Конспект НОД в подготовительной группе по аппликации в нетрадиционной технике «декупаж» на тему «Сказочная Гжель»
Цель: создание условий для развития интереса дошкольников к декоративно-прикладному искусству.
Задачи:
- Закрепить представление детей о гжельском промысле, о его колорите, элементах росписи.
- Познакомить детей с техникой по оформлению - «декупаж».
- Совершенствовать умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади.
- Развивать творческие способности детей. Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук.
- Воспитывать чувство уважения к труду народных умельцев, желание принимать участие в новой работе, добиваясь хорошего результата.
Материал: изделия гжельского промысла - различная посуда и сувениры;
иллюстрации, на которых изображены изделия Гжели; макет дома; салфетки для декупажа, клей ПВА, кисти, ножницы, влажные салфетки, заготовки: чайник, чашка, ваза (по количеству детей); запись русских народных мелодий, видеозапись «Коробейник».
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана Николаевна.
Как много гостей, поздороваемся с ними. Сегодня в нашем зале светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам улыбнуться друг другу и подарить окружающим хорошее настроение!
Звонок телефона
Ребята, минуточку, у меня видеозвонок.
Экран видео «Коробейник»
Ребята, я, коробейник, и у меня большие неприятности! Узнали гжельские мастера-умельцы про ярмарку и доверили мне побывать на ней, показать людям красоту изделий гжельских да продать товар хорошо! Я так торопился, так спешил, что товар весь разбил? Что же я скажу мастерам, как смогу показаться им на глаза? Что мне делать?
Воспитатель: Ребята, что делать?
Дети: Помочь.
Воспитатель: Вы поняли, кто такой коробейник? (коробейник-торговец, который в своем коробе, висевшем у него на шее, разносил товар по деревням и продавал его). Куда он спешил? А что такое ярмарка? (Ярмарка -большой базар, где продавали свой товар мастера-умельцы).
Мы решили помочь коробейнику. А как мы можем ему помочь?
Дети: слепить, нарисовать, склеить.
Мотивация (поможем сделать новые изделия народных промыслов)
Воспитатель: ребята помогут тебе, коробейник.
Коробейник: Я очень рад, ребята! А в помощь вам чудесные гжельские рукавицы и мой короб (звук волшебства).
Ах, какие рукавицы!
(рассматриваем рукавицы).
Гимнастика для глаз:
Вправо – влево поведи –
Рукавицы разгляди.
Глазки поднимаем,
За рукавицами наблюдаем.
Воспитатель: какую посуду хотел продать коробейник?
Кажется, я знаю, у кого много гжельской посуды - у Гжелочки. А где она живёт, спросим у чудесных рукавиц:
Чудесные рукавицы, помогите,
В гости к Гжелочке проводите.
(Дети проходят к ширме, оформленной в виде гжельского домика. За ширмой – стол с гжельской посудой и кукла Гжелочка).
- Как красиво! Как такая посуда называется?
- Предлагаю всё внимательно рассмотреть, это нам пригодится.
- Внимательно посмотрите, что в этой посуде общего?
(цвет, рисунок).
- Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, который расположен на белом фоне.
- Ребята, из каких элементов состоит гжельская роспись?
Узнать нам это помогут волшебные коробочки.
Игра «Волшебные коробочки»
(на столе стоят три коробочки в них спрятаны карточки, на которых изображены элементы гжельской росписи. Ребенок может открыть назвать элемент росписи. Остальные дети находят этот элемент на посуде).
Коробочки помогут определить, как вы знаете элементы гжельской росписи и вашу внимательность. Коробочку покрути, элемент нам покажи. Кто самый смелый? Выбирай коробочку, покажи нам элемент и расскажи, как он называется?
Капелька: Она напоминает дождевую каплю или лепесток ромашки. А теперь проверим, кто самый внимательный! Приглашаю двух человек. Постарайтесь найти такой элемент на посуде. Молодцы!
Кто хочет открыть следующую коробочку?
