Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа о зиме по картине
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе «Составление рассказа о зиме по картине, созданной детьми»
Коррекционно-образовательные цели:
Закрепление представлений о зиме и ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима» (зима, снег, снежок, снежинка, метель, вьюга, снегопад, сугроб, мороз, зимующие, холодный, белый, пушистый, снежный, заснеженный, выпадать, завывать, заметать). Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов, согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами.
Формирование целостного впечатления об изображенном на сюжетной картине. Обучение составлению рассказа по опорным картинкам. Коррекционно-развивающие цели:
Развитие диалогической и связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели:
Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, взаимопонимания, инициативности, ответственности. Оборудование: аудиозапись звуков метели и вьюги, два зимних поля, голубые и белые снежинки (по количеству детей), картинки для создания картины (по теме весна, лето, весна, зима), опорные картинки для составления рассказа, клей Предварительная работа: наблюдение за зимними изменениями в природе, беседа по картине М. Пишвановой «В зимнем парке» из альбома «Круглый год».
Ход деятельности
1. Организационный момент, объявление цели занятия
- Закройте глаза, я вам приготовила сюрприз! (звучит аудиозапись «Метель, вьюга»)
- Ой, что это за звуки, что случилось, что происходит? (выслушать ответы детей)
- Ребята, зимняя вьюга с метелью влетела, завыла и весь мой сюрприз испортила!
- Посмотрите, все, что было на картине, метель замела в большие сугробы и перепутала все картинки! Что же нам делать? Как вы думаете, как восстановить картину? (выслушать предложения детей)
- Конечно, вы будете доставать из сугроба картинки, но только те, что относятся к зиме и создадите зимнюю картину. А потом вы составите рассказ о зиме.
- Подумайте, что понадобится вам для создания картины? (выслушать предложения детей)
- Вам понадобится клей, чтобы приклеивать на большую зимнюю картину маленькие картинки о зиме.
2. Деление детей на подгруппы
- А сейчас, возьмите по одной снежинке (дети выбирают белые/голубые снежинки)
- Покажите, ребята, у кого белые снежинки?
Это первая команда, капитаном будет… (надеть галстук капитану).
Ваша команда будет в сугробе искать все картинки о деревьях и птицах зимой.
- Покажите, ребята, у кого голубые снежинки?
Это вторая команда, капитаном будет … (надеть галстук капитану)
Ваша команда будет в сугробе искать все картинки о детях и играх зимой.
3. Создание картины
- Скажите, а как понять, что наступила зима? Что бывает зимой? (выслушать ответы детей)
- Конечно, идет снег. Я предлагаю приступить к созданию картины и приклеить командам свои снежинки
НА НАШЕЙ КАРТИНЕ НАСТУПИЛА ЗИМА …
- Задание понятно? Капитаны, будьте внимательны, чтобы ваши помощники не ошибались. По ходу создания картины задавать детям вопросы и координировать их действия:
- Как можно ласково назвать снег? – Снежок
- Какой снег? снежинки? (Если снег взять в руки? Если снег блестит? Если снег подбросить?) – Холодный, пушистый, легкий, блестящий…
- Как называется, когда много снега падает – Снегопад
- Если деревья, кусты занесло снегом, значит они какие? – Заснеженные
- Если на деревьях нет листьев, значит они какие? - Голые
- Почему называют зимующие птицы? – Потому что они зимуют, не улетают в теплые края.
- Каких зимующих птиц вы выбрали? – Снегирь, голубь, сорока, синица
- Почему вы выбрали кормушку для птиц?
- В какие игры можно поиграть зимой? – Кататься на коньках, лыжах, санках, на горке, лепить снеговика
- Снеговик из снега, значит он какой? – Снежный
- Горка изо льда, значит она какая? - Ледяная
- Как одеты дети зимой? Почему? – Дети одеты тепло, потому что зимой холодно
- Как вы думаете, какое настроение у детей зимой? – Радостное, веселое
4. Составление рассказа детьми
- А почему вы не все картинки взяли из сугроба? (Выслушать ответы детей)
- Вам нравится ваша картина? Как можно назвать ее? – Зима
- Давайте будем смотреть на нашу большую картину и составим рассказ о зиме. Чтобы рассказ получился интересным, я предлагаю вам картинки – подсказки
Выставление опорных картинок
1 команда
- начнет свой рассказ с того, какое время года наступило
- расскажете о том, какой снег
- какие деревья зимой
- расскажете о птицах зимой 2 команда
- расскажет о детях
- как одеты дети зимой
- в какие игры играют дети зимой
- какое настроение у них зимой
Наступила зима. На улице много снега. Снег пушистый, холодный, блестящий, легкий.
Деревья и кусты голые, заснеженные. Зимующие птицы: сороки, синицы, голуби, снегири прилетают к кормушке.
Дети гуляют на улице. Они одеты тепло, потому что холодно. Дети лепят снеговика, катаются с горки, на лыжах, санках и коньках. Детям очень весело зимой.
- Кто хочет полностью рассказать рассказ?
5. Анализ, итог занятия
- Ребята, о чем получилась картина?
- Понравился вам рассказ, который вы составили?
- Хотели бы что-то добавить?
- Мы вернемся еще раз к картине, и вы каждый расскажете о ней, составите свой рассказ
Приложение: Опорные картинки для составления рассказа и картинки для создания картины