Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Критерии психофизиологической готовности дошкольников к обучению в школе. Краткое описание

Консультация для родителей "Критерии психофизиологической готовности ребенка к школе"
В понятии «готовность к обучению к школе» выделяют три тесно взаимосвязанных аспекта: физиологический (социально-психологический) и психологический.

Физиологическое развитие ребенка непосредственно влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению медики проводят по определенным критериям. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.

В медицинской карте будущих первоклассников содержатся достаточно подробные сведения о соматическом развитии ребенка (вес, рост, пропорции тела относительно возрастной нормы), при этом практически ничего не говорится о состоянии нервной системы. Между тем значительная часть детей старшего дошкольного и младшего дошкольного возраста страдают неврозами.

С точки зрения психического развития эти дети соответствуют норме и должны обучаться в обычной школе. При благоприятных условиях функциональные и минимальные органические нарушения нервной системы с возрастом могут компенсироваться. Вместе с тем таким детям свойственны некоторые особенности поведения и деятельности, которые необходимо учитывать при организации обучения: снижение памяти и внимания, повышенная утомляемость, раздражительность, трудности в общении со сверстниками, гиперактивность или медлительность, трудности в принятии учебной задачи и снижение самоконтроля.

Причины, вызывающие функциональные и органические отклонения в развитии нервной системы, могут быть разные: тяжелое протекание беременности и осложненные роды, некоторые заболевания в младенчестве и раннем возрасте, травмы и ушибы головы, стрессовые ситуации (пожар, наводнение, смерть близкого человека, развод родителей), неблагоприятные условия в семье.

С началом школьного обучения нагрузка на организм ребенка резко возрастает. Систематическая учебная работа, большой объем информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил ребенка.

Готов ли организм 6-7-летнего ребенка к таким нагрузкам? Физиологи говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма, но к началу обучения эта перестройка еще не закончена, и в школе активное физиологическое развитие продолжается. То есть по своим функциональным характеристикам организм ребенка 6-7 лет готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.

Необходимо помнить и о том, что все дети развиваются по-разному, фактический возраст ребенка не всегда соответствует биологическому: один ребенок в 6 лет по своему физическому развитию готов к систематическому обучению, а другому в 7 лет обычная школьная нагрузка будет не по силам.

Результаты исследования психофизиологического развития детей 6-10 лет показали, что в шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития. К семи годам значительно увеличивается количество физиологически «зрелых» и уменьшается число «незрелых» детей, особенно девочек.

Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Критерии готовности ребенка к школе
Морфологические:
- абсолютные размеры тела (масса не ниже 23 кг);
- пропорции тела (по результатам Филиппинского теста: попросите ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Полуростовой скачок и заключается в существенном удлинении рук и ног);
- смена зубов.
Физиологические:
- моторика (наличие фазы полета при беге, способность к прыжку, способность к броску);
- работоспособность (усидчивость, способность не отвлекаться, выполняя конкретное задание, как минимум в течение 15 минут);
- чувство времени (зависит от скорости обменных процессов) должно приблизится ко взрослому

Несоответствие уровня зрелости организма ребенка тем условиям, в которые его помещают (порой из самых благих побуждений), - одна из серьезных проблем современной школы.

Список используемой литературы:
1. Бережнова О.В. Работа с семьей при подготовке детей к школе. Лекторий для родителей будущих первоклассников. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011

Рекомендуем посмотреть:

Психологическая готовность детей к школе в соответствии ФГОС ДО Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Презентация Мотивационная готовность ребенка к школе. Консультация для родителей Сценарий родительского собрания "Дошкольник готовится стать школьником"
Психологические упражнения для родителей и детей дошкольного возраста | Памятка для родителей будущих первоклассников
Опубликовано: 995 дней назад (13 февраля 2022)
Просмотров: 539
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!