Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования
Автор: Измоденова Ольга Ивановна, педагог-психолог, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "ЦДТ" п.Уральский Нытвенского района Пермского края
Представлен опыт работы по дополнительным образовательным программам и добрым делам отряда "Пробуждение". Материал будет интересен педагогам дополнительного образования, методистам, классным руководителям, руководителям добровольческих отрядов.
Здоровьесберегающие технологии участников образовательного процесса в МБОУ ДОД «Центр детского творчества» п. Уральский
Образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью обучающихся. Поэтому сейчас актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе, при которых формируются бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью, важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации детей в обществе. В МБОУ ДОД «Центр детского творчества» работа по сохранению и укреплению здоровья детей ведётся системно, разнопланово и эффективно.
Центр детского творчества п.Уральский – это островок творчества, активного досуга и бережного отношения к ребёнку. В 2016 году наше учреждение дополнительного образования детей отмечает 30-летие. За это время многое изменилось, но осталось главное – бережное отношение к ребёнку и семье. Посещает ЦДТ 700 детей от 6 до 18 лет по направлениям: художественно-эстетическое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное и эколого-биологическое. Реализуется 7 модульных дополнительных образовательных программ. Более подробно расскажу о здоровьесберегающих технологиях.
С 2006 года разработана и внедряется модульная дополнительная образовательная программа «Искорки» физкультурно-спортивного направления, которая включает в себя 3 модуля:
• 6-11 лет – оздоровительная ритмика, рассчитанная на 4 года обучения.
Цель: оздоровление обучающихся посредством систематических занятий ритмикой, воспитание и формирование здорового образа жизни;
• 11-13 лет – оздоровительная аэробика, 1 год обучения.
Цель: создание условий для оздоровления подростков и приобщения к ЗОЖ;
• 14-18 лет – фитнес-аэробика, 1 год обучения.
Цель: физическое развитие подростков и молодёжи посредством занятий фитнес-аэробикой, формирование ЗОЖ.
Результатами реализации программы является сохранение физического и психического здоровья, сохранность детского контингента, выступление на мероприятиях, мастер-классы, отслеживание развития детей через мониторинг. Охват детей программой «Искорки» в 2010-2011 учебном году – 50 детей, в 2011-2012 гг. – 152 ребёнка, в 2012-2013 гг.- 201 ребёнок, в 2013-2014 гг.- 215 детей, 2014-2015гг. -278 детей. Наблюдается рост охвата детей оздоровительными занятиями ритмики.
С 2012 года кабинет ритмики стал оснащаться оборудованием для занятий бадминтоном (ракетки, воланы), гантелями для разминки, ковриками, скакалками, мячами. Занятия ритмики наполнились спортивными элементами.
Также вопросы здоровьесбережения детей и профилактики ПАВ рассматривает модульная дополнительная образовательная программа «Поколение – 2000» социально-педагогического направления сроком реализации 7 лет.
2 и 3 модули программы включает в себя подпрограммы:
• «Шаги к здоровью», срок реализации программы 2 года, реализуется с 2011 года, возраст детей 12-14 лет;
• «Пробуждение» (добровольческий отряд), срок реализации 2 года, реализуется с 2011 года, возраст детей 14-16 лет;
• краткосрочные программы «Лето для здоровья» (4 часа), «Счастье быть здоровым» (8 часов), «Семьеведение» (8 часов).
Через подпрограмму «Шаги к здоровью» подростки знакомятся с основами формирования здорового образа жизни (закаливание, режим дня, физические нагрузки, правильное питание, отсутствие вредных привычек, позитивный психологический настрой и т.п.) и учатся организовывать мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и профилактике социально-опасных болезней (традиционны семейные походы в лес в декабре – 2011, 2012, 2013, 2014гг., туристические слёты совместно со школой – сентябрь 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг.)
Результатами обучения по программе стали мероприятия:
• Показ сказки «Муха-цокотуха на новый лад» по профилактике табакокурения для детей 9-10 лет – 10.10.2011г.;
• Участие в муниципальной программе «7 шагов отказа от курения» -17.11 2011- 31.05.2012 гг.;
• Проведение открытого занятия через кабельное телевидение «Умей сказать НЕТ ПАВ» - 14.04.2012 г.;
• Уроки здоровья, викторины по здоровому образу жизни.
Подпрограмма «Шаги к здоровью» может быть продолжением образовательной программы «Искорки» физкультурно-спортивного направления, так как направленность у обеих программ здоровьесберегающая.
