Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час для студентов колледжа. Профилактика наркозависимости

Информационный час в колледже «Потеря личности» (профилактика наркозависимости). Конспект
Составитель: Маргарита Александровна Шикун, практический психолог
Цель: воспитание у юношей негативного отношения к наркотикам, стремление вести здоровый образ жизни
Задачи: Объяснить обучающимся, что такое наркотики, почему их пробуют и к чему они приводят, помочь юношам осознать, что здоровье зависит от образа жизни и отсутствия вредных привычек, здоровье необходимая база для достижения жизненных целей, формирования здоровой личности
Форма: беседа
Оформление:
- Выставка плакатов на тему «Потеря личности»
- Информация для юношей, направленная на профилактику употребления наркотиков
Буклет: «Умей сказать нет!» раздать обучающимся
Ход проведения
Человек в своей жизни походит множество этапов для того, чтобы стать личностью. На сегодняшний день в психологии существует около пятидесяти теорий личности. Каждая из них рассматривает и по-своему трактует то, как происходит формирование личности. Но все они сходятся во мнении, что человек проживает этапы становления личности так, как не проживал никто до него, и не будет проживать ни один человек после.

Почему один человек любим, уважаем, успешен во всех сферах жизнедеятельности, а другой деградирует и становится несчастным? Чтобы ответить на этот вопрос нужно знать факторы формирования личности, оказавшие влияние на жизнь конкретного человека. Важно как проходили этапы формирования личности, какие новые черты, качества, свойства и способности появлялись в течение жизни, учитывать роль семьи в формировании личности.

В психологии есть несколько определений этого понятия. Определение в философском смысле – это ценность, ради и благодаря которой развивается общество.

Самые общие из них: личность – это человек, рассматриваемый как система социально обусловленных психологических характеристик; совокупность качеств человека, которые он приобретает, общаясь и действуя в социокультурной среде.
Человек проявляется в общественных связях и отношениях. Индивидуальные характеристики устойчивы и определяют значимые для индивида и его окружения поступки. Формирование личности – это длительный процесс, ее не «надевают» на себя, ею становятся.

Характеристиками психического развития личности выступают:
1. Социальная природа личности – проявляется в овладении личностью общественно – историческим опытом, накопленным человечеством, и определяется общественными отношениями, в которых она формируется.
2. Целостность – выявляется во взаимосвязях всех психических функций, которые развиваются в целостной структуре личности.
3. Стадиальность – последовательный переход от одной ступени развития к качественно другой, и чем полнее и гармоничнее на ранних этапах будет развитие, тем более богатым будет последующее развитие.

Социализация личности
Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, в ходе которого в определенных социальных условиях человек этот опыт преобразует в собственные ориентиры и ценности, избирательно вводит в свое поведение нормы, принятые в обществе или группе.

Подразумевается, что человек (ребенок) изначально ассоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В процессе социализации происходит превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Нормы поведения и морали, усваиваемые человеком, зависят от того, в каком обществе он живет. В процессе социализации происходит психологическое развитие личности, связанное с формированием образованности, воспитанности, обученности, возникновение и развитие основных социально-значимых свойств и социально-психологических свойств, которые обнаруживаются при непосредственном контакте с социальной средой.

Социализация имеет системный характер в связи с тем, что личность, малые и большие группы, общество и человечество в целом находятся в сложных иерархически-системных отношениях друг с другом.

Факторы социализации
К факторам социализации относятся:
1. материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

2. социально-психологические факторы социальной среды - это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т.д.).
Иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

3. фактор собственной социальной активности человека.

Стадии социализации
1. стадия первичной социализации — продолжается от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает. Происходит в малых социальных группах. Основными агентами социализации являются родители, родственники, друзья семьи и т.д. (первичные агенты социализации);

2. стадия индивидуализации — наблюдается в подростковом и юношеском возрасте, происходит в больших социальных группах и проявляется желанием выделить себя среди других, критическим отношением к общественным нормам поведения. К первичным агентам социализации добавляются вторичные: формальные организации, официальные учреждения, представители власти. В подростковом возрасте для стадии индивидуализации характерно самоопределение понятия “мир и я” неустойчивость мировоззрения и характера подростка. В юношеском возрасте вырабатываются устойчивые свойства личности;

3. стадия интеграции наблюдается в позднем юношеском возрасте, когда появляется желание найти свое место в обществе.

Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:
а. Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
б. Изменение себя;
в. Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация;
г. Трудовая стадия социализации продолжается весь период трудовой деятельности человека, когда он не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его;
д. После трудовая стадия социализации начинается с выхода на пенсию, характеризуется воспроизводством социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация может происходить как стихийно, так и организованно, осуществляться как в специальных институтах (школа, вуз, трудовой коллектив, семья и т.д.), так и в неформальных объединениях. На социализацию влияет само общество, культура, этнос, условия региона проживания и даже тип поселения, средства массовой коммуникации и пр. Процесс социализации непрерывен на протяжении всего онтогенеза и протекает неравномерно. Например, на до трудовой стадии социализации человек усваивает больше социальный опыт, на трудовой – больше воспроизводит за счет активного участия в деятельности и воздействия на среду через эту деятельность; на после трудовой стадии социализации человеком вноситься существенный вклад в воспроизводство опыта, за счет передачи его новому поколению и т.д.

В период формирования и социализации личности человек проходит как положительные, так и отрицательные этапы становления. Наиболее уязвимым и опасным периодом для развития личности является подростковый возраст, по мимо физиологических изменений происходят и психологические, влияние общественного мнения, группы становится наиболее важным. В связи с этим, оказать негативное влияние на подростка очень легко.

Итак, с каждым годом все более серьезной опасностью становится распространение наркотиков и употребление их подростками.

Наркотики и другие психотропные вещества сегодня – это составная часть «молодежной культуры», ее элемент, пусть еще не повсеместно распространенный, но захватывающий все новые школы, колледжи, дискотеки, дворы. Масштабы и темпы ее распространения на сегодня в стране таковы, что уже встает вопрос о физическом и моральном здоровье значительной части молодежи, о социальной стабильности в будущем.

Что такое наркомания?
Наркомания – это хроническое заболевание, вызывающее зависимость от определенного наркотического препарата, проявляющаяся на всех уровнях: физическом, психическом, социальном и духовном. Она формируется в результате регулярного применения наркотика. При этом психоактивное вещество может иметь как естественное, так и искусственное происхождение.

Наркотическая зависимость (Наркозависимость или Наркомания) — это тяжелое хроническое заболевание, вызванное употреблением натуральных или синтетических наркотических веществ. Патология сопровождается тяжелыми психическими и соматическими расстройствами.

Формы наркозависимости
Все стимуляторы в той или другой мере формируют пристрастие и приводят к негативным изменениям в организме. Чем дольше и чаще человек принимает наркотики, тем глубже и затягивает его непреодолимая тяга, вызывая стойкое привыкание.

1. Психическая зависимость развивается медленно. Сначала требуется принять препарат для того, чтобы испытать необычайное ощущение наслаждения, радости и подъема. После прекращения его действия все эти чувства исчезают, дни начинают казаться скучными, неинтересными и серыми.
Чтобы вернуть краски в повседневную жизнь и необыкновенные эмоции, требуется следующая порция психостимулятора. Далее эта патологическая потребность становится частью ежедневного существования, чтобы избежать психических отклонений и соматических проявлений абстиненции.

2. Физическая зависимость — это болезненные, иногда нестерпимые, ощущения, которые возникают после прекращения приема наркотического вещества, вызвавшего привыкание. На этой стадии необходима доза уже не для получения «кайфа», а для улучшения своего самочувствия.
При этом с каждым приемом для нормализации состояния количество наркотика возрастает, что грозит передозировкой и всеми, вытекающими из этого, губительными последствиями.
Причины наркомании
К причинам возникновения наркотической зависимости можно отнести множество факторов, которые условно разделяют на три группы: социальные, физиологические и психологические.

Социальная наркомания
На первое знакомство с наркотическими средствами влияют, чаще всего, социальные причины: стремление не отделяться от компании сверстников, или же приблизиться к ребятам старшего возраста. Толчком для этого шага может стать скука, неуверенность в себе, потребность в самовыражении, желание облегчить общение или быть похожим на звезд экрана.

