Статья «Роль родительских собраний в учебно-воспитательном процессе колледжа».
Описание: Статья предназначена для оказания помощи классным руководителям в проведении родительских собраний в колледже. Дает практические советы по подготовке и организации родительских собраний.
Автор: Науменко Ирина Евгеньевна, преподаватель спецдисциплин КГКП «Павлодарский химико-механический колледж», г.Павлодар
Цель: оказание помощи педагогам в вопросах подготовки и проведения родительских собраний в колледже.
Задачи:
- повысить психологическую и педагогическую компетентность классных руководителей в области подготовки и проведения родительских собраний;
- раскрыть возможные пути объединения усилий семьи и колледжа в учебно-воспитательном процессе;
- дать рекомендации по привлечению родителей к активному осмыслению проблем воспитания подростков.
Работа с родителями является важнейшим аспектом деятельности педагога, направленной на формирование высоконравственной культуры, профессионально и социально компетентной личности, с активной жизненной позицией, умеющей принимать решения и нести за них ответственность. Особенно это касается переходных этапов в жизни ребенка, одним из которых является поступление в колледж. На этом этапе ребенок переходит на новую ступень своей жизни, теперь одна из его главных социальных ролей – это роль учащегося. Данный этап ответственный и для родителей. Будучи подростком, ребенок нередко отказывается от родительской помощи, ссылаясь на собственную «самостоятельность», при этом часто совершает ошибки. Он предпочитает общаться со сверстниками, а вопросы обучения уходят на второй план. От грамотных действий родителей во многом зависит, насколько безболезненно будет протекать переходный период из детства во взрослую жизнь, а также насколько органично он сможет вписаться в новую для себя образовательную среду.
Большинство родителей считают, что у них имеется необходимый минимум педагогических знаний, однако наблюдается следующая тенденция: половина не извлекает из них практическую пользу. Одним не удается применять знания на практике, другие – применяют частично, а третьи не применяют вообще. Хотелось бы отметить, что выработка педагогических умений достигается лишь при активном участии родителей в разнообразных делах и занятиях, связанных с воспитанием и образованием учащихся. Огромную роль в налаживании необходимого контакта с родителями и побуждении их к активным действиям в воспитании играет грамотное проведение родительских собраний.
Как следует проводить родительские собрания.
Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и колледжа. Это еще и возможность передачи важной педагогической информации, когда преподаватели могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет, рекомендации. Поэтому целесообразно приглашать на родительские собрания педагогов, психолога, представителей администрации колледжа.
Важные социальные умения учащийся может получить не только среди своих сверстников, но и от родителей, именно от преподавателя требуется постоянный поиск новых форм общения учащихся с родителями, которые позволят всем становиться полноправными участниками образовательного процесса.
Одно из основных направлений работы с семьей в этом аспекте – проведение родительских собраний. Чаще такие встречи сводятся к итогам результатов обучения, иногда с методическими рекомендациями, которые дает преподаватель. Однако полноценное общение происходит, если собрание не ограничивается информированием родителей, а открывает возможности для сотрудничества.
Родительские собрания сближают классного руководителя и родителей, помогают определить наиболее оптимальные пути воспитания. Собрания не должны сводиться только к монологу классного руководителя, а должны принимать характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска. Один из эффективных способов повышения творческой активности участников собрания – включение их в совместную исследовательскую деятельность. Так, например, родителям предлагается провести наблюдение за поведением детей, а полученными результатами и изменениями поделиться на следующем собрании. На основе этого классный руководитель и родители определяют, как построить совместную работу по преодолению выявленных недостатков, закреплению положительного опыта.
Родительские собрания на воспитательные темы следует проводить в активной форме, иногда – совместно с детьми. Такие встречи родителей, преподавателя и учащихся продуктивны, особенно в наше время, когда многие родители заняты в основном материальным обеспечением семьи. Внимание к воспитанию ребенка зачастую сводится к развлечениям или нравоучениям на тему правильного поведения. Иногда наблюдается ситуация, когда родители теряются перед своим ребенком, не знают, как ему помочь решить ту или иную ситуацию. Порой они поступают по личному опыту – запрет без объяснения, а опыт устарел. Современные учащиеся живут в другом социальном окружении и часто просто не понимают своих родителей. Им недостаточно кратких запретных требований, они умеют рассуждать, философствовать, ждут ясной аргументации предполагаемых действий.
