Сценарий праздника с детьми подготовительной группы детского сада «День башкирского языка»
Пояснительная записка
Одна из важнейших задач воспитания подрастающего поколения – это патриотическое воспитание. Начинается оно ещё в дошкольном детстве: любовь к маме, семье, родному дому, родной улице, родному краю, городу, республике – безусловно, это главные кирпичики, которые и закладывают основу для патриотического воспитания.
В рамках тематической недели, посвященной Дню башкирского языка, с детьми были проведены тематические занятия, на которых дети узнали много интересного об истории, культуре. Знакомились с литературой, изобразительным искусством и фольклором башкирского народа, рассматривали фотографии с орнаментами башкирского народа.
Целью данных мероприятий является развитие интереса воспитанников к изучению и сохранению башкирского языка, воспитание уважения к культуре и традициям башкирского народа, создание условий для раскрытия творческих способностей воспитанников.
Были проведены занятия по рисованию на темы: «Башкирский народный костюм», «Орнамент башкирского народа. В ходе занятий ребята рассматривали иллюстрации башкирской национальной одежды, знакомились с новыми терминами. На фоне башкирской мелодии ребята с удовольствием занимались творчеством. Рисовали башкирского орнамента «бараний рог». Дети играли подвижную народную игру «Юрта».Играли с азартом и удовольствием повторяли движения танцев башкирского народа.
Проведенные мероприятия вызвали у детей интерес к истории башкирского народа, к башкирскому языку, способствовали формированию гордости и уважения к народу, населяющему Республику Башкортостан.
Актуальность:
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину.
В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи.
Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры.
Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение дошкольников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».
Цель: формирование у детей нравственно-патриотических чувств к родному городу.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о башкирском языке и о празднике;
- углубить знания об истории и культуре башкирского народа;
- активизировать словарный запас и связную речь детей;
- формировать уверенность при публичных выступлениях;
Развивающие:
- развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникацию;
- совершенствовать музыкально-ритмические движения в творческой активности детей;
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свою Родину, культуру общения, любовь к близким, эмоциональную отзывчивость, доброту;
- воспитывать доброжелательность и интерес к сверстникам,
- побуждать детей к активному участию в музыкальных играх и танцах;
- создание благоприятной атмосферы доброжелательности и
взаимопонимания.
Возвраст детей: подготовительная группа
Персонажи: гостья в башкирском национальном костюме, Дед мороз.
Дата проведения: 14.12. в день башкирского языка
Ожидаемые результаты:
Дети знают:
- место проживания: республика, город; предприятия родного города и их значимость; символику республики, города, достопримечательности, климатические условия.
- свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями. Столицу своей Родины, ее историю, достопримечательности, показывают на карте России несколько крупных городов. Флаг, герб, гимн России;
- называют представителей других национальностей, населяющих Родину. Уважают их культуру и традиции;
национальные игры, с удовольствием в них играть.
Занятие проходит в музыкальном зале, на центральной части висят башкирские орнаменты, на столе по середине стоит сундук, на нем башкирские нагрудники, куклы мужского и женского пола в башкирских национальных костюмах.
Оборудование: ноутбук, башкирский музыкальный инструмент – кубыз, сундук, куклы в башкирских национальных костюмах, нагрудники, столы, стульчики, 4 больших платка.
Ход занятия
Стульчики расставлены полукругом. По краям расставлены столы (4 штуки).
Звучит спокойная мелодия. Гостьяв башкирском национальном костюме ожидает ребят в музыкальном зале.
Воспитатель: вместе с детьми заходит в музыкальный зал. Ребята рассаживаются. Обращает внимание на гостьюв национальном костюме.
Гостья приветствует детей на башкирском языке.
Дети: Здороваются с гостем на башкирском языке
Воспитатель: В нашем городе живут народы разных национальностей. У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться за свой язык. И в этом зале собрались представители разных национальностей, чтобы воспеть свой великий родной язык.
Гостья: Ребята, а на каком языке я с вами поздоровалась? (ответы детей)
Гостья: Я поздоровалась с вами на башкирском языке. Сегодня ребята, праздник – день башкирского языка. И я хочу познакомить вас с культурой этого языка. Читает стих на башкирском языке:
Башкиры мои, нужно учение,нужно учение,
Меж нами много невежд, учение редко!
Как бояться глупого медведя на Урале,
Эй, братья, так надо бояться невежества.
Воспитатель: Это стихотворениеребята про то, что нужно знать и любить свой родной язык.
Гостья играет на кубызе. После игры говорит.
Гостья: Я вам сыграла на башкирском музыкальном инструменте, который называется кубыз. Давайте повторим все вместе: КУ – БЫЗ.
