Познавательный исследовательский проект о воде во второй младшей группе детского сада
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе. «Искусница Вода». Методическая разработка
Автор: Чебыкина Ирина Васильевна, воспитатель дошкольных групп МАОУ «Прогимназия № 81» г. Сыктывкара Аннотация
Данная методическая разработка представляет собой описание возможностей реализации технологий исследовательской деятельности направленной на изучение свойств воды и ее предназначения в ДОО у детей младшего дошкольного возраста.
С данной возрастной категорией воспитанников очень важно использовать различные методы и формы работы по изучению окружающей среды, так как у детей только начинают формироваться представления о ней. Малыши мало знают о свойствах воды, откуда появляется, зачем и кому она нужна. Дети не понимают всю ценность данного природного ресурса, недостаточно берегут ее. Во время мытья рук расходуют лишнюю воду, часто не закрывают кран. У детей отсутствуют представления о значении воды в жизни человека, об основных источниках ее загрязнения, о проводимых мероприятиях по предотвращению загрязнения этого ценного ресурса.
Методические рекомендации подготовила воспитатель дошкольных групп МАОУ «Прогимназия № 81» Чебыкина Ирина Васильевна
Введение
Наша жизнь не возможна без воды. Она нам нужна, чтобы утолять жажду, готовить еду, соблюдать чистоту. Вот так близка нам вода, но в то же время так не понятна. Все дети любят с ней играть, а ответить на простейшие вопросы о ней – затрудняются.
Какие свойства есть у обыкновенной и такой вроде бы знакомой нам воды?
Пришло время познакомиться!
Познавательно-исследовательская деятельность младших дошкольников – один из основных путей познания окружающего мира. Именно через опыты и эксперименты, игры с водой ребёнок может получить ценные знания об окружающей действительности об объектах живой и неживой природы.
Данный проект познакомит малышей с самыми элементарными свойствами такой простой и такой загадочной воды:
- Есть ли у воды цвет и запах?
- Какая вода на вкус?
- Можно ли окрасить воду в разные цвета?
- Тонет или не тонет?
- Поплывёт ли кораблик?
Проведя эти опыты и эксперименты с помощью воспитателя, ребята узнают новую для себя информацию о воде.
Навстречу приключениям друзья! Цель: создать условия для развития познавательной активности средствами экспериментирования с водой. Задачи:
1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
3. Создать условия для выявления свойств и качеств воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, другие вещества ее окрашивают, вода может быть холодной и теплой.
4. Развивать интерес к экспериментированию с ней.
6. Развивать наблюдательность и умение делать простые выводы из увиденного и услышанного.
7. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных и человека.
8. Познакомить детей с тем, какие предметы тонут, а какие плавают на воде. Ожидаемые результаты:
- приобретение детьми новых знаний о воде, её свойствах и о её важности в жизни человека и всех живых существ;
- дети могут рассказать о некоторых свойствах воды (прозрачность, отсутствие цвета и запаха, растворимость, о предметах, которые тонут и не тонут в воде);
- интерес детей к экспериментальной деятельности. Продукт проектной деятельности:
1. Альбом «Опыты с водой для малышей»; Взаимодействие с семьями воспитанников:
1. Домашний просмотр мультфильмов о воде для накопления информации о ней.
2. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для малышей».
3. Создание детьми совместно с родителями раскраски «Путешествие капельки воды». Участники проекта: младшие дошкольники, педагоги, родители. Целевая группа: младшие дошкольники. Сроки реализации: С 4 по 15 апреля 2022.
Основная часть
План реализации проекта. 1. Подготовительный этап - накопление информации о воде.
С детьми:
· Подбор и рассматривание иллюстраций с изображениями родников, озер, горных рек, водопадов, морей, океанов. (Приложение №1)
· Беседы о воде.
· Чтение художественных произведений, разучивание стихов, песен, пословиц, загадок, поговорок. (Приложение №2)
С родителями:
· Подбор консультаций для родителей по экологическому воспитанию детей на тему «Вода». (Приложение №3)
· Помощь в подборе видеоматериалов. (Приложение №4)
2. Практический - реализация проекта.
С детьми:
· Проведение тематического занятия «Берегите воду!».
· Организация игровой деятельности (дидактические, подвижные , сюжетно-ролевые игры).
