Краткосрочная программа по профессиональной ориентации «Сделай свой выбор!» для подростков и молодёжи 13-15 лет.
Автор: Измоденова Ольга Ивановна
Педагог-психолог МБОУ ДОД "Центр детского творчества" п.Уральский Пермского края
Описание материала: Предлагаю вам краткосрочную программу по профессиональной ориентации подростков и молодёжи 13-15 лет "Сделай свой выбор!" Данный материал будет полезен педагогам-психологам, классным руководителям, родителям, старшеклассникам. Программа направлена на профессиональное самоопределение подростков и молодёжи.
Краткосрочная программа по профессиональной ориентации «Сделай свой выбор!»
для подростков и молодёжи 13-15 лет.
(идея создания, итоги реализации)
Идея разработать краткосрочную программу по профориентации возникла на основе наблюдений и по запросу подростков и молодёжи, с которыми я сотрудничаю на протяжении нескольких лет. С этими детьми мы начали взаимодействовать в ходе реализации дополнительной образовательной программы объединения «Шаги к здоровью» по здоровьесбережению, затем была краткосрочная программа «Счастье быть здоровым». Дети выросли, появились вопросы, связанные с профессиональным самоопределением. Так появилась краткосрочная программа «Сделай свой выбор!» (приложение №1)
Программа реализовывалась в течение 7 месяцев 2014-2015 учебного года для учеников 8 класса. Встречи состоялись по субботам, в тот день, когда дети не загружены, как в другие дни. И поэтому качество восприятия материала, отдача со стороны старшеклассников, сотрудничество с классным руководителем привело к тому, что почти все будущие выпускники класса решили учиться дальше, заканчивать 11 класс, так как выбор профессии требует этого.
В ходе программы были проведены викторины, интерактивные игры, тренинги, беседы и т.п.
Через методику ДДО Е.А.Климова и «Карту интересов» А.Е.Голомштока диагностировались предпочтения старшеклассников по выбору профессий, через социальные пробы в игровой форме девушки и юноши попробовали себя в роли педагога, журналиста, цветовода, экскурсовода и т.д.
Классный руководитель рассказывала родителям на собрании об интересе детей к программе, о её актуальности.
Обратной связью по завершению программы можно посчитать упражнение «Закончи предложение», где нужно было продолжить предложения:
• «Настоящий труд – это…»
• «В любом профессиональном труде самое важное …»
• «Люди работают ради…»
Вот некоторые из высказываний восьмиклассников:
«Настоящий труд – это когда мы доказываем самому себе, что ты способен на труд, что тебе могут доверять какие-либо дела. По-настоящему трудиться – значит выдерживать се испытания, которые тебе предстоит преодолеть…» (Алексей Т.)
« - это труд, который делается не ради того, чтобы от него отвязаться. Ты должен работать со всей отдачей, усердием…» (Александра К.)
« - это спорт, потому что человек, когда занимается спортом, то тратит все силы…» (Мария К)
«- это обретение жизненоважного опыта. Трудиться, пока не добьёшься своей цели. Без всяких поблажек работать, без конца…» (Егор К.)
« - это усердный, ответственный труд. Всегда нужно заканчивать то, что начал и любить своё дело» (Соня Ф.)
« - это когда человек работает своими руками. Например, вырезать какие-либо из дерева. Или выплавлять из железа что-то» (Филипп А.)
« - это воспитание детей. У каждого человека свой труд» (Арсен Г.)
« - это удовольствие! Удовольствие от того, что ты трудишься» (Татьяна Б.)
«В любом профессиональном труде самое важное – умение подойти к этому труду и выполнить его без ошибок, это настоящий кайф для профессионалов!» (Алексей Т.)
« - быть всегда лучше других, идти на шаг впереди, быть предусмотрительным и умным. Обладать выносливостью и стрессоустойчивостью. Всегда иметь план «б». Но самое главное, по-моему, это быть честным перед собой и другими и никогда не изменять своим принципам» (Виктория В.)