Ребята хотите посмотреть кубыз? (рассматривают инструмент).
Гостья встает посередине зала, кружится и говорит.
Гостья: Посмотрите, ребята! На мне национальный башкирский костюм. Вот это платье (показывает) – на башкирском КУЛДЯК, а вот эта жилетка на башкирском будет ЕЛЯН. (повторяет с ребятами слова) А это сапоги, которые башкирские девушки надевали, когда танцевали на праздниках, на башкирском будет СИТЕК. Давайте вместе повторим. Посмотрите, у меня на жилетке есть орнамент. Он называется «Бараний рог», а на башкирском КУСКАР. Давайте повторим. Ребята, вы наверно заметили, что у меня на костюме очень много монет, которые при танце звенят. Вот послушайте.
Гостья подходит к каждому ребенку, дает потрогать костюм, позвенеть монетками.
Гостья: А сейчас я вам предлагаю нарисовать башкирский орнамент «Бараний рог» сами! Попробуем?
Дети: Да!
Гостья: Посмотрите, из каких элемент состоит этот орнамент.
Дети рассаживаются за столы, у каждого лежит листок бумаги с башкирским орнаментом, цветные карандаши. Включается башкирская спокойная мелодия.
Ребята увлеченно рисуют, обсуждают с педагогами, что у них получается.
Внезапно музыка меняется. Заходит Дедушка Мороз.
Дед Мороз: Здравствуйте, ребята! Как долго мы не виделись! Как же вы подросли за год! Как я рад видеть вас! (подходит к каждому ребенку, смотрит рисунки, хвалит, подбадривает)
Гостья: Дедушка Мороз! А почему ты так рано пришел к нам?
Дед Мороз: Как рано? Разве сегодня не праздник?
Гостья: Сегодня действительно праздник, но не новый год. Ребята, какой праздник мы сегодня отмечаем?
Дети: День башкирского языка!
Дед Мороз: Ой, я совсемстарый стал… Как же я так ошибся. (грустно смотрит на ребят)
Гостья: Дедушка Мороз, не переживай! Мы рады тебя видеть сегодня. Сейчас мы как раз собирались поиграть в башкирскую игру. Будешь играть с нами?Игра называется «Юрта».Предлагаю вам сыграть эту игру с Дедом Морозом.
Гостья: Итак, начнем? Вы видите, здесь 4 стульчика, накрытых платками. Это будут наши юрты. Юртами называли жилье древних башкир. Вот так они выглядели (показывает картинки с изображением юрт).
- Для начала игры нам нужно разделиться на 4 команды по 4 человека. Каждая команда встает рядом с одной импровизированной юртой. Давайте попробуем соорудить юрту: для этого каждому члену команды нужно взяться правой рукой за один уголок платка и поднять вверх.
- Как здорово у вас получается! Настоящая башкирская юрта.
А теперь давайте вместе возьмемся за руки, будем идти переменным шагом и петь:
Мы, веселые ребята,
соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
и помчимся на лужок.
Педагог поёт, дети повторяют за ним.
Гостья: Здорово! Пока мы с вами будем ходить по кругу и петь песню, будет играть башкирская мелодия, как только вы услышите, что она не играет – ваша задача собраться вчетвером и соорудить юрту из платка. Понятно задание? Тогда начнём.
Игра «Юрта» – 2-3 мин
Дед Мороз: Молодцы ребята, мне ваша игра очень понравилось.Но мне пора уходить!До новых встреч!
Гостья: Спасибо, Дедушка Мороз! Ребята, а хотите узнать, как будет на башкирском «Дедушка Мороз»? (Да!)
Деде Мороз на башкирском – КЫШ БАБАЙ. Давайте вместе повторим. Повторяют все вместе. А давайте попрощаемся с Деде Морозом на башкирском языке! САУБУЛ, КЫШ БАБАЙ!
Дети повторяют: САУБУЛ КЫШ БАБАЙ!
Воспитатель: Ребята сегодня мы увидели, культуру башкирского народа как поют и танцуют,традиции,но все они любят свой дом, семью, свою Родину, хотят жить весело, дружно и мирно.
Рекомендуем посмотреть:
Праздник "Татьянин день" в подготовительной группе. Сценарий
Сценарий музыкально-оздоровительного досуга в подготовительной группе «Тебе, мой край родной!»
Сценарий выпускного бала в детском саду: Первый бал выпускной
Спортивно-цирковое развлечение для детей 5-7 лет. Веселый аттракцион
Похожие статьи:
Музыкальное развлечение в подготовительной группе ДОУ
Физкультурный досуг в подготовительной группе зимой в зале