В течение всего периода обучения в колледже на совместных с учащимися родительских собраниях нужно находить актуальные темы для совместного обсуждения: «Трудно ли быть родителем?», «Залог успеха», «Коммуникативная компетентность», «Учебная самостоятельность», «Роль семьи в жизни человека» и др.
Родительские собрания, в которых участвуют учащиеся, становятся для всех местом накопления культурного, социального, родительского опыта. Родители и дети должны совместно обсуждать трудные вопросы, рассуждать на сложные воспитательные темы, размышлять о поступках, проигрывать жизненные ситуации и находить пути выхода из них; решать «игровые» проблемы, становясь в позицию взрослого и ребенка; учиться работать в больших и малых группах, нести ответственность за группу.
Таким образом, каждое родительское собрание призвано переводить процесс воспитания в социально-педагогическое партнерство, в сотрудничество.
Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, своего сценария, своей программы. В этом деле нет мелочей, необходимо уделять внимание всему, начиная с соответствующего оформления кабинета, выставки творческих работ учащихся, выпуска специальной стенной газеты, отражающей достижения группы, подготовки презентации и завершая совместно приготовленным приглашением для родителей с указанием вопросов предстоящей встречи. Замечательно, если педагогу удастся заранее согласовать с родителями наиболее удобный день проведения родительского собрания, учитывая мнение большинства. На собрании следует найти время, чтобы отметить каждого родителя, обращая внимание на положительные моменты в воспитании ребенка. При этом следует помнить о том, что хвалить лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине.
Актив группы должен принимать непосредственное участие в подготовке и проведении родительского собрания. К примеру, староста совместно с культмассовым, спортивным сектором и редколлегией может подготовить презентацию о мероприятиях, прошедших в группе за последнее время, и представить ее вниманию родителей; учебный сектор оказывает помощь классному руководителю в подготовке для родителей индивидуальных листов учащихся с оценками; участники соревнований, конкурсов могут поделиться с родителями впечатлениями, полученными наградами, показать фрагменты своих выступлений.
Основной формой организации общения и коммуникации на родительских собраниях должен стать диалог, ведь у колледжа и семьи одни проблемы, необходимо искать совместные пути их решения.
Всегда следует помнить важное правило работы с родителями – желательно общение строить так, чтобы, придя один раз в колледж, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилась уверенность, что все сказанное классным руководителем заслуживает внимания и защищает интересы его ребенка. Даже ругая подопечного, нужно найти повод для похвалы – это непреложный закон работы с родителями вообще и индивидуальной работы в частности.
На родительских собраниях достаточное внимание следует уделять вопросам привлечения родителей к жизни группы. Следует проводить внеклассные мероприятия, на которых родители будут не только зрителями, но и активными участниками. Это могут быть совместные дни здоровья, день рождения группы, день именинника, день Матери. Эмоциональную и воспитывающую силу таких мероприятий сложно переоценить.
Совершенно очевидно, что в результате взаимного сотрудничества повышается мотивация обучающихся на учебную деятельность и личностное самосовершенствование, так как какую бы сторону развития личности мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности воспитания на любом возрастном этапе играет семья, поэтому интеграция усилий семьи и колледжа является важнейшим условием формирования единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность успешного выпускника.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание в 10 классе «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»
Сценарий семинара для родителей «Права ребёнка»
Родительское собрание в школе "Подготовка детей к урокам"
Родительское собрание 7 класс
Похожие статьи:
Сценарий родительского собрания на тему: Как компьютер влияет на здоровье детей
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Положение о родительском собрании в школе
Подготовка и проведение родительского собрания в школе
Первое родительское собрание в 5 классе. Знакомство с родителями