« - профессиональность своего дела. Если человек хорошо знаком со своей профессией, то ему не составляет труда делать всё качественно и профессионально. И вскоре человек начнёт улучшать навыки и добиваться новых целей» (Денис У.)
«- отличное знание своего дела, своего направления. Знать все нюансы соей работы и помнить о них. А также всегда идти вперёд и если нужно, то ещё учиться для повышения квалификации. Никогда не останавливаться на достигнутом!!!» (Соня Ф.)
« - не напортачить, сделать всё вовремя!» (Лев Я.)
« - это любовь и желание к своей работе. Ещё нужно иметь терпение, чтобы всегда держаться на высоте, а для этого надо много работать» (Катя О.)
«Люди работают ради того, чтобы заработать деньги, содержать семью. Работают для души, чтобы получать удовольствие от своей работы. Люди работают для того, чтобы развиваться в своей деятельности, для чего ты предназначен, и чтобы повышаться в своей должности и идти всё выше…» (Мария К.)
«- ради удовольствия. Им должна нравиться профессия. Работа должна быть в радость» (Соня Ф.)
«- ради себя и семьи. Ведь семья – это самое важное и самое дорогое, что есть у человека. Ради семьи человек готов на всё» (Олеся Г.)
« - ради денег, чтобы потратить на хорошую жизнь: ездить в отпуск, покупать хорошие вещи. Люди копят деньги для учёбы детей, чтобы они стали зарабатывать ещё больше и жить ещё лучше» (Филипп А.)
« - ради смысла. Смысла жизни, который должен быть у всех, чтобы не просто существовать, а жить полной жизнью, помогать людям» (Егор С.)
В заключение программы был проведён круг рефлексии, на котором старшеклассники проговорили, что им дала программа, чего не хватило.
Результатом взаимодействия я считаю более глубокую внутреннюю проработанность каждым участником профессиональных предпочтений, выбор направления, в какую сторону развиваться, куда идти учиться.
Закончить своё повествование хочу притчей:
«В далекие времена в одном китайском селении жил мудрец. Отовсюду приходили к нему люди со своими проблемами и болезнями, и никто не уходил, не получив помощи. За это любили и уважали его. Только один человек говорил: «Люди! Кому вы поклоняетесь? Ведь это шарлатан и мошенник!», и люди прозвали этого человека завистником, и смеялись над ним. Однажды он собрал вокруг себя толпу и сказал: «Сегодня я докажу вам, что был прав. Пойдемте к вашему лже - мудрецу, я поймаю бабочку, и когда он выйдет на крыльцо своего дома, спрошу: «Угадай, что у меня в руке?». Он скажет: «Бабочка», - все равно кто-нибудь из вас проговорится, и тогда я спрошу: «А живая или мертвая?». Если он скажет, что живая, я сожму руку, а если мертвая, то я выпущу бабочку на свободу. В любом случае ваш мудрец окажется в дураках!» Когда они пришли к дому мудреца, и тот вышел к ним навстречу, завистник задал свой вопрос.
- «Бабочка»,- ответил мудрец.
- «А живая или мертвая?»
Старик, может быть, улыбнувшись в бороду, сказал: «ВСЕ В РУКАХ ТВОИХ, ЧЕЛОВЕК!»
Приложение №1
Краткосрочная программа по профориентации «Сделай свой выбор!» социально-педагогического направления
для учащихся 13-15 лет
Актуальность программы
Современному обществу требуется человек со сформированной мотивацией к профессиональному самоопределению, грамотно разбирающийся в современном рынке труда, умеющий как можно в более раннем возрасте осуществлять выбор в пользу той или иной профессии. Уже в начальной школе дети задают вопросы – кем быть, на кого идти учиться, сколько классов заканчивать. Эта программа поможет сориентироваться в богатом спектре профессий и узнать свои предпочтения. Программы по профориентации проводятся в школе, но в более старшем возрасте. Данная программа продолжает интеграцию дополнительного образования и школы по социализации и профориентации детей и подростков.
Место программы в программном поле МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Программа предусматривает знакомство подростков с разнообразием мира профессий, показывает важность всех профессий, даёт направления при выборе.
