизне, он молча, хорошо делает свое дело, остается верным своим принципам, идеалам и общечеловеческим ценностям.
Первоначально, цель работы заключалась в поиске информации о жителях села, не вернувшихся с фронта в годы Великой Отечественной войны. Основным источником информации является обелиск павшим воинам, установленный в селе. На нём высечены фамилии и инициалы 118 бойцов. Восстановив имена и отчества, поиск информации о погибших бойцах продолжили на сайтах министерства обороны Российской Федерации.

Для систематизации полученной информации создана электронная база данных. В неё вносится информация по каждому бойцу. База постоянно обновляется.

В ходе работы были выявлены уроженцы нашего села, не увековеченные на сельском обелиске.

В настоящее время ведётся работа по созданию Книги Памяти села.
Большая роль в краеведческой деятельности отводится встречам учащихся с жителями села, свидетелями той эпохи. Некоторые из них сохранили воспоминания о том времени, могут рассказать о многих жителях села не вернувшихся с войны.

Важным моментом в краеведении является организация поисково-исследовательской деятельности, которая ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности.

Поисково-исследовательская деятельность способствует формированию критического мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. А чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.

Рекомендуем посмотреть:

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного центра Акция "Бессмертный полк" Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан" Патриотическое воспитание школьников

Похожие статьи:

Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов

Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах

Классный час: Афганистан, 5 класс

Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс

Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий

Опубликовано: 56 дней назад (22 июля 2021)
Просмотров: 161
+2
Голосов: 2
Светлана # 23 июля 2021 в 07:29 0
Очень нужное направление в воспитании детей. Многие забыли уже, что такое патриотизм. Родина воспринимается как источник обогащения
Анастасия Абрамова # 23 июля 2021 в 12:30 0
Очень важно рассказывать школьникам о Великой Отечественной войне. Гордиться подвигом нашего народа. Не позволить украсть нашу Победу.
Татьяна Попова # 25 июля 2021 в 21:32 0
Краеведение очень подходит для патриотического воспитания подростков. Изучая свой край, его историю, природу, достижения старших поколений, мы прививаем любовь к своей малой Родине, которая неразрывно связана с нашим Отечеством.