Творческий конкурс для педагогов «Яркая Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по художественной литературе. Чтение рассказа Сутеева Владимира Григорьевича «Дядя Миша»

Конспект занятия по художественной литературе. Чтение рассказа Сутеева Владимира Григорьевича «Дядя Миша»
Тема: Чтение рассказа Сутеева Владимира Григорьевича «Дядя Миша».
Образовательные области: «Коммуникация», «Социум», «Познание».
Разделы программы: «Развитие речи», «Художественная литература», «Ознакомление с окружающим».
Цель: погружение в текст, формирование читательского восприятия, эмоциональной отзывчивости, сопереживания ситуациям и эмоциям героев путём медленного чтения текста с остановками, комментированием отдельных его частей.
Информационная среда: оформить выставку: портрет Сутеев, Владимир Григорьевич, книга Сутеев, Владимир Григорьевич «Дядя Миша», иллюстрации медведя, зайца, ёжика, белки, лисы; схемы для самостоятельного речевого развития детей.
Словарная работа: автор, бурый, псы, деревня.
Ход работы
Обращаю внимание на портрет В.Г Сутеева.
- Приглашаю Вас на выставку. Хотите!?
- Я вижу портрет. Интересно кто это? Давайте узнаем. Ребята я прочитала, что это портрет В.Г. Сутеева. О ком он пишет рассказы, вам хотелось бы узнать?
- И мне тоже.
- А поможет нам ответить на этот вопрос загадка.

Введение в проблему.
Загадываю загадку.
1. Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса, Кто это? (ответы детей)
- Лиса в загадке, какая?
- Лиса это кто?
- Лиса живёт в лесу.
- А вот и следующая загадка, послушайте

2. Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд,
Кто сластёну назовёт?
Кто это? (ответы детей)
- Как узнали, что это медведь?
- А вот и он! (показываю игрушку).
- Ребята, а медведь по цвету какой? (Называют медведь по цвету бурый)
- А Медведь где живёт? (В лесу)
- И Лиса и Медведь живут в лесу, значит они, какие звери? (Лесные звери)
- Может о таких лесных зверях пишет Сутеев, Владимир Григорьевич? Узнаем тогда? (Да, хотим)
- Я приглашаю Вас занять места в литературной гостиной.
- Рассказ называется «Дядя Миша», послушаем?

Медленное чтение (фрагмент 1.) (чтение текста с выделением ключевых слов. Делаю остановки для эмоциональной отзывчивости).
- Читаю рассказ: Зашёл как-то Медведь к Зайцу в огород и спрашивает:
- Как дела, косой?
- Да вот, морковку дёргаю, дядя Миша.
- А хороша морковка-то?
- Хороша, дядя Миша, да только сидит далеко.
- Мне, пожалуй, тоже морковка нужна, - задумчиво сказал Медведь, - в запас на зиму…
- На здоровье, дядя Миша! Бери, сколько хочешь!
Поплевал Медведь себе на лапы и пошёл морковку дёргать, да так, что она во все стороны полетела…
- Кому зашёл медведь в гости? (к зайцу)
- И он у нас в гостях.
- Послушаем, что было дальше?
Как раз мимо Ёжик проходил, и одна морковка ему прямо в голову угодила и на колючках повисла.
- Безобразие, какое! – зашипел Ёжик.- Что это тут делается?
- Морковку дёргаем! – рявкнул Медведь.- А ты куда собрался, Колючая Голова?
- В лес иду. За груздями, за белыми грибами!
- Вот грибы - это дело!- обрадовался Медведь. – Мне запас на зиму нужен. Идём за груздями, белыми грибами!
- Дядя Миша, - пискнул Заяц – а как же морковка?
-«Морковка, морковка»…- рассердился Медведь. – Сам ее кушай, а я грибы больше люблю!
И пошёл за Ёжиком в лес.
Ходит Ёжик по лесу, грибы собирает и себе на колючки накалывает, а неуклюжий Медведь их больше ногами топчет.
- Ребята, кто мимо огорода проходил?
- Может быть ещё о чем то в рассказе говорится? Узнаем?
А в это время Белка ему с дерева кричит:
- Что это ты, дядя Миша, все кланяешься?
- Да вот, грибы собираю - себе запас на зиму делаю,- отвечает Медведь.
- Ну что твои грибы,- пищит Белка, - ты лучше орешков попробуй!
Попробовал Медведь орехов, и они ему очень понравились.
- Вот это дело! Я их сразу, одним махом соберу. Вот так!
- А сейчас о ком мы прочитали?
(Если затрудняются ответить, обратиться в текст.)
- Белка, где живёт?
- Ребята, в рассказе Сутеев, Владимир Григорьевич медведь встретил ещё одного зверя, узнаем кто это?
Навстречу Медведю Лиса, тут как тут. Подошла к Медведю и говорит:
- Пустяками ты, дядя Миша, занимаешься.
- Как это пустяками?- обиделся Медведь,- Мне спелые орехи в запас на зиму нужны.
- Какая радость целую зиму орехи жевать?- говорит Лиса.- Я лучше тебе другое дело предложу. Всю зиму меня благодарить будешь.
- Что за дело?- спросил Медведь.
- Ребята, но прежде чем узнать, что предложила лиса, давайте представим себя медведями. В рассказе говорится, что медведь неуклюжий, но он очень быстро умел лазить по деревьям. А теперь мы лисички, а лиса хитрая… А теперь Вы не зверята, а ребята.
- И что же было дальше? Узнаем?

Продолжение чтения рассказа (фрагмент 2).
- И пригласила Лиса Медведя в деревню, кур, уток таскать.
- Кто пригласил Медведя в деревню?
- Медведь обрадовался, бросил орехи и побежал за лисой.
- Дядя Миша, а как же твои орехи?- кричит белка.
- Да что орехи… Мелочь. Проворчал Медведь и пошёл за лисой.
Когда стемнело, Медведь и Лиса подкрались к колхозному птичнику.
Лиса доску в заборе отодвинула и шепчет:
- Ты, дядя Миша, посторожи здесь, а я тебе курочек и уточек вынесу, сколько твоей душеньке захочется.
- Ладно,- говорит Медведь,- только поскорее приходи, побольше приноси.
- Ребята, Медведь был такой доверчивый, интересно это хорошо или плохо, узнаем?
Ходит Медведь вдоль забора туда-сюда, смотрит по сторонам, прислушивается.… Но недолго ему пришлось сторожить: собак со всей деревни набежало видимо-невидимо! И все рычат, лают, того и гляди, разорвут!
Забыл Медведь про кур, про уток, про Лису плутовку и со всех ног бросился бежать…
Собаки целой сворой - за ним! Так и гнали бедного Мишку до самого леса.
Тем временем Лиса со своей добычей незаметно выбралась из птичника и побежала. Только ее и видели!

Активизация базы познания.
Вопросы на понимание содержания:
- Мне очень понравился рассказ Сутеев, Владимир Григорьевич, а Вам?
- О ком этот рассказ?
- Где живут все эти звери?
Обобщение:
- Значит, Сутеев, Владимир Григорьевич, пишет о ком рассказы?
- И не только, он пишет ещё о других животных.

Вопросы на эмоциональное отношение детей к героям рассказа.
- Кто Вам понравился в рассказе больше всех? Почему? (Лиса)
- Обманула Лиса медведя, правильно она сделала? Но, иногда смекалка нужна.
- Ещё кто понравился? (Заяц) За что Заяц понравился? А в рассказе говорится, что медведь пришёл к Зайцу в огород, а Заяц дёргал морковку, он сам ее посадил, значит, он был трудолюбивый.
- Ещё кто понравился? (Белка) В рассказе Белка предложила Медведю попробовать орехи: она добрая, не жадная.
- А Ёжик кому понравился? В рассказе Ёжик позвал сам Медведя грибы собирать, он умеет дружить.
- А мне понравился в рассказе Медведь, хотите узнать почему?
- За то, что он дружелюбный, хотел со всеми общаться; любознательный
хотел много знать. Лиса обманула его, а он на неё не обиделся.
- Давайте ребята представим, что мы звери из этой сказки.
- В рассказе Заяц дёргал морковку. Давайте представим, как он дёргал, вот так. Что делал Заяц? (дёргал морковку)
- А теперь Вы не Зайчики, а Ёжики (Превращаются в лесных зверей.)
Ёжик в рассказе накалывал грибы на колючки. Представьте, Вы Ёжики, на ваших колючках грибы. Вы кто? Что у Вас на колючках?
- А теперь Вы Белочки из рассказа. А в рассказе Белочка прыгала с ветки на ветку, давайте попрыгаем.
- А теперь кто хочет быть Лисичкой из рассказа, а кто Мишкой. А я посмотрю, постараюсь отгадать.
- Ребята, Вам понравилось быть героями рассказа? (Да, понравился).
- И мне понравилось.
- Наверно Сутеев, Владимир Григорьевич очень нравилось наблюдать за лесными зверями в лесу, вот поэтому он и написал такой интересный рассказ.

Похожие записи:

Литературное развлечение в детском саду в средней группе по сказке Сутеева «Яблоко» Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с художественной литературой Викторина по сказкам Сутеева в средней группе Конспект интегрированного занятия в средней группе. Сутеев «Петух и краски»
Конспект занятия управления познавательно – исследовательской деятельностью детей
Опубликовано: 23 дня назад (23 апреля 2022)
Просмотров: 138
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!