Цель: создание условий для получения информации о многообразии профессий, диагностики познавательных интересов и формирования ключевых компетенций у подростков и молодёжи.
Задачи:
• систематизировать знания о профессиях;
• диагностировать познавательные интересы подростков и молодёжи;
• повысить интерес к многообразию трудовой деятельности;
• сформировать основы ключевых компетенций: хорошая работа, благополучие, здоровье.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса
Программа рассчитана на 7 месяцев обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 28 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в месяц по 2 академических часа.
Во время занятий предусмотрены 10-минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.
Принимаются все желающие, на имеющие противопоказания по состоянию здоровья.
Возраст обучающихся: от 13 до 15 лет.
Количество обучающихся в группе: 17-20 человек
Формы занятий: групповые с индивидуальным подходом. Практикуется создание соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
Ожидаемые результаты:
К концу обучения обучающиеся будут:
• иметь представления о профессиях;
• обладать результатами диагностик своих познавательных интересов;
• проявлять сознательную инициативу в выборе собственного пути в выборе профессии.
Формы проведения итогов реализации программы:
Для отслеживания динамики освоения образовательной программы осуществляется промежуточная и итоговая диагностика (мониторинг).
Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.
Итоговая диагностика проводится в конце обучения при предъявлении обучающимся (в форме теста) результата обучения.
Учебно-тематический план и содержание программы
№ п/п Наименование темы, её содержание Количество часов
1. Вводное занятие, инструктаж 2 часа
2. «Мир профессий»
•Деловая игра «Путешествие в мир профессий»: викторина, литературный конкурс «Вопросы-ответы», рефлексия.
•Интерактивная игра «Угадай профессию»: легенда, игры: «Закончи предложение», «Назови профессии», «Необитаемый остров»; рефлексия.
•Игровое занятие: «Прокати мяч», кроссворд, собери пословицу, рефлексия. 8 часов
3.Диагностика
•Познавательных интересов по «Карте интересов», разработанной А.Е.Голомштоком, рефлексия.
•Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, рефлексия
•Практическое занятие 6 часов
4.Социальные пробы
• Педагог, журналист, цветовод, продавец и другие пробы, доступные для детей.
• Подготовка проектов
• Круглый стол 10 часов
5.Итоговое занятие 2 часа
Итого: 28 часов
Методическое обеспечение программы
В программе используется интерактивные методы обучения (ролевые игры, метод проектов, социальные пробы, деловая игра, агитбригада и другие). Особое внимание уделяется рефлексии. Анализу подлежат ощущения обучающихся от формы проведения занятий, их запросы, трудности.
Для организации образовательной деятельности созданы следующие условия:
• Кадровые – педагог дополнительного образования, педагог-психолог, обладающий профессиональными знаниями, владеющий методиками диагностик по профессиональной ориентации, компетенциями в области организации интерактивной деятельности детей.
• Материально-техническое оснащение: современная предметная среда (мульти-медийное оборудование, диски, музыкальный центр)
• Информационные: демонстрационный и раздаточный материал (слайды с картинками профессий, кроссворды, карточки и т.п.)
Список литературы
1. Н.В.Клёнова «О программах ознакомительного уровня», ж. «Дополнительное образование» №3-2014г., стр. 10-15.
2. Е.А. Климов «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), интернет-ресурс.
3. А.Е.Голомшток «Карта интересов», интернет-ресурс.
4. Е.Н.Дубровская, «Классный час по профориентации «Мир профессий», интернет-ресурс.
Разработчик краткосрочной программы «Сделай свой выбор!» О.И.Измоденова
Скачать Краткосрочную программу по профессиональной ориентации
Рекомендуем посмотреть:
Выступление агитбригады на встрече по профориентации лицее, колледже
Программа кружка дополнительного образования
Программа студии изобразительного искусства 1 год обучения
Сочинение. Моя будущая профессия, 10 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Профессиональная ориентация
Программа дополнительного образования кружка «Эрудит» в начальной школе
Программа дополнительного образования экологической направленности для младших школьников