Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Патриотическое воспитание школьников в современных условиях

Патриотическое воспитание в школе
«Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (…) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе». В.В. Путин.

Сегодня для российского общества крайне актуальным является решение проблем патриотического воспитания юных граждан страны. Важно уберечь детей, подростков, юношество от перерастания протеста против накопившихся проблем в обществе в неприязнь и враждебность к Родине и ее народу. Важно заронить в сердца современных детей и молодых людей ростки чувства любви к своему Отечеству, уважения к своему народу, избавить юных россиян от комплекса национальной неполноценности. Ведь мы так долго не говорили с ними о Родине и ее героях, ее святынях, ее идеалах и ценностях.

Истинных сыновей и дочерей Отечества характеризует патриотизм, проявляющийся в гордости за достижения своей страны и горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным традициям, в созидательном труде на благо Отечества, готовности защищать ее от врагов. В этом контексте и необходимо воспитывать юное поколение россиян.

За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В 2001-2015 гг. реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» подготовлена на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.

В национальной доктрине образования (действует до 2025 г.) определены стратегические цели образования, которые тесно связаны с проблемами развития российского общества, в том числе с преодолением социально-экономического и духовного кризиса, обеспечением высокого качества жизни народа и национальной безопасности. Национальная доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.

В законе Российской Федерации «Об образовании» в качестве принципа государственной политики закреплено воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Идеи национальной доктрины были максимально развиты в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС). Во-первых, во ФГОСах представлен «портрет выпускника» на каждой ступени образования (НОО, ООО, СОО) и первыми качествами среди других указаны следующие:
– любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
– осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества.

Во-вторых, во ФГОСах среди результатов освоения общей образовательной программы (НОО, СОО, ООО) на первое место поставлены личностные результаты (направленность личности, ее гражданская позиция), затем метапредметные, предметные.
Школьный музей как основа патриотического воспитания
С 2016 года одним из направлений внеурочной деятельности учащихся является краеведение. Первоначально, основным направлением деятельности было изучение жизни села, поиск сведений о жителях села пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. По мере накопления материала, было принято решение о создании школьного историко-краеведческого музея. Датой основания музея является декабрь 2022 года.

В настоящее время в музее имеются следующие экспозиции:
- История села;
- Русский быт;
- Никто не забыт – ничто не забыто;
- Земляк в истории страны;
- Летопись школьных лет;
- Выпускниками славится школа;
- Нумизматика

Школьный историко-краеведческий музей в соответствии со своим профилем расширяет и углубляет знания учащихся. Он развивает чувство причастности к судьбе малой родины, воспитывает у школьников любовь и уважение к родному краю, своей стране, к ее историческому прошлому и настоящему. Музей выступает важным фактором формирования общественной активности учеников, способствует сохранению и укреплению школьных традиций.

Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самостоятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность. Школьный музей призван не только закреплять программный материал, но и пробуждать у ребят стремление к познанию, способствовать воспитанию подрастающего поколения через походы и экскурсии по родным местам. На основе поискового материала дети, создают экспозиции, пишут исследовательские работы, сохраняя частицы прошлого.

Задачами нашего школьного музея являются:
• Воспитывать чувство патриотизма - такого "социального чувства, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины".
• Сохранить для воспитанников и потомков подлинники, первоисточники, музейные предметы, представляющие историческую, художественную или иную ценность.
• Способствовать внедрению музейного материала в учебный процесс .
• Преобразовать музейный предмет в средство информационного и эмоционального восприятия минувших эпох.
• Способствовать включению учащихся в социокультурное творчество, поисково-исследовательскую деятельность по изучению, восстановлению истории малой Родины.
• Способствовать формированию духовных ценностей.