К социальным причинам формирования наркомании также относятся кризис ценностей, пропаганда употребления в средствах СМИ (новостях, телешоу, рекламе) и художественных произведениях (песнях, книгах, фильмах), негативное отношение окружающих к здоровому образу жизни, недостаточная занятость подростка и невозможность проявить себя в других сферах жизни.

Психологическая зависимость от наркотиков
Пристрастие к наркотикам часто формируется у людей психологически незрелых, не умеющих отвечать за своё поведение, планировать и достигать своих целей. Неспособность самостоятельно решать возникающие внутренние проблемы, завышенные требования к своей жизни и окружающим людям приводят к постоянным разочарованием, потерей веры в будущее и внутренними протестами. Корни психологических проблем обычно кроются в детстве.

Физическая зависимость от наркотиков
Физиологические причины обусловлены, в первую очередь, нейромедиаторами, синтезирующими в головном мозге в недостаточном количестве. Эта особенность человека, называемая наркогенность, является врождённой и чаще всего передается по наследству.

Сначала психоактивный препарат помогает устранить последствия нехватки этих гормонов: уходит страх и тревожность, наступает спокойствие, безмятежность. Организм принимают эту подпитку извне и перестает самостоятельно вырабатывать гормоны радости. Со временем ощущения от наркотика притупляются, однако мозг уже перестроился под постоянное воздействие психоактивного вещества. Так формируется

Стадии наркомании
На пути от первого употребления и до смертельного исхода наркоман проходит несколько стадий развития этого заболевания. Без должного лечения, зависимый постепенно поднимается по этой лестнице и неизбежно приходит к такому моменту, когда спастись уже невозможно. Скорость развития наркомании зависит от вещества, а также частоты и дозы его употребления.

Первая стадия
Вместе с эйфорией после употреблением первых доз психоактивного вещества, формируется зависимость на психическом уровне. Скорость этого процесса зависит от вида наркотика. Со временем сила и яркость эффекта притупляется, что вынуждает наркомана превышать дозировку или менять препарат на более тяжёлый.

Вторая стадия
Формируется физическая привязанность. Наркотик уже сумел перестроить весь организм «под себя» и начинает влиять не только на психику, но и на общее здоровье. О начале второй стадии может свидетельствовать появление симптомов ломки при отмене препарата. Теперь справиться с зависимостью можно только с медицинской помощью.

Третья стадия
На этой стадии последствия становятся необратимыми, человек становится неадекватным, агрессивным, отстраняется от всех бытовых дел, семьи. Вся жизнь наркомана сводится к поиску и употреблению очередной дозы. Вернуть зависимого к нормальной жизни на третьей стадии крайне сложно, требуется длительное комплексное лечение.

Хроническая наркомания
Хроническая зависимость от наркотиков наступает с появлением абстинентного синдрома и формированием физической зависимости.

Тяжелая наркомания
Стадия истощения при наркомании, когда человек живёт, по сути, в ожидании смерти. У него выпадают зубы и волосы, появляется патологическая худоба и признаки преждевременного старения. Человек деградирует на всех уровнях, превращается в существо с первобытными инстинктами.

Симптомы наркозависимости
Зависимость определяется, прежде всего, изменениями в поведении человека. С развитием болезни изменяется внешний вид, а также подрывается общее здоровье, появляются проблемы с психикой.
Изменения в поведении: сознание наркомана

Зависимый человек становится более раздражительным, он теряет интерес ко всем бытовым проблемам, к семье и старым друзьям. Все его интересы сосредоточены вокруг его пристрастия: как достать, когда употребить.

Последствия наркомании для личности
Физические последствия
Применение наркотиков всегда оставляет след. Даже разовое применение экстази (MDMA) наносит невосполнимый вред рецепторам серотонина. Многократное воздействие существенно снижает когнитивные способности человека. Индивидуум теряет возможность к обучению и запоминанию информации. Среди наркоманов нет здоровых людей. По мере развития зависимости прогрессирует и степень тяжести последствий. Приобретаются все новые хронические заболевания. Неизбежно угасает репродуктивная функция. Срок жизни и её качество уменьшаются в прогрессии.
Наркозависимого преследует постоянная усталость. Значительно падает работоспособность. Ухудшается общее самочувствие.

Психические последствия
Постоянный допоминовый дисбаланс приводит к изменениям поведения, характера и личности, что неизбежно влечет разрушение социального статуса и благополучия. Современные «агрессивные» наркотики (соли, спайсы) приводят к катастрофическим последствиям. Известно множество случаев, когда даже после разового употребления люди сходили с ума.

Наркоман выделяется некоторыми особенностями:
• Немотивированная активность;
• Раздражительность;
• Расстройства сна;
• Частые смены настроения;
• Повышенная утомляемость;
• Депрессии и т.п.

Социальные последствия
Эффективное взаимодействие в рабочем коллективе требует немалых усилий. Когда человек психически нестабилен и не здоров физически — это может стать непреодолимой проблемой. Немотивированные поступки и неустойчивая эмоциональность часто являются причинами увольнения. Наркозависимый неизбежно скатывается по социальной лестнице. Он утрачивает контакты с близкими, семьей, затем знакомыми, своим кругом общения и становится изгоем, антисоциальным элементом.

Экономические последствия
Любая зависимость требует колоссальных вложений. Наглядный пример — игромания. Утрачивая связи с родными, наркоманы становятся участниками теневых схем и криминальных заработков, чтобы покрыть растущие расходы. Наркоманы берут деньги у родственников, потом кредиты. Когда денег уже не получить, начинают выносить вещи из дома. Итог очевиден — заключение или гибель.

Огромные коллективы различных специалистов занимаются разработками методик противодействия самому большому бедствию современного мира — наркотизации человечества. Средства, выделяемые всемирными организациями и государственными учреждениями — огромны. Даже передовые технологии не в силах радикально повлиять на это противостояние.

Последствия наркомании для общества
Проблематика профилактики и борьбы с наркотической зависимостью остается приоритетной проблемой для мирового сообщества. Каждый день появляются новые синтетические вещества, меняются способы их приема, особенности протекания и развития зависимости, что приводит к все более губительным последствиям.

Крайнюю озабоченность вызывает расширение возрастных рамок наркоманов. Нижняя граница превзошла 15 лет, верхняя — 35. Официальные данные говорят о наличии 250 млн. наркозависимых в мире и их число стремительно растет. При таких темпах роста страшных последствий не избежать.

Как и любая социальная болезнь, наркозависимость имеет стадии развития. Стоит заметить, что человечество опасно балансирует на рубеже наркотизации, за которым начнется деградация и вымирание человеческой популяции.

Вывод
Воздействие наркотиков на личность человека
Не менее разрушительное воздействие (по сравнению с организмом человека) наркотики оказывают и на психоэмоциональную сферу. При этом изменения личности проявляются настолько быстро и явно, что не заметить их просто невозможно. К наиболее явным личностным изменениям относят следующие явления:
- деформация приоритетов – наркоман перестает интересоваться чем-либо кроме возможности получить очередную дозу;
- сложности с самоанализом – больной не может обосновать некоторые свои действия, видит проблему не в себе, а в окружающих, которые отказываются его понимать и принимать;
- снижение уровня социальной ответственности – нередко наркоманы попадаются на преступлениях и других поступках, которые ранее ни за что бы, ни совершили (например, кража денег у родственников);
- отсутствие мотивации – человека больше не интересует работа, получение новых навыков, саморазвитие.

В результате подобных изменений наркоман быстро оказывается «на обочине» жизни, теряет связи с прежним кругом общения. Если вовремя не предпринять действий, человек не сможет по собственной инициативе сойти с этого пути саморазрушения.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о родном крае для студентов колледжа Классный час в колледже. День святого Валентина Классный час о вреде сквернословия для студентов 1 курса колледжа Класный час для студентов колледжа. Конфликты в нашей жизни
Уголовная и административная ответственность несовершеннолетних
Опубликовано: 1018 дней назад (7 февраля 2022)
Просмотров: 1442
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!