Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс

Урок по информатике "Разветвляющиеся алгоритмы"
Раздел программы: «Алгоритмизация и программирование».
Тема урока: «Разветвляющие алгоритмы».
Автор: Шакирова Альфия Альбертовна, преподаватель информатики МБОУ СОШ №98 г.Уфы
Описание работы: Данный материал будет полезен для учителей информатики, преподающих данный предмет в профильных классах школ. Главная специфика материала – это его профессиональна направленность. Возраст учащихся – 10 класс школы. Представленные задания могут применяться на уроках информатики при изучении темы «Информация и информационные процессы».
Тип урока: урок с применением опорных конспектов по психологии и информатике.
Вид: комбинированный урок.
Оборудование: компьютеры, проектор, опорные конспекты
Технология: личностно-ориентированная.
Цели урока:
1. Обучающая цель: повторение и закрепление материала по теме «Разветвляющиеся алгоритмы».
2. Развивающая цель: развивать мышление, умение применять полученные знания при решении задач различной направленности.
3. Мотивационная цель: стимулировать интерес учащихся к данной теме и предмету в целом.
Задачи урока:
1. Воспитательная - развитие познавательного интереса, развитие культуры межличностных отношений.
2. Учебная - совершенствование навыков составления разветвляющихся алгоритмов и про грамм на языке программирования Паскаль.
3. Развивающая - развитие алгоритмического и логического мышления, памяти, внимательности.
План урока
1. Организационный момент (приветствие).
2. Мотивационное начало урока (постановка цели урока).
3. Объяснение темы урока (использование опорного конспекта).
4. Обобщение, систематизация знаний и закрепление изученного (составление программ для тестов).
5. Подведение итогов, домашнее задание (тестирование учащихся на профориентацию ).
1. Организационный момент (приветствие)
Доброе утро! Здравствуйте, ребята! Садитесь.
2. Мотивационное начало урока (постановка цели урока)
Тема нашего урока: Разветвляющиеся алгоритмы и команды ветвления в программах языка Паскаль.
Но сначала вспомним структуру блок-схемы разветвляющихся алгоритмов. Бывает полное и неполное ветвление.  Давайте посмотрим на экран и ответим какое ветвление полное, а какое неполное. И мы сегодня с вами будем составлять не просто программы с математическими данными, а попробуем составить программу-тест с применением знаний по психологии. И эта программа-тест поможет вам выбрать профессию, которая более подходит для каждого из вас.
3. Объяснение темы урока (использование опорного конспекта)
Много ли у Вас друзей и знакомых? Их количество может зависеть от разных причин, например от того, разделяет ли Ваши интересы большое количество людей или Ваши увлечения редки; от того, заставляет ли Вас повседневная деятельность контактировать с людьми или Вы вынуждены проводить все время дома (ухаживая за пожилыми или детьми). Да мало ли еще обстоятельств влияет на нашу жизнь! Но одной из основных причин, определяющих Ваш круг общения, является Ваша коммуникабельность, или проще говоря, общительность.
А что такое общение?
Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и совместная деятельность. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности людей. Представьте, что несколько учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий.
Задание I. в опорном конспекте учащихся
Не следует думать, что всем нужно быть очень общительными. Просто одни люди изначально направлены на внешнюю среду, деятельны, общительны, активны, другие кажутся менее деятельными, менее общительными, но это значит лишь, что их активность направлена на внутренний мир. И те и другие имеют право жить, общаясь в соответствии со своими потребностями.
А выбор профессии?
Задание П  в опорном конспекте учащихся
На первый взгляд может показаться, что не каждая профессия предполагает умение общаться. Обычно считается,  что это должны уметь врачи, учителя, психологи, артисты, продавцы, юристы, переводчики, а программисты, строители, океанологи, дворники, экономисты не должны. Однако это не так. Например, для программиста при современном развитии техники, уровне обучающих и диалоговых программ умение общаться становится одним из необходимых профессиональных качеств. Строители, экономисты редко напрямую общаются между собой, но вместе с тем они прочно связаны нитями профессионального общения. Между работающими людьми складываются межличностные отношения, которые основаны на симпатиях и антипатиях, уважения и неуважении, признании и отвержении и зависят от места и роли, занимаемой в коллективе той или иной личностью.
Задание Ш  в опорном конспекте учащихся
При выборе профессии необходимо учитывать свои качества и стараться совместить необходимый для Вас объем общения со своими интересами, чтобы, в конце концов, не стать нелюдимым воспитателем детского сада или полярником на льдине, изнывающим от желания пообщаться хоть с кем-нибудь.
Учитывать нужно не только склонность-несклонность к общению, но и другие черты своего характера, например: предпочитаете. Вы говорить или слушать кого-то; с кем Вам удобнее общаться - со сверстниками, старшими, или малышами; какую позицию Вы привыкли занимать - лидера, поставщика новых идей, исполнителя или еще кого-то?
Необходимо соотносить свои убеждения о себе с научными данными, слушать мнение других о себе.
Вывод: Общение - обмен информацией, межличностное взаимодействие, взаимовлияние, совместное действие, оно способствует межличностному отношению, выявления себя.
Задание IV в опорном конспекте учащихся
Если Вы не можете сказать что-то определенное о своей коммуникабельности, воспользуйтесь тестами, и возможно, Вы узнаете о себе что-то новое.
4. Обобщение, систематизация знаний и закрепление изученного (составление программ для тестов)
Перед вами лежит тест. Теперь мы должны составить программу, где будут эти вопросы и учтены ответы тестируемого.  Как вы видите, ответ подразумевает два варианта ответа, т.е. другими словами здесь присутствует условие разветвляющийся алгоритм полного вида. А для составления программы нам необходимо вспомнить как и какими служебными словами обозначается условный оператор в языке Паскаля?
Ответ IF (условие) TНEN (серия действий1) ELSE (серия действий2)
у нас с вами есть структура программы, а теперь давайте вставим необходимые операторы в нужные места программы.
Program TEST;
Var а,s : integer;
Begin
Writeln ('Введите вашу фамилию, имя');
Writeln ('Ответьте на вопросы «да» или <<нет». Если «да», то поставьте цифру - 1, если «нет», то цифру – 0’);
S:=0;
Writeln ('Вам предстоит обычная деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?');
Readln (а);
if а=l TНEN s:=s+ 1 ELSE s:=s+0;
Writeln ('Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, когда станет
совсем уже невмоготу?'); Readln (а);
if а=1 TНEN s:=s+ 1 ELSE s:=s+0;
Writeln ('Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие предложение выступить перед большим количеством людей?');
Readln (а);
if а=l TНEN s:=s+ 1 ELSE s:=s+0;
Writeln ('s=', s);
if(16<=s) and (s<=15) TНEN writeln (")
ELSE
If(14<=s) аnd (s<=12) THEN wгitеln (‘’) ELSE
if (11 <=s) аnd (s<=9) THEN writeln (‘’) ELSE
If(8<=s) аnd {s<=7) THEN \vгitеln (‘’) ELSE
If(6<=s) аnd (s<=4) THEN wгitеln (‘’)
ELSE
If (3<=s) апd (s<=2) THEN wгitеln (‘’) ELSE
If (l <=s) апd (s<=O) THEN writeln (‘’) Readln;
End.
Тест «Коммуникабельны ли Вы»
Инструкция: ответьте на вопросы «да», «нет».
1. Вам предстоит обычная деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до тех пор, когда станет совсем уже
невмоготу?
3. Вызывает ли у Вас смятение или неудовольствие предложение выступить перед большим количеством людей?
4. Вам предлагают поехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы все усилия, чтобы избежать этой поездки?
5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-либо вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколений нелегко понять друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы НАПOМНИТЬ знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги?
9. В столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете ТЯГОТИТЬСЯ, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своих намерений, нежели встать в конец очереди и томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтной ситуации?
13. Есть ли у Вас собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких «чужих» мнений на этот счет Вы не принимаете?
14. Услыхав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступить в спор?  
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменном виде, чем в устной форме?
Обработка результатов.
Если вы набрали количество баллов:
От 15 до 16 баллов. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как страдаете от этого больше всех Вы сами. Но и близким Вам людям тоже нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
От 12 до 14 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и поэтому у Вас, наверное, мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергает Вас в панику, то надолго выводит из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но в Вашей власти изменить эти особенности характера. При увлеченности Вы ведь приобретаете полную коммуникабельность. Стоит только встряхнуться.
От 9 до 11 баллов. Вы в известной степени общительны и незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
От 7 до 8 баллов. Нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими, спокойно отстаиваете свою точку зрения. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
От 4 до 6 баллов. Вы весы, общительны, порой, быть может, даже сверх меры. Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите быть в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете заставить себя не отступать.
От 2 до 3 баллов. Вы, должно быть, рубаха парень. Общительность бьет в Вас ключом, Вы всегда в курсе всех дел. Любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если не имеете о нем самое поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца. По этой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнением. Задумайтесь над этими фактами.
О или 1 балл. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам ни малейшего отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - дома, на работе, в школе ¬трудно с Вами. Да, Вам бы поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям, наконец, подумайте и о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.
5. Подведение итогов, домашнее задание (тестирование учащихся на профориентацию).
А теперь давайте я вас протестирую при помощи программы-теста, которую я составила основываясь на тесте (опроснике) по изучению профессиональной направленности учащихся, который вам подскажет к какому из типов профессий вы имеете склонность.