Бордюры и сеточки: Это полосы, выполненные с использованием
прямых и волнистых линий, точек и сеточек.
Гжельская роза: сине-голубой цветок в форме розы.
Ребята, как располагаются узоры на посуде? (в центре самый крупный – гжельская роза, по краям - бордюры и сеточки).
Воспитатель: Молодцы ребята! Теперь мы многое узнали о Гжели, пришло время выполнять обещание. А какое обещание мы дали коробейнику?
(сделать гжельскую посуду для ярмарки). Готовы? Тогда за дело.
А в мастерскую нас проводят
чудесные гжельские рукавицы:
Чудесные рукавицы помогите,
В гжельскую мастерскую проводите.
(Подошли к рабочим столам).
Покрутись, покрутись в мастеров превратись!
(хлопает в ладоши, дети крутятся вокруг себя).
Дети проходят за столы.
Ребята, мы попали в необычную мастерскую. Посмотрите, какие интересные, красивые предметы в этой мастерской.
Они сделаны в технике декупаж.
Декупаж - это вид творчества, где с помощью приклеивания вырезанных красочных картинок украшают разные предметы.
Воспитатель: Для выполнения работы в технике декупаж необходимы:
(показ материалов и инструментов в мастерской)
1. Предмет, на который будет наклеиваться картинка.
2. Ножницы.
3. Салфетки с картинками для вырезания.
4. Клей.
5. Кисти.
Показ, одновременное объяснение:
Для вырезания мотивов из салфетки нам понадобятся ножницы.
Если вырезать мотив сложно, можно просто аккуратно оторвать его от салфетки. Самый крупный мотив помещаем в середину изделия, края украшаем бортиком, дополняем мелкими мотивами. Мотив из салфетки прикладываем на поверхность и плоской кисточкой начинаем приклеивать, промазывая клеем с внешней стороны. Приклеивание начинаем от середины мотива. Пропитываясь клеем, салфетка может растягиваться, поэтому приклеивать следует очень осторожно, расправляя кисточкой образующиеся складочки.
Ребята, как вы думаете, кто наши самые главные помощники? (ответы детей). Хорошо, тогда я вам дам подсказку!
Любят труд, не терпят скуки,
Всё умеют наши …
(руки)
Воспитатель: - Правильно, руки и наши пальчики.
Подружимся с ними, подготовим их к работе.
Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои»
Вот помощники мои, их как хочешь поверни:
(смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак
(потираем руки)
Раз, два, три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять
(встряхиваем кистями)
Постучали,
(стучим по столу)
Повертели
(круговые вращения кистью)
И работать захотели
(потираем руки)
Воспитатель: в каждой работе необходимо соблюдать технику безопасности. И мы с вами, пользуясь ножницами, будем очень осторожны.
- Выбирайте понравившиеся изделия для работы (шаблоны лежат на столике).
- Берите все необходимое и приступайте к работе.
Еще раз проговариваем порядок работы.
Самостоятельная работа детей
(Дети самостоятельно работают под музыку)
Звучит песня «Гжель».
Кто закончил, складывайте в волшебный короб? Ребята, вам нравятся работы? Молодцы!
А пока ребята доделывают работу, предлагаю поиграть в игру «Карусель». Занимайте места, поехали!
Нас уже давно ждет коробейник.
Коробейник: Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. За ваши сердца добрые да за руки золотые оставляю вам сюрприз!
Воспитатель: Спасибо, коробейник.
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад:
Покрутись, покрутись,
В ребятишек превратись!
Чудесные рукавицы помогите,
В детский сад проводите.
Рефлексия
Ребята, что мы сегодня делали?
Зачем мы делали посуду? Понравилось вам работать в технике декупаж?
Где вы ее сможете применить?
Рекомендуем посмотреть:
Ключница в технике декупаж своими руками. Мастер-класс
Декупаж на спиле дерева. Мастер-класс с пошаговыми фото
Ключницы своими руками. Шаблоны. Мастер-класс с пошаговыми фото