Классный час в колледже о родном крае
Методическая разработка классного часа для учащихся колледжа «Здесь Родины моей начало»
Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении классного часа о родном крае.
Автор: Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: обогатить знания учащихся о Павлодаре.
Задачи:
- создавать условия для стремления глубже изучать историю родного города;
- развивать чувство гордости за свою малую родину;
- воспитывать чувство любви к родному краю, патриотизм.
Форма проведения: беседа, викторина.
Предварительная подготовка: подбор необходимой литературы, фотографий для выставки, подготовка презентации.
Оформление кабинета, оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация, фотовыставка старинных построек, памятников истории, архитектуры, вопросы для проведения викторины, посвященной родному краю.
Эпиграф: «Земля моя! В зеленом летнем платье ты ловишь солнце будущего дня. Родимая, какое это счастье, что ты всегда со мной и для меня!» С. Сейфуллин
Ход классного часа
Классный руководитель: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о нашей родине.
Родина…Это слово знакомо и дорого каждому человеку. И для каждого она имеет свой смысл, свое значение. Вот как об этом говорит в своем стихотворении костанайский поэт Петр Черныш:
Что такое Родина?
Все, что сердцем пройдено:
Отчая сторонка, братья и сестренка,
Зорек полыхание, первое свиданье,
Памяти следы, счастья и беды,
Вечный зов полей, стаи журавлей,
Неба голубень, от березок пень,
Долы и леса, на траве роса…
Ведущий 1: Родина – место, где мы родились, где живем, это дома, леса, поля, которые окружают нас. Очень точно такое место называют малой родиной. У каждого человека своя маленькая Родина. Для многих – это наш город Павлодар. А Республика Казахстан – это общая Родина для всех, кто живет на этой земле. Человек не может жить без родины. Очень хорошо говорит об этом народная пословица: «Человек без родины, словно соловей без песни».
Ведущий 2: Казахстан любимый – наша Родина,
Колыбель отваги и добра,
Край акынов и домбры мелодия,
Край ковылей и гордого орла.
Ведущий 1: Среди степей твоих бескрайних,
В голубых просторах, как бесценный дар,
Седой Иртыш качает на ладонях,
Мой ястребиный город Павлодар!
Классный руководитель: Ребята, а сейчас я хочу попросить вас ответить на вопросы. Давайте побеседуем, мне важно услышать ваше мнение.
Вопросы для обсуждения:
1. Как вы понимаете слова «Родина»?
2. Считаете ли себя патриотом? Почему?
3. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
4. Что привлекает вас в облике родного города?
5. В чем ценность построек, охраняемых государством?
6. Какие памятники истории и архитектуры вызывают у вас озабоченность своим внешним видом, состоянием?
Учащиеся отвечают на вопросы, идет обсуждение.
Классный руководитель: Итак, каждый из нас привязан к месту, где родился и вырос. Это самый дорогой уголок для человека. Ведь это – и наши родители, и друзья нашего детства, и близкие родственники, и наши первые шаги по земле. Здесь мы делаем открытие красоты окружающего нас мира, познаем, как прекрасна и удивительна жизнь. Здесь формируется у нас сознание и характер. Рождается Человек, и к рождению его причастно все: мама, которая учит его первым словам, первое путешествие в лес, речка или пруд, в которых он купается, голубое небо с курлыканьем далеких журавлей. И потом это единственное на планете место так и зовется «отчий дом». Давайте посмотрим, хорошо ли вы знакомы со своей малой родиной? Предлагаю вам сейчас ответить на вопросы викторины.
Вопросы викторины «Знаешь ли ты свой родной край?».
1. Как назывался военно-казачий форпост, основанный на месте нашего города? (Коряковский).
2. В честь кого получил свое название Павлодар? (В честь Павла, сына императора Александра).
3. Баянаул основан в 1833г. Что в переводе с монгольского означает Баян-Ола? («Гора счастья»).
4. Он пережил 9 ханов, к его голосу прислушивались ханы и весь народ. Особое уважение он снискал во времена Аблай-хана. Уроженец Баянаула. (Бухар-жырау).
5. В конце 19 века на территории Павлодарского уезда их было семь: Покровская, Козьмо-демьянская, Рождественская и т. Д. О чем речь? (Ярмарки).
6. Как называется захоронение древних животных, расположенное на правом берегу Иртыша в границах Павлодара? (Гусиный перелет).
7. Бибин, Беспалова, Камзин, Мельник, Серикбаев. Чьи это фамилии? (Художники Павлодара).
