Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока информатики с презентацией, 10 класс. Кодирование графической информации

Конспект урока информатики для 10 класса. Тема "Кодирование графической информации"
Цель: сформировать представление у учащихся о кодировании графической информации в памяти компьютера.
Задачи:
1) закрепить знание и понимание понятий: дискретизация графического изображения, растр, пиксель, примитив, видеопиксель;
2) продолжить работу над формированием умения самостоятельно формулировать цель и задачи работы;
3) способствовать развитию в обучающихся умения осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
4) способствовать развитию умения творчески применять свои знания для получения новых знаний;
5) способствовать воспитанию в обучающихся чувства ответственности за свой труд, чувства ответственности за работу коллектива для достижения результата.
Оборудование: индивидуальные листы отчета, карточки с цифрами от1 до 5, дополнительный материал к изучению нового материала, карточки с задачами и алгоритмы решения задач, распечатки с растровым и векторным изображениями, слайды для проверки заданий.
Ход урока
1. Организационный момент. Для работы потребуется: индивидуальный лист отчета (отметить фамилию, вариант, номер группы), тетрадь, учебник.

2. Тема, цели.
- Что должны узнать и понять?
- Чему должны научиться?
(Узнать, как кодируется графическая информация в компьютере. Оказывать, если требуется помощь друг другу. Доверять и контролировать работу)

3. Закрепление ранее изученного материала.
- Для понимания темы урока нужно знать, как может быть представлена графическая информация в компьютере, особенности каждой формы представления.
- Какими способами можно представить графическую информацию? (в аналоговой и дискретной форме)
- Задание1. Каждая участник группы получает характеристику аналогового и дискретного способа, но при распечатке были допущены ошибки. Ваша задача найти все допущенные ошибки.
Количество найденных ошибок поставьте в листе отчета.
- Сколько ошибок нашли? В чем были допущены ошибки?

4. Этап подготовки к изучению нового материала.
1) При создании рекламы часто используют специальные термины: растр, пиксель, примитив, видеопиксель. Ваша задача вспомнить эти термины. каждый из трех вариантов по очереди отвечает определения, двое проверяют, используя тетрадь.
В индивидуальных листах отчета поставьте количество правильных ответов (за правильно сказанное определение 1 балл)
2) Рисунки в компьютере можно представить при помощи точек – растровое изображение и при помощи примитивов – векторное изображение. В зависимости от того, какие цели преследует реклама, мы используем или растровый или векторный рисунок. Поэтому нужно знать их отличия.
Сравните растровое и векторное изображение, используя свои знания, текст учебника, результаты сравнения занесите в таблицу.
- Проверьте свою таблицу, за каждое смысловое совпадение поставьте себе 1 балл. В индивидуальном листе поставьте общее количество набранных баллов за это задание.

5. Изучение нового материала.
- Наша рекламная фирма, благодаря вашим знаниям и умениям процветает, поэтому мы решили расширить штат сотрудников. Для вновь поступающих на работу вы должны разработать краткий теоретический курс по сохранению в памяти компьютера рекламных изображений.
Для разработки инструкции выделено очень мало времени, поэтому каждая группа будет разрабатывать только часть курса. После вашей совместной работы вы расскажите остальным группам свой вопрос. У нас должна получиться общий курс начинающего сотрудника.
Свое выступление проиллюстрируйте.

Задания для групп:
Группа 1.
Задание 1. Какую графику (растровую или векторную) удобнее использовать для экранов мониторов? Почему?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.

Группа 2.
Задание 1. Как кодируется цвет экрана?
От чего зависит количество цветовых оттенков экрана монитора?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.

Группа 3.
Задание 1. Свет может излучаться (экран монитора) или отражаться (бумага).
Как решили проблему излучения разных цветов экраном монитора?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.

Группа 4.
Задание 1. Свет может излучаться (экран монитора) или отражаться (бумага).
Как решили проблему излучения бумагой нужного цвета при нанесении краски на бумагу?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.

Отчеты групп. Остальные записывают результаты работы остальных.
В индивидуальных листах отчета проставьте количество заработанных баллов своей группой.

6. Закрепление нового материала. Практическое применение полученных знаний. Решение задач.
1). Теоретические знания требуются не только для обучения, но и для решения практических задач.
Решим две из них.

Задача 1. Вы хотите работать с разрешением экрана 1600х1200 пикселей, используя 16 777 216 цветов. В магазине продают видеокарты с объемом памяти 512 Кб, 2 Мб, 4 Мб, 64 Мб. Какие из них можно купить для вашей работы?