«Человек-природа»
_______профессии: эколог, ветеринар, биолог, лесник
"Человек-техника»
_______профессии: автослесарь, инженер, строитель, радиоэлектроник
«Человек-человек»
_______профессии: учитель, продавец, юрист, врач, психолог

«Человек - знаковая система»
________профессии: кассир, бухгалтер, экономист, программист, переводчик  
«Человек - художественный образ»
________профессии: модельер, закройщик, дизайнер, художник, журналист

На следующем уроке мы с вами продолжим составлять нашу программу и затем сможем протестировать учеников 9-го класса, так как им нужно уже определяться и выбирать себе профессию.
Молодцы! Вы сегодня с пользой для себя поработали, и многие задумались какую же профессию выбрать вам.
Спасибо за урок. Все свободны.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое технология потоковых данных Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве Восьмеричный переход Лабораторная работа по информатике для 5 класса на тему: Строение клавиатуры

Похожие статьи:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Опубликовано: 3716 дней назад (16 февраля 2014)
Просмотров: 4888
+2
Голосов: 2
Надежда Анатольевна Ващенко # 11 декабря 2014 в 18:16 0
Здравствуйте, Альфия Альбертовна! Очень понравился такой неожиданный подход к алгоритмической структуре «ветвление»! Межпредметные связи – на лицо, причем не притянуты за уши, а гармонично работающие на одну цель. Грамотно определены цели и задачи. Спасибо за идею, непременно воспользуюсь.
Альфия # 12 декабря 2014 в 07:28 0
Здравствуйте, Надежда Анатольевна! Очень рада, что вам понравился мой урок. Неожиданно, но приятно, услышать ваше мнение об уроке
Александр Сергеевич Левченко # 8 апреля 2015 в 12:06 0
Было бы неплохо, если бы было больше визуализации и меньше текста. А так неплохая разработка.