8. Как до 1919 года называлась нынешняя улица 1 Мая? (Коряковская).
9. У этой улицы было много названий: Торговая, Почтовая, Телеграфная, Владимирская. Как сегодня называется эта улица? (Улица Ленина).
10. Назовите дату создания Павлодарского областного казахского музыкально- драматического театра им. Аймаутова. (1990 год).
11. В каком году в Павлодаре пущен первый трамвайный маршрут? (1965).
12. На территории Павлодарской области проживают представители более ста национальностей и народностей, работают 19 этнокультурных объединений, школа национального возрождения. Координатором работы по укреплению межэтнического согласия, мира и стабильности в обществе стала Ассамблея народа Казахстана. Когда она была образована? (1 марта 1995 года).
13. У Павлодара есть города-побратимы. Назовите их. (Омск (Россия), Быдгощ (Польша), Денизли (Турция), Кировоград (Украина)).
14. В каком году был утвержден герб города Павлодар, что изображено на гербе и что он символизирует? (1969 год, герб представляет собой щит прямоугольной формы, на нем изображена летящая чайка внутри шестерни, в нижней части щита волны, которые символизируют реку Иртыш, шестерня означает развитие промышленности).
15. История города Павлодара пишется почти три сотни лет. А с какого времени начинается история Павлодарской области? (С 1938 года).
16. Казахстан сегодня – одна из успешно и динамично развивающихся стран мира. А Павлодарская область – в числе лидеров индустриально-инновационного развития. Годовой объем производимой продукции превышает триллион тенге. В регионе работают 863 промышленных предприятия. Назовите базовые отрасли промышленности Павлодарской области. (Горнодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая промышленность, черная и цветная металлургия, энергетика).
17. Все мы не любим грязь, в каком бы виде она не встречалась. А где у нас в области имеется грязь, обладающая лечебными свойствами? (Мойылды).
18. Крупнейшую реку Павлодарской области – Иртыш – называют транзитной рекой. А почему? (Потому что она проходит через территорию республики «транзитом» из Китая в Россию).
19. Баянаул – жемчужина Прииртышья, один из живописнейших уголков Казахстана, природный парк. Когда Баянаул получил статус государственного национального природного парка? (В 1985 году).
20. О том, что в недрах Казахстана представлена почти вся таблица Менделеева, знает каждый школьник. А чем богаты недра Павлодарской области? (Уголь, медь, золото, серебро, молибден, цинк и др.).
Классный руководитель: Как видите, ребята, некоторые вопросы вызвали у вас затруднения. Давайте еще раз поговорим об истории нашего края.
Чтец 1: Молчать мне больше память не велит,
И как велит, рассказывать я буду…
Был Павлодар когда-то невелик,
Все на виду – и улицы, и люди.
Иной ворчал: «Не город, а пески».
Нагреет за день, за ночь не остынет.
Дома узки, и улицы узки –
Не город, а унылая пустыня.
Но город жил, то в счастье, то в беде.
Вершил дела, умел повеселиться.
Мещане, те – в Самарской слободе.
А казаки особняком – в станице.
А севернее, в десяти верстах,
Отменной солью озеро забито…
Кто первым эти приглядел места,
Чей конь впервой оттискивал копыта?
Соль привела? Соль – голубой снежок,
И марево метельное в жарищу…
Спасибо тем, кто здесь костер зажег
И кто построил первое жилище!
Пою им песню всей своей душой –
Они умны, мудры они, они отважны!
Они для жизни и любви большой
Нам место в мире выбрали однажды.
Чтец 2: В затоне поселились рыбники,
А в Жатаке – степной народ казахи,
А дальше – степь, где ястребы легки,
Где облака, как белые рубахи.
Течет Иртыш среди густых лугов,
Мы там с тобою часто так бывали,
Не это ль все когда-то от врагов
Кимаки и кипчаки отбивали!
Мне дороги любые времена,
Все времена, что пережил мой город.
Смешались тут роды и племена –
Аргыны, и найманы, и монголы.
Пришли, да и остались навсегда,
Сдружились и в работе, и в застолье,
Пришли татары, русичи сюда,
Последние, как говорят, за солью.
И, говорят, здесь шел почтовый тракт.
Коряковский пикет. Коней меняли…
Не предки ли мои попали так,
И привезли с собою не меня ли?
Ведущий 1: Наш город начинался с небольшого военно-казачьего укрепления – форпоста. Форпост слово немецкое и означает передовой пост, передовой пункт. Этому слову есть синоним – аванпост, что с французского переводится как передовой сторожевой пост. Именно таким и был форпост, учрежденный царским правительством летом 1720 г. в период экспедиции генерал-майора Лихарева вверх по Иртышу и закладки им крепости Усть-Каменогорской.
Форпост получил имя Коряковский, так как он был учрежден на месте Коряковского Яра. Возле яра в начале 18 века купец Никита Коряков произвел первую солессыпку, добыв первые пуды из соленого озера, лежащего от этого яра в 22 верстах. Озеро получило потом в народе название Коряковское. Ссыпав первые пуды соли на берегу у безымянной протоки, Коряков наименовал её Усолкой, т.е. лежащая у соли.
Ведущий 2: Так начиналась эта история. Учреждение форпоста на территории Среднего жуза в то время диктовалось политикой России, которая искала на Востоке новые земли и рынки сбыта своей продукции. Воспользовавшись тем, что казахские племена вели кровопролитные воины с джунгарскими захватчиками, русские отряды прошли вверх по Иртышу, не встретив ни одного казахского воина. Зато джунгары оказались здесь раньше русских и даже пытались их отыскать. Но внешняя политика России по отношению к джунгарам в конце концов привела к миру, и Россия стала укрепляться на восточных рубежах Среднего жуза.
В 1721 г. было разрешено заселять Ямышевскую крепость и все форпосты между крепостями, в том числе и Коряковский. Вокруг крепости и форпостов тогда кругом расстилалась степь.
Ведущий 1: Для заселения форпостов в 1744 г. из Тобольска был отправлен отряд с пушками и гарнизоном. По реестру 1745 г. в Коряковском форпосте проживало 48 казаков. В одном из архивных документов, который был найден в 1970 г., есть интересные сведения о том, каким же было первое поселение на месте будущего города. Длина крепостных стен равнялась 23 саженям (около 50 м.), а общая длина всех стен превышала 200 м. Вокруг стен за рвом казаки устраивали рогатки и заграждения на случай нападения. Со стороны стены на востоке находились ворота с башней. Внутри форпоста находились 4 казармы для служивших крепостных казаков, конюшня, несколько других построек, в том числе временная церковь.
Ведущий 2: В Павлодаре в разные годы жили, учились, работали или бывали государственные и военные деятели, ученые, писатели, художники.
Багаев Дмитрий Поликарпович (1884-1958) – один из первых зачинателей фотографического дела в Павлодаре, краевед, первый директор краеведческого музея. Родился в Кировской области. В Павлодаре жил с 1889 по 1958 год. Создал прекрасную фотолетопись своего края. На базе его частных коллекций основан краеведческий музей.
Областной историко-краеведческий музей имени Г.Н. Потанина.
Дом-музей Д.П. Багаева.
Ведущий 1: Батурин Виктор Павлович (1863-1938) – художник-пейзажист. Родился в Тульской области. В Павлодаре жил и работал учителем рисования с 1919 по 1929 год. Оказал большую помощь в становлении первых клубов Павлодара – водников и рабочего клуба. Занимался на досуге живописью (полотна «Утро на Усолке», «Зимовка в пойме Иртыша», «Охотник с собакой» и др.).
Ведущий 2: Бекхожин Халижан (род. в 1913-1990) – казахский поэт. Родился в Павлодаре. Здесь прошли его детские и школьные годы, здесь он начал трудовую деятельность в редакции местной газеты. Автор многих произведений о своих земляках, о простых людях Казахстана – «Инженер Актаев», «Мария, дочь Егора», «Лесная девушка».
Ведущий 1: Торайгыров Султанмахмут (1893-1920) – казахский поэт-демократ. Родился в Баянаульском районе Павлодарской области. Сотрудничал в казахском журнале «Айкап», работал в Семипалатинске и на Алтае. Был председателем Шидертинского волревкома. Выступал на митингах и собраниях в Павлодаре и Баянауле перед казахской беднотой. Автор многих произведений из жизни казахского народа. Его имя носят улица в Павлодаре и областная детская библиотека.
Памятник С. Торайгырову.
Ведущий 2: Васильев Павел Николаевич (1910-1937) – родился в Восточном Казахстане. В Павлодаре жил и учился в 1919-1925 годах. Здесь сформировался талант яркого самобытного поэта. Его именем названы литературное объединение, центральная городская библиотека и улица в Павлодаре. В начале 30-х годов приезжал в Павлодар, написал стихи о городе, в которых воспел будущее Павлодара.
Ведущий 1:
Так вот, где начиналась жизнь моя!
Здесь канареечные половицы
Поют легонько, рыщет свет лампад,
В углах подвешен. Книга «Жития
Святых», псалмы. И пологи из ситца –
писал поэт о родном доме, где прошло его босоногое детство с «пытливыми глазами». На этом месте сейчас построен Дом-музей поэта.
Дом-музей П.Васильева.
Чтец 1: И вот я вновь нашел в тебе приют,
Мой Павлодар, мой город ястребиный,
Зажмурь глаза – по сердцу пробегут
Июльский гул и ропот сентябриный.
Амбары, палисадник, старый дом
В черемухе,
Приречных ветров шалость, –
Как ни стараюсь высмотреть – кругом
Как будто все по-прежнему осталось.
Ведущий 2: Со времени своего создания и до сегодняшних дней Павлодар неузнаваемо изменился. Дореволюционный Павлодар имел всего 3 культурных очага – Клуб приказчиков, кинотеатр и библиотеку. Существовал кружок любителей музыкально-драматического искусства. К услугам павлодарцев сейчас – драмтеатр им. А.П. Чехова, Казахский драматический театр им. Аймаутова, областной историко-краеведческий музей, областной художественный музей, музей им. Бухар-Жырау, дом-музей Павла Васильева, Городской дворец культуры им.Естая, дом культуры «Шанырак» и многое другое.
Дом купца Зайцева. Построен в 1897 году. Сейчас музей литературы и искусства им. Бухар Жырау.
Городской дворец культуры им. Естая.
Музей воинской славы.
Ведущий 1: Сегодня Павлодар – крупный индустриальный центр Казахстана, определяющий лицо Павлодар-Экибастузского территориально-производственного комплекса. Здесь сосредоточено много предприятий и производств различных отраслей промышленности, строительства и транспорта. Главными отраслями экономики являются цветная металлургия, нефтехимия, машиностроение, стройиндустрия и энергетика.
Ведущий 2: Казахстан является многонациональным и многоконфессиональным государством. Политика его направлена на то, чтобы создать равные условия для полноценного духовного и культурного развития. Уже много лет существуют и развиваются центры возрождения национальной культуры. При акимате действуют малые ассамблеи народов Казахстана. Дальнейшее укрепление дружбы и общенациональное согласие, единство национальных и интернациональных интересов еще в большей мере будут способствовать развитию казахстанского государства в целом и каждой национальности в отдельности.
Дом Дружбы.
Ведущий 1: Для Казахстана наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Ведущий 2: Итак, город Павлодар – один из красивейших городов Республики Казахстан, расположен на берегу Иртыша – самой крупной реки в Казахстане. Воспетый поэтами, он восхищает своих гостей широкими проспектами, тенистыми парками и аллеями, цветниками и фонтанами, здесь чисто и уютно в любое время года.
Мечеть им. Машхур Жусупа.
Благовещенский кафедральный собор.
Памятник Ч.Уалиханову и Г.Потанину.
Памятник воинам-афганцам.
Чтец 2: За что люблю я все же Павлодар
И что же в нем особенного, право?
Я городов немало повидал,
И не с такою, а повыше славой.
Поэзии в названии – ничуть,
Кому скажи – не звонко и не гулко…
Но почему-то я бродить хочу
По улицам его и переулкам.
Ни электрички нет и ни метро.
Но где, когда и сколько ни бываю,
Жить не могу я без его ветров,
Я без его ветров заболеваю.
А чайки – песня грусти над волной,
А радуги подкова золотая…
Я радуюсь, когда вдруг в город мой
И ястребы случайно залетают.
Мне нравится наш берег городской,
Где фонари как шарики на нитках.
Дай Бог ему хороший гороскоп.
И солнышка, как доброго напитка!
Классный руководитель: Вот мы и совершили увлекательную экскурсию по родному городу. В 2014 году ему исполняется 294 года. Для города это немного. Можно сказать, что наш город еще молодой. Может быть, поэтому он так быстро развивается и шагает в ногу со временем. Помните, в каких бы других городах вы ни бывали, как бы ни восхищались их красотой, душой вы постоянно дома, на своей малой родине.
Рекомендуем посмотреть:
Welcome to Annovka!
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Воспитание любви к родному краю у детей дошкольного возраста
Формирование у дошкольников 4-7 лет интереса к малой Родине
Похожие статьи:
Классный час «Гимн России», 10 - 11 класс
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час в 10 классе на тему: Личность и наркотики
Классный час в 10 классе на тему: Моё право выбора
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Нравственное воспитание