Задача 2. Рассчитайте объем видеопамяти, необходимой для хранения изображения, отсканированного во весь экран монитора с разрешающей способностью 640480 пикселей и количеством отображаемых цветов, равным 65536.
Алгоритмы для решения задач (для слабых учащихся) (Приложение. Подсказки для решения задач).

2)Каждая группа получает по 2 задачи. Если вы можете решить их самостоятельно, максимально заработаете 3 балла. Если нужен алгоритм решения, можно набрать 2 балла.
Проверка с использованием слайдов. Поставьте количество набранных баллов за это задание.
Проверка с использованием слайдов. Поставьте количество набранных баллов за это задание.

3)Определим общий уровень подготовки сотрудников в вопросе о кодировании графической информации в компьютере.
Каждый сотрудник группы получает свой вариант теста. Выпишите в тетрадь номера верных утверждений.
Проверьте свои результаты. Сколько ответов у вас совпало? За каждый правильный ответ поставьте себе один балл.

6. Итог.
Подсчитайте количество набранных вами баллов и поставьте себе отметку за урок.
Какую отметку вы получили?

7. Домашнее задание.
Обучающийся сам определяет свой уровень и выполняет задание.
«3» - выучить теорию.
«4» - письменно на вопрос «Чем отличаются режимы High Color и True Color»?
«5» - составить и решить задачу по теме «Кодирование графической информации».

Приложение.
Приложение 1. Индивидуальный лист отчета за урок

Приложение 2. Таблица для проверки домашнего задания.
Найдите ошибки в таблице сравнения.

Приложение 3. Таблица для сравнения растрового и векторного изображений.
Особенности растрового и векторного изображений.

Приложение 4. Карточки – задания для изучения нового материала.
Группа 1.
Задание 1. Какую графику (растровую или векторную) удобнее использовать для экранов мониторов? Почему?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.
Для выполнение заданий используйте данный текст и текст учебника.
Графическую информацию на экране монитора удобнее представлять при помощи растрового изображения, так как при помощи его можно точнее представить графическую информацию. С другой стороны, на экране монитора пользователь для решения своих задач чаще использует представления реальной картины мира, изображения реальных объектов, поэтому удобнее использовать растровую графику для воспроизведения на экране монитора реальных объектов.
В то же время экран монитора представляет собой большое количество точек – видеопикселей, из которых строится растровое изображение.
Экран разбит на фиксированное число видеопикселей, которые образуют графическую сетку—растр из фиксированного числа строк и столбцов. Размер графической сетки представляется в форме N*M, где N – количество видеопикселей по горизонтали, а М – количество видеопикселей по вертикали.
На современных мониторах чаще используются следующие размеры графической сетки: 640 х 480, 800 х 600, 1024 х 768, 1240 х 1024.
Изображение на экране монитора создается путем избирательной засветки определенным видеопикселей экрана. Чтобы изображение могло восприниматься глазом, его необходимо составить из тысяч видеопикселей, каждый из которых должен быть подсвечен.

Группа 2.
Задание 1. Как кодируется цвет экрана?
От чего зависит количество цветовых оттенков экрана монитора?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.
Для выполнение заданий используйте данный текст и текст учебника.
В файле растрового изображения запоминается информация о цвете каждого видеопикселя в виде комбинации битов, сочетания 0 и 1. Бит – наименьший элемент памяти компьютера, который может принимать одно из двух значений: включено или выключено. Наиболее простой способ изображения имеет только два цвета. В этом случае используется один бит памяти – 21.
Цветные изображения формируются в соответствии с двоичным кодом цвета каждой точки, хранящимися в видеопамяти.
Цветные растровые изображения имеют различную глубину цвета, которая определяется количеством битов, используемых для кодирования цвета точки.
Если цвет видеопикселя определяется двумя битами, то мы имеем четыре – 22, возможных комбинаций. Используя четыре бита памяти можно закодировать 16 цветов – 24 цветов, восемь бит – 28 или 256 цветов, 24 бита – 224 или 16777216 цветовых оттенков.
Каждый цвет можно рассматривать как возможное состояние точки – возможный её цвет, тогда количество цветов видимых на экране монитора можно рассчитать по формуле
N = 2^i , где: i – глубина цвета (количество используемых бит для кодировки);
N – количество видимых цветов при данной глубине кодирования.
Графический режим вывода изображения на экран монитора зависит от разрешающей способности экрана и глубины цвета.
Для того, чтобы на экране монитора появилось изображение, информация о каждой точке должна хранится в видеопамяти компьютера.

