Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Совместная работа педагога-психолога с воспитателем ДОУ

Консультация для воспитателей детского сада на тему "Совместная работа педагога-психолога и воспитателя по речевому развитию дошкольников"
«Прекрасна речь, когда она как ручеек
бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток и восклицать
О! как же ты красива!»

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

Воспитатель выступает главным организатором и активным участником речевой среды в учебно-воспитательном процессе дошкольного учреждения. Образ воспитателя является для ребенка языковым авторитетом. Более того, именно речевая среда служит источником становления коммуникативной компетентности дошкольника.

Коммуникативная компетентность воспитателя - важное условие речевого развития ребенка. Психологически не грамотное использование приема повторения за педагогом фраз, частей текста, фразеологизмов и описаний портретов литературных героев подавляет спонтанность и детскую самодеятельность и формирует модель действования в режиме исполнителя и, в конечном счете, может продуцировать развитие феномена «выученной беспомощности».

Известный советский педагог Надежда Константиновна Крупская, подчеркивая особенности детских игр, писала: «игра для ребят дошкольного возраста – учеба, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра – способ познания окружающего мира». Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Речевые игры способствуют сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений, обучению анализу, сравнению предметов, их классификации), усвоению лексико –грамматических категорий родного языка, а также помогают закреплять и обогащать приобретенные знания, на базе чего развиваются речевые возможности ребенка.

Можно выделить такие качества личности педагога, становящиеся барьерами в организации эффективного сотрудничества с детьми: это несдержанность, эмоциональная неустойчивость, скованность, агрессивность, импульсивность пассивность, неуверенность в себе, робость, замкнутость.

Условия активизации речевого развития ребенка:
- установление контакта с ребенком – воспитатель выступает главным организатором и активным участником речевой среды в учебно – воспитательном процессе дошкольного учреждения. Образ воспитателя является для ребенка языковым авторитетом.
- сотрудничество воспитателей, родителей, психолога.
- непосредственное участие воспитателя в играх детей.
- психологические речевые настройки.

В настоящее время для полноценного речевого развития детей дошкольного возраста также большое значение имеет демократический стиль общения. Именно этот стиль позволяет установить между ребенком и взрослым доверительные, раскрепощенные отношения. Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

К каждому ребенку нужен свой индивидуальный подход. Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

Необходимо также и создание психологической благоприятной атмосферы в группе. Атмосфера (или климат) в группе детского сада определяется:
- отношениями между воспитателем и детьми;
- отношениями между самими детьми.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право другим быть самим собой.

Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создает определенный климат в группе.

Цель речевых настроек – создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек – установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

Некоторые примеры для речевых настроек, где вы сами себе творцы и можете дать волю своей фантазии и творческому потенциалу:
- Сегодня я рада видеть всех вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем все вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.
- Я рада видеть всех деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны чаще улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

В задачи работы педагога-психолога ДОУ входит развитие речи и в частности и работа со словарным запасом слов.

Задачи разработаны с учетом возраста детей и соответствуют новообразованиям речи каждого периода развития:
- обогащать словарный запас детей (знать слова, правильно понимать их значение);
- способствовать активному использованию новых слов в речи.
Обе эти задачи вместе возможно решить только в процессе общения ребенка и взрослого.

Специальным средством психолога является – диагностика, в том числе и диагностика словарного запаса ребенка. Диагностика позволяет выявить актуальные проблемы развития. Результаты ее показывают, что у многих детей, словарный запас снижен. И если пассивный словарь детей в большинстве случаев близок к норме, то активный словарь требует интенсивного развития.

Основные средства для развития словаря в работе педагога-психолога это организация и регулирование активного общения детей педагогом-психологом и со сверстниками.

Основными приемами являются:
- организация детских высказываний по очереди по различным темам;
- вопросы – как средство стимуляции общения;
- подробные ответы на любые вопросы детей – как средство поддержания интереса детей к общению со взрослыми;
- разъяснения смысла некоторых незнакомых (малознакомых) слов и помощь в осознании смысла знакомых слов через проговаривание значения слова.

Все эти приемы могут применяться в любых формах работы (играх, рассказах по рисунку и т. д.)
Развитие речи на занятиях не является основополагающей целью, но является одной из задач педагога-психолога. Но важно подчеркнуть, что с какой бы психической функцией психолог не работал (эмоции, переживания, часто именно речь выступает показателем особенностей ее развития). Знаковая функция речи является показателем развития мышления памяти, воображения и т. д., в целом речь представляет наше сознание. Все что мы можем проговорить - мы можем осознать.

На занятиях развиваются следующие характеристики речи: грамматически правильное построение предложений; умение четко и понятно выражать мысли; развитие объяснительной речи; проговаривание (актуализация и осознание) опыта детей; развитие слушания речи (повышение культуры и навыком коммуникации); стимуляция и развитие рефлексии через речь, помощь в осознании себя.

На развитие речи в работе воспитателя и педагога-психолога оказывают большое положительное влияние такие психокоррекционные приемы и методы, как:
1. Сказкотерапия – это самый детский метод психологии и один из самых древних. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняя детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь ребенку. Сказка может решить многие психологические проблемы. Только не надо считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет.

2. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминать». Это система методов и приемов, обеспечивающее успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно же, развитие речи. С помощью мнемотехники можно решить следующие задачи:
- развитие связной и диалогической речи у детей;
- развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице;
- обучение детей правильному звукопроизношению;
- развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделять существенные признаки;
- развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

3. Использование мнемотаблиц значительно упрощает и ускоряет процесс запоминания стихов в дошкольном детстве. Мнемотаблица может содержать значки, предметные и сюжетные картинки, соответствующие тексту произведения. Их могут изготовлять не только взрослые, но и сами дети, кодируя информацию, стимулируя процессы мышления и восприятия.

4. Кинезиология – это наука о развитии головного мозга через движение, о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности.

Также всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заряжаются отрицательными эмоциями. Поэтому воспитателю необходимо следить за своим настроением и заряжать детей положительными эмоциями, уметь снимать эмоциональное напряжение.

Целенаправленная и совместная работа педагога – психолога и воспитателя по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое развитие, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.
Благодарю за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Консультация для воспитателей младших групп детского сада Консультация для воспитателей детского сада. О роли игры для дошкольников Подготовка, организация и проведение праздников и развлечений в детском саду Как привлечь внимание детей
Конспект индивидуального занятия педагога-психолога в средней группе для детей с ТНР | Рекомендации для родителей по уменьшению ночных страхов у детей дошкольников
Автор: Ирина
Опубликовано: 889 дней назад (31 мая 2022)
Просмотров: 1020
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!