Успешная работа с родителями воспитанников
Работа с родителями считается одной из самых трудных работ в педагогической деятельности воспитателя. С первого дня, как ребенок переступил порог группы, воспитатель и родители – это единое. И от того, как сложатся отношения во многом будет зависеть успех воспитания. Существуют разнообразные формы и методы социально-педагогической работы с семьями. Важнейшей из них является родительское собрание.
Родительские собрания - одна из наиболее распространенных и традиционных форм работы с родителями. Как же повысить мотивацию родителей к посещению родительских собраний? Как добиться, чтобы родители захотели быть полезными группе? Как вывести родителей из пассивной позиции? В первую очередь, необходима вариативность форм при проведении родительских собраний. Оно должно быть -
нетрадиционным! Это значит, что на родительских собраниях используются методы и приемы, которые активизируют внимание уставших после работы родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный откровенный и деловой разговор. Приглашения на собрания, изготовленные руками детей, не оставляют пап и мам равнодушными. Так же можно приглашать родителей на музыкальные сказки, утренники. Для того чтобы интересно провести собрание стала использовать видеоматериал, фоторепортажи «Один день из жизни группы», «Наши успехи и достижения» и др. Родителям очень интересно наблюдать за детьми в детском коллективе, за их взаимоотношениями. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют дошкольному учреждению.
Можно предложить родителям подготовить выступление на определенную тему; общение неформальное, в доброжелательной форме. Родители на собрании — активные участники и партнеры в обсуждении проблемы. Обязательно обеспечиваете обратную связь: анкетирование, «высказывание по кругу» и т.д.
Формы проведения родительских собраний
Круглый стол - проведение собрания в такой форме предполагает наличие стола, не обязательно круглого. Важно, чтобы он был, и за ним сидели и педагоги, и родители, и гости собрания. В такой обстановке обычно обсуждают актуальные проблемы воспитания, родители знакомятся друг с другом. Задают вопросы и отвечают на них необязательно педагоги детского сада. Во время такого собрания можно объединять родителей парами или тройками для обсуждения какого-либо вопроса, ситуации.
Презентация - такая форма предполагает знакомство с чем-либо или кем-либо. Она сопровождается показом иллюстраций, фото-, видеоматериалами. Презентацию могут подготовить как родители, так и педагоги.
Видеозаписи, слайд-шоу - просмотр видеофильмов, слайдов обычно очень нравится участникам собрания. Родители эмоционально реагируют на увиденное, появляется много вопросов, реплик, суждений, высказываний. Благодаря таким формам организации собраний родители почувствуют себя полноценными участниками воспитательно-образовательного процесса и научатся отвечать за результаты воспитания и обучения ребенка наравне с педагогами детского сада. После таких собраний, родители охотнее идут на контакт с педагогами, прислушиваются к их советам, а в итоге больше доверяют.
Душевный разговор - это собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы: агрессивность, проблемы в общении со сверстниками, если ребенок – левша, если он плохо справляется с развивающими заданиями и т.п.
Воспитатель за несколько дней до собрания предупреждает родителей о встрече и просит подготовиться к обсуждению той или иной проблемы. Он читает о проблеме соответствующую литературу, готовится выслушать вопросы родителей и ответить на них.
Деловые игры – они максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку. Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки педагогов. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному.
Вечера вопросов и ответов- вечера представляют собой педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.
Как организовать поступление вопросов от родителей? На родительских собраниях сообщается время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляет ся возможность продумать вопросы и зафиксировать из на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить воспитателю позже.
Приемы активации родителей на собрании:
«Согласен- не согласен» - цель – выявление знаний родителей по каким-то вопросам, корректировка родительских установок.
«Блиц-опрос» - решение проблемных ситуаций.
Игра «Карусель» работают малыми группами).
«Информационные углы»
Заканчивая собрание, можно использовать следующие приемы: «Интервью»
«Анонимный совет» и др.
Памятка
Поведение воспитателя на родительском собрании
Дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
Убедите родителей в том, что у группы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
Постарайтесь понять родителей, правильно определите наиболее волнующие их проблемы.
Словом и делом помогайте родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формируйте у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь
Рекомендуем посмотреть:
Работа с семьей в ДОУ по ФГОС
Опыт работы воспитателя детского сада. Работа с семьями воспитанников
Взаимодействие ДОУ и семьи в условиях реализации ФГОС дошкольного образования