Группа 3.
Задание 1. Свет может излучаться (экран монитора) или отражаться (бумага).
Как решили проблему излучения разных цветов экраном монитора?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.
Для выполнение заданий используйте данный текст и текст учебника.
Цветовая модель экранов мониторов.
Если при помощи лупы посмотреть на экран работающего монитора или телевизора, то можно увидеть множество мельчайших точек красного, зеленого и синего цветов.
На поверхности экрана расположены тысячи светящихся точек, которые бомбардируются электронами с большой скоростью. Цветовые точки излучают цвет под воздействием электронного луча. Соседние точки очень малы: размер видеопикселя 0,3мм в диаметре, поэтому разноцветные точки сливаются, формируя другие цвета.
Компьютер точно управляет количеством света, излучаемого через каждую точку экрана. Поэтому, изменяя силу свечения цветных точек, можно создать большое многообразие оттенков.
Излучаемый цвет получается при объединении лучей трех основных цветов – красного, синего и зеленого. Если интенсивность каждого из них достигает 100%, то получается белый цвет. Отсутствие всех трех цветов дает черный цвет.
RGB—система цветов, используемых в компьютерных мониторах (Red – красный, Green – зеленый, Blue – синий).
Графические программы позволяют комбинировать нужный цвет из 256 оттенков красного, из 256 оттенков синего, из 256 оттенков зеленого цвета, т.е. миллионы цветовых оттенков.

Группа 4.
Задание 1. Свет может излучаться (экран монитора) или отражаться (бумага).
Как решили проблему излучения бумагой нужного цвета при нанесении краски на бумагу?
Ответ представьте в виде схемы и теоретических пояснений к материалу.
За ответ наибольшее количество баллов – 6: 3 балла за теоретическую часть, 3 балла за использование своей схемы.
Для выполнение заданий используйте данный текст и текст учебника.
Система отражаемых цветов.
В процессе печати свет отражается от листа бумаги. Поэтому для печати графических изображений используется система цветов, работающая с отраженным светом – система отражаемых цветов.
Белый свет состоит из всех цветов радуги. Белая бумага при освещении отражает все цвета, окрашенная бумага часть цветов отражает, часть цветов поглощает. Например, красный листок бумаги отражает все цвета кроме красного. Если красную бумагу осветить синим цветом, она будет черная, так как синий цвет она поглощает.
В системе отражаемых цветов основными являются Голубой – Cyan, пурпурный – Magenta и желтый – Yellow. каждый из них поглощает (вычитает) определенные цвета из белого света, который падает на печатаемую страницу.
Белый цвет получается при отсутствии всех трех основных цветов. При высоком процентном содержании всех трех цветов получается грязно – коричневый цвет (из-за особенностей топографических красок), поэтому при печати изображения добавляется еще черная краска.
Систему отраженных цветов обозначают CMYK, K – обозначает черный цвет.
При печати происходит перевод из цветовой модели RGB в модель CMYK при помощи специальных программ. Поскольку в этих системах различна природа получения цветов, на экране цвет получается ярче, чем на бумаге.
Скачать Конспект урока по информатике 10 класс. Кодирование графической информации
Презентация на тему: Способы представления информации

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс Конспект урока информатики по теме "Компьютерные вирусы и антивирусные программы", 10-11 класс Системы счисления. Перевод чисел Конспект урока по информатике в 10 классе

Похожие статьи:

Примеры и задания к теме «Информация и информационные процессы»

Участник №1 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2022 года
Опубликовано: 783 дня назад (4 февраля 2022)
Просмотров: 1773
+2
Голосов: 2
Ольга Сергеевна Смирнова # 9 марта 2022 в 18:34 +1
Здравствуйте, Екатерина Викторовна. Какую серьёзную тему вы изучаете в 10 классе. Насыщенный материал. Интересная система оценивания. удачи в конкурсе.
Екатерина Викторовна Сакулина # 9 октября 2022 в 22:43 0
Здравствуйте, Ольга Сергеевна! Спасибо большое за высокую оценку.
Лариса Евгеньевна Боровок # 9 октября 2022 в 18:04 0
Екатерина Викторовна, здравствуйте.
Сложный материал. Изложен доступно!
Екатерина Викторовна Сакулина # 9 октября 2022 в 22:44 0
Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Спасибо за добрые слова!