Цель подпрограммы «Пробуждение» (добровольческий отряд): создание условий для обучения молодёжи добровольчеству, возникновения, реализации и распространения добровольческих инициатив, направленных на решение социально-значимых проблем средствами социально-педагогического направления.
Чаще всего мероприятия, проводимые добровольцами отряда «Пробуждение» нацелены на профилактику вредных привычек:
• Участие в краевой акции «Я выбираю жизнь!» - октябрь 2011г.
• Сбор данных по проблеме табакокурения с 5 по 11 классы общеобразовательной школы – март 2012 г.;
• Участие в КВН со сказкой «Колобок на новый лад» (профилактика табакокурения) – апрель 2012г.;
• Ролевая игра-представление по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании «Вот задача для ребят – кто же в этом виноват?» - апрель 2013г.;
• Разработка и реализация социального проекта «Молодёжный каток»:
- «Весёлые старты» на коньках для 5-6 классов – 11.02.2012г.,
- «Фристайл на коньках» для юношей 9 классов – 24.02.2012г.,
- Семейные соревнования на коньках» для детей и родителей начальных классов – 03.03.2012г.
• Участие в районном конкурсе «Дыши легко» - ноябрь 2012г.,
• Участие в краевом конкурсе добровольческих отрядов – 2012, 2013 гг.,
• Участие в Пермском Благотворительном сезоне – апрель 2013 г.
В апреле 2011 года стартовал краткосрочный курс «Лето для здоровья», который проводился во время классных часов среди учеников 5-6 классов в преддверии лета. Беседы с детьми шли о закаливании в летнее время, первой доврачебной помощи при:
-укусе змей, комаров, пчёл и т.п.;
-при солнечном ударе;
-при спасении утопающих;
-при ранах и переломах.
Через курс прошло 8 групп детей в количестве 150 человек.
В сентябре 2011 году стартовал краткосрочный курс для подростков 14-16 лет «Счастье быть здоровым». Курс был очень востребован и проводился во время классных часов на базе общеобразовательной школы. Включает в себя темы:
1. Рост и развитие.
2. Рациональное питание.
3. Основы полового воспитания девушки и юноши.
4. Профилактика алкоголя и табакокурения.
5. Профилактика наркомании и токсикомании.
Результатами программы стало формирование навыков ЗОЖ и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов.
В 2012 году разработан новый курс по просьбам старшеклассников и учителей школы «Семьеведение» для молодёжи 16-18 лет. Курс предусматривает формирование знаний для подготовки молодёжи к браку и семейной жизни. Включает следующие темы:
1. Современная семья и её особенности.
2. Молодая семья и возможность бесконфликтного общения.
3. Психологический климат в семье.
4. Взаимоотношения поколений в семье, родовое древо.
5. Итоговое занятие.
Результатом прохождения курса предполагается формирование знаний о благополучной семье как основе крепкого государства, навыков бесконфликтного взаимодействия в семье и обществе и актуализация правил личной безопасности и сохранения здоровья. В 2012-2013 учебном году через курс прошли 8 групп старшеклассников 8-11 классов в количестве 160 человек, в 2013-2014 – 120 человек, в 2014-2015 – 91. Понижение числа прошедших курс связано с уменьшением количества старшеклассников в общеобразовательной школе.
Педагогический процесс в МБОУ ДОД «ЦДТ» проходит в обязательном соответствии с нормами САН ПИН, регулярно проводятся учебные тренировки по эвакуации детей при ЧС, проводятся инструктажи по ТБ с педагогами, персоналом, детьми, создана безопасная развивающая среда, педагоги и работники учреждения проходят медосмотр 1 раз в год, дети принимаются в творческие объединения физкультурно-спортивного направления с разрешения врача.
Взаимодействие с родителями по укреплению здоровья детей проходит через приглашение на мастер-классы по фитнесу, на спортивные мероприятия, открытые занятия, семейные походы. Вопросы здоровья детей решаем вместе, понимая, что это самая большая ценность.
Педагоги дополнительного образования делятся опытом работы по здоровьесберегающим технологиям через презентации на районном, краевом уровнях, показывают личный пример, ведя ЗОЖ, противодействуя вредным привычкам.
Рекомендуем посмотреть:
Программы физической культуры по профилактике и коррекции различных заболеваний у обучающихся
Физкультминутки на уроках в школе
Здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания
День здоровья в детском саду. Старшая группа
Похожие статьи:
Здоровьесберегающие технологии у детей с ОВЗ (с нарушением слуха) в начальной школе
Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе