Конспект индивидуального занятия педагога-психолога ДОО в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Автор: Бондаренко Ирина Анатольевна, педагог-психолог МБДОУ ДС № 2 "Садко", г. Белая Калитва.
Описание занятия: конспект разработан для комплексной индивидуальной работы с ребенком средней группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Занятие предусматривает развитие всех основных психических процессов ребенка с акцентом на лексическую тему недели в логопедической группе (в рамках взаимодействия педагога-психолога с учителем-логопедом и воспитателем группы).
Задачи:
- Создание позитивного настроя.
- Ознакомление ребенка со строением и основными частями тела с использованием собственного тактильного контакта (ориентировка в схеме тела).
- Закрепление знаний об окружающей среде.
- Развитие мелкой моторики и графических навыков.
- Развитие зрительного восприятия, концентрации внимания, навыков счета, способности к созданию целостного образа предмета, мыслительной деятельности.
- Снятие эмоционального напряжения.
- Закрепление знаний по лексической теме «Огород. Овощи».
Оборудование:
- Раздаточные материал (картинка «Части тела», 4 картинки «Огород», рисунок «Осьминог»).
- Разрезные картинки.
- Цветные карандаши.
- Чистый лист бумаги.
Литература:
- Постоева Л.Д., Лукина Г.А. «Интегрированные развивающие занятия для дошкольников». – М.: Национальный книжный центр, 2015. – 144 с. + CD-диск (Психологическая служба).
- Веприцкая Ю.Е. «Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы». – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 123 с.
Ход занятия
1. Приветствие.
Оборудование: нет.
Описание: педагог-психолог предлагает ребёнку поздороваться и вспомнить, как зовут друг друга необычным способом (двумя пальцами правой руки (указательным и средним) психолог как бы шагает по столу навстречу к ребенку со словами: «Привет, меня зовут … (ИО психолога)! А тебя как зовут?». Ребенок в ответ – повторяет движения психолога своей правой рукой и говорит, как его зовут. По тому же принципу процедура повторяется и пальцами левой руки со словами: «У меня сегодня очень хорошее настроение, а у тебя? … (в случае, если настроение – плохое, уточнить почему и чем психолог может помочь ребенку).
2. Беседа «Знакомство с телом человека».
Оборудование: тематическая картинка «Части тела», простой карандаш.
Описание: педагог-психолог: «Сейчас мы с тобой будем определять части тела человека, а поможет нам – картинка. Я буду называть часть тела, а ты показывать, где она находится, и мы будем чертить линии от названия к части тела».
3. Задание «Найди отличия».
Оборудование: раздаточные материал (4 картинки «Огород»).
Описание: педагог-психолог обращается к ребенку: «Скажи, пожалуйста, какую тему вы изучаете на этой неделе в своей группе? Правильно, это тема: «Огород. Овощи». Поэтому, я предлагаю тебе в рамках данной темы приступить к заданию под названием «Найди отличия». Психолог дает ребёнку по очереди 2 картинки, на которых изображен огород и предлагает найти отличия, помогая ребенку выполнить это задание. В ходе выполнения задания можно вместе с ребенком считать количество грядок на картинке, количество овощей на каждой грядке, просить назвать цвет овоща или предмета.
4. Задание «Собери картинку из частей».
Оборудование: разрезные картинки 2, 3, 4 составные.
Описание: педагог-психолог кладет перед ребенком разрезные картинки и просит собрать их, чтобы получились целые картинки. По ходу работы возможны следующие вопросы к ребенку: что это за овощ, как он называется, какого цвета, можно ли есть в сыром виде, когда в последний раз ты его пробовал, какой он на вкус и т.п.
5. Рисунок «Осьминог».
Оборудование: лист бумаги, бланк-образец с рисунком осьминога, цветные карандаши.
Описание: педагог-психолог предлагает ребенку вместе нарисовать осьминога с помощью своей руки, показав готовый рисунок-бланк. Для этого необходимо обвести левую кисть руки на листе бумаги, затем нарисовать глазки (с зрачками) и ротик. Психолог помогает ребенку на собственном примере на листе бумаги или на маркерной доске.
После рисования можно сделать небольшую пальчиковую гимнастику, для этого психолог просит ребенка поставить локти и пальчики на стол и изображать движения осьминогов, слушая рассказ: «Путешествуя по морю, осьминоги осторожно и поочередно передвигают своими щупальцами-пальцами… Осьминоги могут быстро всплыть вверх, опускаться на глубину, замирать… Вот встретились два осьминога, остановились… притаились…протянули друг другу щупальца… (ребенок ставит рядом большие пальцы) и пошли гулять вместе. Так веселее!!!»
6. Упражнение «Росток».
Оборудование: нет.
Описание: педагог-психолог предлагает ребенку послушать рассказ, приняв удобное положение тела.
«Однажды в теплое летнее утро, когда яркое солнце нежно обогревало землю, с дерева упало маленькое семечко. Земля мягко и нежно обняла его. Семечко чувствовало, как погружается в землю, которая окутала его своей заботой и теплом. И ему стало так спокойно и комфортно, что оно расслабилось и позволило земле заботиться о себе. Земля, как родная мать, убаюкало семечко, и оно заснуло.
А тем временем выпал снег и накрыл всю землю мягким пушистым белоснежным одеялом. Нашему семечку стало уютно, и оно сладко потянулось во сне.
Вскоре снег растаял. Солнышко стало припекать, птицы запели звонкие песни, и наше семечко проснулось. И тут оно услышало голоса птиц, зверей, почувствовало движение насекомых. Ой! Как стало интересно нашему семечку. Что же происходит наверху?!Не опасно ли там на земле? Но земля только мягко подтолкнуло семечко к поверхности, и ему вновь стало спокойно. Семечко уцепилось за землю своими корешками и потянулось вверх, к солнышку. Вначале на поверхности показался его стебелек. Он был еще очень робкий, крохотный, слабенький, но день ото дня набирал силу, питаясь соками матери-земли и теплом отца-неба. И вскоре на стебельке появились листья. А сам стебелек продолжал тянуться вверх, к небу.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но наш стебелек вырос и превратился в большое сильное дерево, которое укрывает путников от знойного солнца или спасет от дождя под кроной своих листьев. На нем нашли пристанища птицы. Они свили на его ветках гнезда и обзавелись птенцами. К нему приходят и звери, чтобы насытится его плодами.
Вот так и человек растет. Медленно… Но пройдет некоторое время, и ты станешь взрослым, прекрасным молодым человеком. А пока ты еще ребенок. Надо радоваться детству, этой прекрасной поре.
А теперь поиграем. Представь, что превратился в росток. Сядь на корточки, опусти голову и руки вниз. Теперь постепенно, очень медленно выпрямляйся, будто стебелек тянется вверх. Я буду считать до 10:
1) ощути свои ноги, медленно поднимаясь и выпрямляя их;
2) выпрямляй колени;
3-4) медленно распрямляй спину, голова и руки расслаблены, по-прежнему опущены вниз;
5-6) спина становится прямее;
7-8) руки поднимаются вверх, будто листья на нашем стебельке;
9) голова поднимается вверх;
10) потянись всем телом вверх и улыбнись солнышку.
Вот ты и вырос!!!»
7. Прощание.
Оборудование: нет.
Описание: педагог-психолог говорит ребенку о том, что занятие подошло к концу, нужно прощаться до следующего занятия и спрашивает у ребенка о его впечатлениях (что понравилось больше, что он запомнил, какое настроение?).
- «Я желаю тебе хорошего дня, хорошего настроения и до скорой встречи на следующем занятии».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект открытого занятия педагога-психолога в детском саду для детей 5-7 лет
Конспект занятия по коррекции эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Страна эмоций. Конспект занятия - путешествия в старшей группе детского сада
Занятие педагога-психолога с элементами тренинга для педагогов ДОУ