Музейная школьная педагогика является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование патриотизма у детей и способствует эффективной реализации воспитательных задач. Работа школьных музеев формирует знания у учащихся по истории родного края, углубляет и расширяет их кругозор. Основной задачей школьных музеев является воспитание учащихся на примерах отечественной истории, развитие у школьников исторического сознания путем приобщения к Великому прошлому России, особенно к событиям, творцом которых был народ, идущий во имя Отечества на жертвы, лишения, проявивший самоотверженность, стойкость, героизм, мужество в годы суровых испытаний в борьбе за свободу и независимость от вражеский нашествий. Изучение истории своего народа есть наилучшее средство воспитать учащихся в духе любви к Родине, в духе патриотизма.

Школьный музей - это не только музейные экспозиции или выставки в стенах школы, это многообразные формы школьной работы, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию праздников и встреч. Особый интерес в работе музеев вызывает поисковая деятельность, которая имеет исследовательский характер. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиций, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга.

Со своими исследовательскими работами учащиеся успешно участвуют в конкурсах различного уровня.

Время неумолимо идет вперед, но вместе с тем оно не властно над памятью народа. Школьники в настоящее время мало знают о подвигах героев Великой Отечественной войны. Возникает постоянная необходимость приблизить немеркнущие подвиги народа, примеры гражданского долга к сознанию, чувствам ребят, приобщить их к истокам героизма дедов, укрепить живую связь времен и поколений.

Патриотизм - одна из базовых составляющих личности гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов, формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Школьникам нужны героические образы, ибо с детства в их сознание должны входить высокие понятия: долг, ответственность, верность, подвиг, патриотизм.

Школа живет и развивается, уверенно идет в будущее, в завтрашний день. Но у нее есть и прекрасное прошлое, которое бережно хранится в школьном музее и является достоянием каждого ученика и учителя, предметом гордости и восхищения.

В музее открыты две экспозиции, посвящённые защите своей Родины: «Никто не забыт, ничто не забыто» и «Герои СВО». Первая экспозиция рассказывает о жителях села, которые ценой своей жизни защитили нашу страну и весь мир от фашизма, вторая рассказывает о целях проведения специальной военной операции, об отличившихся бойцах, которые проявляя беспримерное мужество и героизм защищают жителей Луганской и Донецкой республик от возрождающегося фашизма.

Возросшее внимание государства и общества к патриотическому воспитанию, а, следовательно, и к деятельности музеев, открывает новые перспективы, создает новые возможности для их развития, вселяет в нас надежду на то, что патриотизм, став основой всего нравственного и духовного воспитания, станет и основой возрождения России. Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине.

Рекомендуем посмотреть:

Гражданско-патриотическое воспитание подростков в условиях реабилитационного центра Акция "Бессмертный полк" Внеклассное мероприятие для школьников "День Первого Президента Республики Казахстан" Патриотическое воспитание школьников

Похожие статьи:

Социально-патриотическая акция, посвященная памяти воинов – интернационалистов

Классный час на тему патриотическое воспитание в 7-8 классах

Классный час: Афганистан, 5 класс

Классный час «Наша родина – Россия», 3 класс

Встреча с воинами интернационалистами в школе. Сценарий

Организация патриотического воспитания старших школьников на занятиях по краеведению
Опубликовано: 261 день назад (8 марта 2024)
Просмотров: 455
+1
Голосов: 1
Сергей Николаевич # 8 марта 2024 в 11:46 0
Патриотическое воспитание всегда занимало особое место в воспитательной работе.Школьнму музею отводится важная роль в данной работе. Любовь к Родине начинается с любви к своей малой Родине.
Ольга Владимировна # 8 марта 2024 в 18:41 0
Очень хорошо, что в музее представлена экспозиция о героях СВО.
Людмила Николаевна # 9 марта 2024 в 09:04 0
Очень хорошо, что государство обратило внимание на патриотическое воспитание. Воспитать патриота нельзя без знаний истории своей страны, своего края. Очень отрадно, что направление внеурочной деятельности по краеведению привело к созданию музея, в котором дети знакомятся с героическим прошлым и настоящим своей страны.