Статья «Формирование языковой компетенции у младших школьников на основе работы со сборником песен на уроках английского языка»
В XXI веке весь цивилизованный мир стремится к открытости и взаимопониманию. В связи с этим возрастает роль и значимость изучения иностранных языков. Диалог различных культур ставит задачу воспитания личности, которая будет способна, и будет желать участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке.
Роль «иностранного языка» как предмета в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с каждым годом возрастает. В этой связи методика обучения иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов школьников.
Предметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе является овладение начальными представлениями
о нормах иностранного языка:
1. Фонетических - на начальном этапе обучения необходимо заложить основу хорошего произношения, которое предполагает правильное интонирование, соблюдение пауз, знание особенностей ударения слов в предложении, а также правильную артикуляцию. Это нужно для нормального функционирования устной речи учащихся.
2. Лексических - это составная часть коммуникативной компетенции в целом, поэтому развитие лексических навыков играет важнейшую роль в изучении иностранного языка.
3. Грамматических - умение грамотно сочетать слова, изменять словосочетания - является одним из важнейших условий использования языка как средства общения. Овладение грамматикой изучаемого языка важно не только для формирования продуктивных умений в устной и письменной речи, но и для понимания речи других людей при аудировании и чтении [1].
В коммуникативной сфере (во владении иностранным языком как средством общения) одним из обязательных условий является языковая компетенция, которая обозначает совокупность языковых знаний, умений, навыков, овладение которыми позволяет осуществлять иноязычную речевую деятельность в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка.
Отсюда и вытекает необходимость формирования языковой компетенции у младших школьников на уроках английского языка.
Современные требования к организации обучения иностранному языку в школе делают актуальным поиск новых эффективных средств обучения. Один из таких эффективных приемов обучения – использование песенных материалов на уроках иностранного языка.
Песни являются прекрасным материалом для развития слухового внимания и контроля, совершенствует работу артикуляционного аппарата, а также способствует формированию лексических, грамматических и речевых навыков, которые являются важными компонентами языковой компетенции.
Для того, чтобы работа с песней не носила формальный характер, а представляла собой определенную технологию на раскрытие ее богатого потенциала и комплексное решение задач обучения, развития и воспитания учащихся, учителю достаточно овладеть алгоритмом работы с музыкально- поэтическим произведением, что и будет отражением определенной методики работы с песней.
При создании личного сборника песен для формирования языковой компетенции на уроках английского языка песни
отбирались по следующим критериям:
1. соответствие возрасту обучаемых;
2. соответствие языковому уровню;
3. наличие фонограммы для исполнения песни;
4. соответствие учебной программе.
В сборник «Learn and Sing» вошла 21 песня на формирование грамматических, лексических и фонетических навыков. Чтобы формирование языковой компетенции проходило более эффективно, были разработаны последующие задания к каждой песне.
Каждое задание соответствует той стороне речи, на которую направлена песня. К песням, направленным на формирование грамматической стороны речи, соответствует последующее грамматическое задание. Например, дополнить пропуски, раскрыть скобки и поставить глагол в правильную форму. В песнях, направленных на формирование фонетической стороны речи, представлены задания на произнесение слов с заданным звуком, на группировку слов с различными звуками. В песнях, направленных на формирование лексической стороны речи представлены задание на соотнесение слов с картинками, с переводом.
Сборник разработан для учителей английского языка в начальных классах. Песни, представленные в сборнике, можно использовать на уроках со 2 по 4 класс.
Формирующий этап апробации занял три недели и включал в себя уроки английского языка с использованием сборника песен на английском языке, предусмотренные конспектами уроков.
Анализ контрольного среза показал, что уровень языковой компетенции вырос по сравнению с результатами констатирующего этапа у 5 обучающихся, у 10 обучающихся остался на прежнем уровне. Но некоторые их критерии оказались на более высоком уровне, чем прежде. Так, до начала апробации высокий уровень имели лишь 4 обучающихся, после использования число обучающихся с высоким уровнем увеличилось почти вдвое. Обучающихся с низким уровнем на констатирующем этапе было 3 человека, после контрольного этапа остался лишь один.
Мы можем заметить, что динамика результатов положительная, некоторые обучающиеся показали повышение уровня сформированности языковой компетенции.
По результатам апробации можно сделать следующий вывод: применение сборника песен на уроках английского языка действительно может способствовать формированию языковой компетенции у младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Иные нормативные правовые акты
1. Стандарты второго поколения // Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 4-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2011. – 231с.
Приложение
Песни на английском языке, направленные на формирование грамматических навыков у младших школьников
1. «Over The Deep Blue Sea»
2. «Who Are You?»
3. «My School Trip»
4. « I Am Happy It's The Weekend»
5. «You Must Come To The Park»
Песни на английском языке, направленные на формирование фонетических навыков у младших школьников
1. «At Break Time»
2. «Baa, Baa, Black Sheep»
3. «What’s This, What’s That?»
4. «I Can Do Anything!»
5. «Ants On My Arm»
6. « Eggs In The Pan»
7. «Wet Inkys»
8. «The Snake Is In The Grass»
9. «Umbrella»
10. «My Drums»
Песни на английском языке, направленные на формирование лексических навыков у младших школьников
1. «Brown Is For The Fox In Its Box»
2. «Do You Like It? »
3. «Come and Play With Me»
4. «What’s The Time? »
5. «Everybody Has a Body»
6. «Hippety Pippety Pip»
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы учителя английского языка
Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях
Медиа проекты на уроках английского языка
Цветовая палитра английского и русского языков