Конспект занятия управления познавательно – исследовательской деятельностью детей по художественной литературе. Чтение рассказа «Как собака друга искала?». Средняя группа
Тема: Чтение рассказа «Как собака друга искала?».
Образовательные области: «Коммуникация» «Социум», «Познание».
Разделы программы: «Художественная литература», «Развитие речи», «Ознакомление с окружающим».
Цель: Формировать связную речь у детей на основе пересказа литературного текста. Учить слушать сказку и отвечать на вопросы по содержанию, используя сигналы, схемы. Обогащать словарный запас и активизировать речь детей через самостоятельный пересказ.
Демонстрационный материал: картинки с изображением разных животных, игрушка собачка, кисточки
Ход работы
Организация детей: дети стоят полукругом.
Сюрпризный момент.
- Ребята, к нам сегодня в гости пришли волшебные кисточки, с помощью которых оживают картины на листе.
– Давайте с вами посмотрим, какие картины вы видите на доске?
- Скажите, может вы, знакомую картинку увидели?
(Да, собачка)
– А где вы его встречали?
(У бабушки в деревни)
– Верно. А теперь давайте попросим кисточек, чтоб они картинку собачки оживили
(Кисточки оживите собачку).
– А помогут кисточкам волшебные слова: «Сим салабимс, картинка оживись!»
- А вот и собачка пришла с деревни «Простоквашино» к нам в гости.
- Ребята, животных много.
– А давайте вспомним, какие ещё животные живут у бабушке в деревни?
(Корова, коза, лошадь.)
- Как можно назвать всех этих животных, если они живут возле дома человека?
– Почему домашние животные?
(ответы детей)
Обобщение: писатель написал много рассказов о домашних животных.
- А вы хотите послушать один из рассказов о собачке?
- А рассказ так и называется «Как собака друга искала»
- Я приглашаю Вас занять места в литературной гостиной.
Организация детей: дети сидят на стульях.
Медленное чтение (чтение текста с выделением ключевых слов. Делаю остановки для эмоциональной отзывчивости).
Давно-давно в лесу жила собака. Одна. Скучно ей было. Захотелось собаке друга себе найти. Такого друга, который никого не боялся бы.
Встретила собака в лесу зайца и говорит ему:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
– Давай, – согласился зайка.
Вечером нашли они себе местечко для ночлега и легли спать. Ночью бежала мимо них мышь, собака услышала шорох да как вскочит, как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
– Зачем лаешь? – говорит собаке. – Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
«Неважный это друг, – подумала собака – волка боится. А вот волк, наверно, никого не боится».
Утром распрощалась собака с зайцем и пошла, искать волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
– Давай, волк, с тобой дружить, вместе жить!
– Что ж! – отвечает волк. – Вдвоём веселее будет.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, собака услышала да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку:
– Ах ты такая-разэтакая!.. Услышит медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас.
«И волк боится, – подумала собака. – Уж лучше мне подружиться с медведем». Пошла она к медведю:
– Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
– Ладно, – говорит медведь. – Пошли ко мне в берлогу.
А ночью собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
– Перестань! Придёт человек, шкуры с нас снимет.
«Ну и дела! – думает собака. – И этот оказался трусливым». Сбежала она от медведя и пошла к человеку:
– Человек, давай дружить, вмести жить!
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
Активизация базы познания.
Вопросы на понимание содержания
- Мне очень понравился рассказ о собаке, а вам?
- Ребята, а кто главный герой этого рассказа?
- Кого собака встретил в начале рассказа?
- Потом кого?
- Ещё кого-нибудь встретила собака?
– А в конце рассказа кого она встретила?
- В начале рассказа мы прочитали, что собака жила в лесу. Мы знаем, что собака это, какое животное? И живет собака где?
- Как вы думаете, почему в рассказе собака живёт в лесу?
(Если затрудняются, сказать, возможна собака потерялась, или убежала, может быть, поэтому она в рассказе жила в лесу.)
Обобщение: значит собака, какое животное?
– Собака, встречая зверей в лесу говорила одни и те же слова, какие?
– Давайте вспомним, как про это пишут в рассказе:
– Давай, зайка, с тобой дружить, вместе жить!
- Что говорил волку?
- А кому ещё собака говорила такие слова?
Организация детей: дети стоят в рассыпную.
Физкультминутка.
- Ребята, как повёл себя заяц?
- Давайте послушаем, как это было, в рассказе:
Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
(Спрашиваю индивидуально, хором)
– А волк себя как повёл? Давайте вспомним:
Волк в испуге проснулся и давай ругать собаку.
(Спрашиваю индивидуально, хором)
– А про медведя что скажите?
– А во как это было в рассказе, послушайте: Медведь перепугался и ну бранить собаку.
(Спрашиваю индивидуально, хором)
- Так повели себя звери, а как повёл себя человек, Давайте вспомним, как об этом говорится в рассказе.
(Вместе, а вы помогаете)
Согласился человек, накормил собаку, тёплую конуру ей построил возле своей избы. Ночью собака лает, дом охраняет. А человек не ругает ее за это – спасибо говорит. С тех пор собака и человек живут вместе.
Вывод: все звери, которые встречались в лесу, остались жить с собакой?
- А в итоге, с кем оказалась собака?
– И поэтому собака …
- Вот какая интересная история, которая произошла в лесу.
Обобщение: вот такой рассказ о зверях пишет народ.
- Ребята, давайте вместе попробуем пересказать рассказ о собаке, а картинки нам в этом помогут.
Организация детей: дети сидят на стульях.
– Ребята все слушают внимательно, потому что будут продолжать и оценивать друг друга.
- Жила-была кто?
– Кого встретила собака?
- Что сказала собака зайцу?
– Как повёл себя заяц?
- Мне все пересказы понравились, все были внимательные и эмоциональные, молодцы.
– А вам, чей рассказ больше понравился? Почему?
– Теперь мы точно знаем, что собака домашнее животное. Почему?
(Ответы детей)
Ожидаемый результат:
Понимают: смысл литературного произведения;
Применяют: схемы, для пересказа сказки;
Воспроизводят: рассказ, опираясь на схемы.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в средней группе по произведениям Маршака
Конспект НОД в средней группе "Помоги Петушку"
Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто в теремочке живет?»
Конспект занятия по конструированию в средней группе «Неваляшка»
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада