Конкурсная программа «Здравствуй, осень золотая!»
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 1 курса колледжа «Здравствуй, осень золотая!».
Разработка предназначена для оказания помощи учителям в подготовке и проведении внеклассного мероприятия на осеннюю тематику.
Автор: Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: обобщение и закрепление знаний учащихся об осени.
Задачи:
- создать благоприятный психологический климат в коллективе;
- развивать эстетический вкус учащихся;
- воспитывать любовь к искусству;
- формировать коммуникативные навыки;
- поздравить именинников.
Форма проведения: конкурс.
Предварительная подготовка: разучивание стихотворений известных поэтов об осени, подготовка материала для аппликации, домашнее задание командам:
- осенняя композиция из природных материалов;
- оригинальные поздравления именинников;
- «осенняя» газета.
Оформление кабинета, оборудование: цитаты из известных стихотворений об осени, осенние пейзажи, мультимедийный проектор, экран, компьютер.
Ход мероприятия
Ведущий 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы пригласили вас на конкурсную программу «Здравствуй, осень золотая!» За окнами осень – прекрасное время года. Осень поражает богатством своих нарядов, цветов, завораживающим сочетанием красок. Бросаются в глаза яркие багряные и золотые цвета, манят размыто-прозрачные полутона. Алыми капельками застыли на деревьях ягоды рябины, переливается разными оттенками осенняя листва, ярко вспыхивают фонарики осенних цветов, а бездонное осеннее небо радует глаз обилием звезд.
Ведущий 2: За окнами сейчас осень… По-разному мы называем ее: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведения итогов полевых работ, это начало учебы, это подготовка к долгой и холодной зиме… И как бы ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна!
Ведущий 1: Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Этими проникающими в душу строками из стихотворения А.С. Пушкина «Осень» нам хотелось бы открыть конкурсную программу «Здравствуй, осень золотая!». Вы уже поняли, что наш разговор сегодня будет об осени, об этом немного грустном, но таком удивительном и щедром на подарки времени года.
Ведущий 2: Вспомните, какие замечательные, незабываемые поэтические строки посвящены красавице-осени! Сколько прекрасных картин написано о времени завораживающего увядания природы! Известные поэты и художники любовались ее красотой, воспевали ее! Я объявляю первый конкурс – литературная викторина. Вы должны назвать автора строк, чье стихотворение прозвучит. За каждый правильный ответ командам присуждается по 3 балла.
Чтец 1: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(А.С. Пушкин)
Чтец 2: Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин)
Чтец 3: Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
(К.Бальмонт)
Чтец 4: Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(А.А. Фет)
Чтец 5: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос.
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…
( Ф.И. Тютчев)
Жюри подводит итоги домашнего задания и конкурса стихотворений.
Ведущий 1: Не сомневаюсь, что при прослушивании строк из стихотворений великих поэтов вы рисовали себе картины прекрасных осенних пейзажей. Ваша следующая задача – проявить свои литературные способности и фантазию, раскрыть таланты и составить рассказ или стихотворение по данному осеннему пейзажу. Время на выполнение задания – 10 минут. (Пейзажи демонстрируются на экране, звучит музыка).
Представители команд зачитывают свои произведения. Жюри выставляет оценки. Команды получают от 1 до 4 баллов в зависимости от занятого места.
Ведущий 2: А сейчас, когда вы составили такие замечательные рассказы об осени, вспомнили и отразили ее красоту и прелесть, вам не составит труда выполнить следующее конкурсное задание. А оно заключается в том, что необходимо подобрать эпитеты к слову осень. Вы знаете, что эпитет – это яркое определение, создающее живое представление о предмете. Эпитеты нужно распределить в четыре группы. Первая – эпитеты, передающие внешнюю красоту осени, нарядность, окраску (нарядная, яркая, багряная, пламенная, золотая, пурпурная, разноцветная). Вторая группа должна отражать характер осенней погоды (дождливая, теплая, сырая, ветреная, туманная, грязная, ненастная, сухая). Третья группа связана с временным фактором, продолжительностью осени (долгая, затяжная, поздняя, ранняя, запоздалая). Четвертая группа должна отражать эмоциональное восприятие осени человеком, характер чувств, возникающих в этот период (прекрасная, безрадостная, печальная, грустная, добрая, чудесная, задумчивая, унылая, славная, хмурая).
Командам дается время на выполнение задания – 5 мин., после чего жюри обрабатывает ответы и подводит итоги конкурсов.
Ведущий 1: А теперь викторина для тех, кто много читает и много знает.
1. Какой месяц считается первым месяцем осени в Ирландии? (Август)
2. Как называется праздник в честь Солнца, первого сбора урожая, сил природы и земли, кельтский Праздник зерна? (Ламмас)
3. В какой стране можно совершенно законно и безнаказанно не выходить на работу, если идет дождь? (В Португалии)
4. В какой стране под дождь можно попасть только в ночное время суток? (В Таиланде)
5. Кому принадлежат слова «Осень – последняя, самая восхитительная улыбка года»? (Уильям К.Брайант)
6. Назовите осенние месяцы южного полушария. (Март, апрель, май).
7. Когда наступает астрономическая осень? (Во время осеннего равноденствия – 22 или 23 сентября)
8. В какой стране мира отмечают праздник середины осени, главным угощением которого являются лунные лепешки? (Китай)
9. Во сколько раз увеличивают тормозной путь автомобиля опавшие мокрые листья на дороге? (Почти в 10 раз)
10. Какой день считают календарным днем наступления бабьего лета? (14 сентября)
Жюри учитывает количество правильных ответов, присуждая командам за правильный ответ 1 балл.
Ведущий 2: На очереди новый конкурс «Знаете ли вы пословицы?». Перед вами на карточках пословицы и поговорки, начало на одной, а продолжение – на другой. Нужно верно соединить начало и окончание пословицы или поговорки. Жюри учитывает правильность и скорость выполнения задания.
1. В ноябре мужик с телегой прощается, / в сани забирается.
2. В осеннее ненастье семь погод на дворе: / сеет, веет, крутит, мутит, рвет, сверху льет и снизу метет.
3. Весна красна, да голодна; / осень дождлива, да сытна.
4. Осенний мороз не выдавит слез, / а зимние морозы – из глаз слезы.
5. Осенний дождь мелко сеется, / да долго тянется.
6. Что июль с августом не сварят, / того не зажарит и сентябрь.
7. Готовые хлеба хороши, / а на лето по-старому пашню паши!
8. Появление комаров поздней осенью – / к мягкой зиме.
9. С березы лист не опал – / снег ляжет поздно.
10. Сентябрь пахнет яблоками, / октябрь – капустой.
11. Ива рано инеем покрылась – / к долгой зиме.
12. Осенью серенько утро, / так жди красного денька.
Ведущий 1: Пушкин назвал нашу осень «очей очарованье». Глядишь на осенний лес, и словно тебя заколдовали – не можешь глаз отвести. Недаром художники любили и любят рисовать золотую осень. В эту пору каждая полянка, каждая лесная опушка просится на полотно.
Ведущий 2: Только осенью можно по-настоящему оценить красоту таких деревьев, как ясень, осина, рябина и клен. Высокая большая рябина – словно девушка, нарядившаяся ради праздника, вся в красных бусах и серьгах. А маленькая рябинка – это живая лесная сказка: села в высокую траву жар-птица и распустила свой огненный хвост. А каким разнообразием ярких красок радует наш взор красавица-осень!
Ведущий 1: Вот и пришло время следующего конкурса, где нам предстоит проверить ваше восприятие цветовой гаммы. Мы приготовили детали цветной бумаги, из которых вы должны составить аппликацию, элементы можно использовать не все, также допускается их видоизменять. Время на выполнение задания – 8 мин. (Ребята выполняют задания).
Ведущий 2: Вот и готовы ваши работы, в которых вы проявили фантазию и художественный вкус. А теперь дополнительное задание, покажите на своих аппликациях:
- алый цвет;
- абрикосовый цвет;
- палевый цвет;
- лиловый цвет;
- кремовый цвет;
- оливковый цвет;
- бирюзовый цвет;
- пурпурный цвет;
- лазурный цвет.
После выполнения задания жюри оценивает аккуратность работы, правильность ответов на вопросы, скорость. За участие в конкурсе команды получают от 2 до 8 баллов в зависимости от занятого места (по 2 балла за место).
Ведущий 1: В следующем конкурсе вам предстоит вернуться в детство и показать свои умения в отгадывании загадок на осеннюю тематику. Команды будут отгадывать загадки по порядку, если у кого-то возникнут сложности с ответом, то право заработать балл перейдет к следующей команде. Жюри будет учитывать количество правильных ответов.
Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы.
(Рябина)
На пригорке-бугорке стоит девицы в платке.
Наступит осень – платок она сбросит.
(Береза)
Никого я не боюсь – сам к любому прицеплюсь.
(Репей)
Пока дети – каждый в берете.
Повзрослели – шляпы надели.
(Грибы)
Жаль озябшего бедняжку:
Всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку
Раздарил по лоскуткам.
(Осенний лес)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает:
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
(Ветер)
Льется он косой стеной
И стучит по нашим окнам.
Сам холодный, проливной,
А в саду беседки мокнут.
Лист осенний долго кружит,
Чтоб потом спуститься в лужу.
(Осенний дождь)
Поле осенью промокло,
Но зато созрела свекла.
А в сентябрьских садах
Много яблок на ветвях.
Что к зиме мы собираем?
Как его мы называем?
(Урожай)
Осенью он часто нужен –
Если лупит дождь по лужам,
Если небо в черных тучах,
Он для нас помощник лучший.
Над собой его раскрой
И навес себе устрой!
(Зонтик)
В сентябре и в октябре
Их так много во дворе!
Дождь прошел – оставил их,
Средних, маленьких, больших.
(Лужи)
Созревают в сентябре
И по вкусу детворе.
Очень твердые скорлупки
У комочков вкусных.
Не сломай об них ты зубки –
Это было б грустно.
(Орехи)
Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки!
(Туман)
Дни коротки, ночи длинны,
Мы друг друга кличем,
В октябре летим мы клином,
Жалобно курлычем.
(Журавли)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул.
(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьет
Да постукивает,
И бормочет, и поет, убаюкивает?
(Дождь)
Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат – почернеют.
(Листья)
Тучи нагоняет, воет, задувает.
По свету рыщет, поет да свищет.
(Ветер)
Ведущий 2: А теперь пришло время поздравить наших «осенних» именинников. (Команды их поздравляют, вручаются подарки, жюри учитывает оригинальность поздравлений).
Жюри подводит окончательные итоги. Команде победителей вручаются призы.
Ведущий 1: Ну вот мы и отдохнули, проявили свои способности, фантазию, повеселились, а помогла нам в этом осень – последняя, самая восхитительная улыбка года! Хочу еще раз вас поздравить с наступлением осени. Давайте не будем видеть в осени негатив, не будем тосковать по ушедшему лету. Давайте искать положительные моменты в осени, и она обязательно подарит нам радостные минуты.
Ведущий 2: Что такое осень? Осень – это яркие листья, разноцветные, как часть доброго детского рисунка, тонкий запах дыма, потрескивающий в камине огонь. Осень – время подвести итоги и проанализировать сбывшееся. А после этого – смыть проливным дождем все неудачи и вдохнуть свежий воздух будущего, в котором небо будет чистым и безоблачным, прозрачным и невесомым, каким бывает только осенью. Пусть ваша осень будет теплой, яркой, доброй и подарит только приятные эмоции. До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие для учащихся 10-11 классов
Беседа-тренинг для старшеклассников на тему: Толерантность
Лекция-дискуссия на тему «Фашизм и коммунизм: близнецы - братья?», «Вера. Нужна ли она современному
Конспект воспитательного часа к Международному дню инвалидов для студентов техникума
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий
Внеклассное мероприятие в 10, 11 классе. Сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Экономический КВН
Внеклассное мероприятие 10, 11 класс. Город родной