Классный час «Сквернословию бой!»
Данная работа может быть полезна классному руководителю, психологу, социальному педагогу,ведь все мы сталкиваемся с проблемой сквернословия среди подростков. Классный час был подготовлен для студентов 1 курса Сергиевского губернского техникума.
Автор: Краснова Елена Викторовна, педагог-психолог
Цель: способствовать формированию критического отношения к сквернословию у подростков, а также способствовать просвещению учащихся о пагубном влиянии его на жизнь человека
Ход мероприятия.
1.Вступление.
Классный руководитель (психолог): Здравствуйте дорогие ребята! Тема нашего сегодняшнего классного часа «Сквернословию бой!». Почему? Ведь мат укорачивает жизнь человека. Вижу недоумение на ваших лицах, но это так. Итак, давайте начнем.
Вы уже догадались, что сегодня мы поговорим с вами о проблеме сквернословия. Сквернословие, к большому сожалению, бытует в нашей с вами жизни, и наиболее подвержена этой напасти молодежь. Так будет до тех пор, пока мы не усвоим, что наряду с тем, что сквернословие засоряет нашу речь, оно еще пагубно влияет на наше здоровье.
Оглянитесь вокруг, вы видите различные изречения по нашей теме! Прочитайте их и подумайте, как вы их понимаете? Согласны ли вы с ними?
На стене развешены плакаты с надписями: “Мат укорачивает жизнь”, «Крепкое словцо — это попытка прикрыть бессилие“ «Из привычки сквернословить развивается и склонность к совершению дурных поступков» (Аристотель). “Словом можно убить”, “У того, кто ругается – некрасивое лицо”. «Речь – это показатель ума» Сенека
Далее классный руководитель (психолог) беседует с ребятами о данных высказываниях.
2. Основная часть.
Классный руководитель (психолог): Ребята, так что же такое сквернословие? Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и др. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием - от слова "скверно". В словаре В. Даля сказано: "Скверно - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно, нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, всё богопротивное".
"Невинная" привычка употреблять мат привела к тому, что многие используют его для связки слов, вставляя мат через каждое нормальное слово. Это признак особой деградации нашей культуры, признак нашего духовного и нравственного разложения.
В прежние времена на Руси отдавали себе отчет в том, насколько гнусно сквернословие. За него строго наказывали. Еще при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие полагалось телесное наказание: для всеобщего назидания ругателей на улицах наказывали розгами.
Я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты, фамилию указывайте по желанию, но постарайтесь отвечать максимально честно.
Вопросы анеты
1.Ты сквернословишь? Если да, то как часто?
2. Использовались ли по отношению к тебе матерные выражения? Что ты при этом чувствовал?
3. В твоей семье ругаются матом?
4. Можешь ли ты контролировать использование матных слов в своей речи?
5. Считаешь ли ты сквернословие вредной привычкой?
6. Как ты отнесёшься к матной брани своих детей?
Далее классный руководитель(психолог)предлагает ребятам высказать свое мнения по вопросам анкеты
Классный руководитель(психолог). Именно у подростков проблема нецензурной лексики стоит наиболее остро, ведь в глазах подростка сквернословие — это проявление взрослости. Кроме того, она является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, речевой моды. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто задумывается, что сквернословие это удел неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость и защищает их, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению. Ребята, матерная брань — это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово — не просто набор звуков, выражающих мысль. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
Работа в группах.
Классный руководитель (психолог). Ребята, я предлагаю вам разделиться на группы и выполнить задание. В группах должно быть 4-5 человек.
Каждая из групп получает задание.
Задание группам.
Заполните кластер по теме «Сквернословие», время работы 10 минут.
Подумайте, как связаны три слова, стоящие по центру?
После заполнения кластеров классный руководитель (психолог) проводит обсуждение по группам.
Классный руководитель (психолог). Ребята, в завершение нашего обсуждения я хочу напомнить вам, что закон тоже борется со сквернословием Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» предусматривает следующее наказание за нецензурную брань в общественных местах: штраф в размере от пяти до
пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Классный руководитель (психолог) .Ребята, вы все постарались, молодцы. Я бы хотела предложить вашему вниманию стихотворение Э. Асадова «О скверном и святом».
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире слово самое простое
И самое возвышенное - Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно.
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять
Что слово "мат" идет от слова "мать",
Сквернейшее от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите.
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Как вы думаете ,о чем стихотворение? Почему автор говорит о матери? К чему автор призывает в своем произведении?
3. Рефлексия.
Классный руководитель (психолог). А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить
предложения:
-
Я сегодня задумался о….
- Мне сегодня понравилось…
Классный руководитель (психолог). Сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит. Будьте здоровы! Спасибо за работу!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час о родном крае для студентов колледжа
Классный час в колледже. День святого Валентина
Краткосрочная программа по профессиональной ориентации для подростков и молодёжи 13-15 лет
Класный час для студентов колледжа. Конфликты в нашей жизни