· Организация опытно-исследовательской деятельности
· Рисование, аппликация, оригами на данную тематику.
· Использование релаксации на занятиях по разным видам деятельности.
С родителями:
· Совместное изготовление родителей и детей раскраски «Путешествие капельки воды».
3. Заключительный - подведение итогов.
· Праздник воды. (Приложение №5)
· Изготовление альбома «Опыты с водой для малышей.
План реализации проекта. 1. Тематические занятия:
- «Мир вокруг. Вода»
Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
2. Беседы о воде:
- Беседа №1 «Вода вокруг нас»
Цель: Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
- Беседа №2 «Вода вокруг нас» (продолжение)
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей.
- Беседа №3 «Путешествие капельки»
Цель: Дать детям элементарные представления о круговороте воды в природе.
- Беседа №4 «Вода нужна всем»
Цель: Дать детям представление о роли воды в жизни растений и животных суши.
- Беседа №5 «Волшебница вода»
Цель: Познакомить детей с различными природными явлениями: дождь, снег, иней, роса, туман и т.п.
- Беседа №6 «Берегите воду»
Цель: Научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.
3. Игровая деятельность:
- Сюжетно – ролевые игры: «Аквариум», «Пароход», «Магазин»,
«Спасатели», «Водолазы».
Цель: побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающем мире. Закрепить умение планировать и обсуждать свои действия в игре.
- Подвижные игры: «Ручеёк», «Море волнуется..», «Удочка», «и дождик», «Водяной», «Лягушки и цапля», «Ходят капельки по кругу».
Цель: развивать физические качества: силу, ловкость ,быстроту.
4. Ознакомление с художественной литературой:
- «По щучьему велению» русская народная сказка, С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб», С.Маршак «Водопровод», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Веденский «Песенка о дожде», М. Ильина «Приключения воды», Гаршин «Лягушка - путешественница», Г.Х.Андерсен «Русалочка»;
- потешки о воде;
- загадки про воду;
- пословицы про воду.
Цель: обогащать знания детей о красоте природы через произведения художественной литературы, используя выразительные средства речи.
5. Музыкальная деятельность:
Свиридов «Дождик», Шаинский «Облака», Аренский «Лесной ручеек», Малков «Мы на речку идем», Куликова «Капельки», Вережников «Под дождем», Римский –Корсаков «Океан –море синее».
Цель: Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
6. Изобразительная деятельность:
- рассматривание серии картин: А. Грицай «Половодье», И.Левитан «Лесное озеро», «После дождя», «Плес», В. Поленов «Заросший пруд», И. Айвазовский «Черное море», «Девятый вал», рассматривание иллюстраций озер, родников водопадов, горных рек, морей. (Приложение № 1)
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.
7. Здоровьесберегающие технологии:
Комплекс закаливающих процедур по «дорожкам здоровья»;
Мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня)
Цель: Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов.
8. Опытно-исследовательская деятельность:
- «Вода: свойства воды, её состояния»
Цель: формировать и расширять представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Опыт №1
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель. Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, мелкую моторику, умение устанавливать простейшиепричинно-следственные связи. Стимулировать интерес к новому игровому персонажу. Опыт №2
Тема: «Узнаем, какая вода? Запах воды»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)Материалы: 2 стакана с водой, лимон, фартуки. Опыт №3
Тема: «Узнаем, какая вода? Вкус воды»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой); сравнивать. Опыт №4
Тема: «Узнаем, какая вода? Переливание воды»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой), упражняя в переливании воды из бутылки в стакан и обратно в бутылку с помощью воронки. Опыт №5
Тема: «Разноцветная вода» окрашивание воды.
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой)., взяв одну из бутылок, Опыт №6
Тема: «Вода – наша помощница»
1. Игровая ситуация «Девочка чумазая»
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды.
2. «Без воды нам никуда»
Цель: формирование познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой); умения устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
3. Вода может литься, а может разбрызгиваться»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды; умения экспериментировать с веществами (водой). Опыт №7
Тема: « Соберём водичку»
Цель: формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой). Опыт №8
Тема: «Кораблики» Свойство предметов – плавучесть.
Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации; формирование начальных представлений о свойствах воды и других материалов; познавательных действий во время экспериментирования с веществами (водой). Опыт №9
Тема: «Тонет - плавает»
Цель: формирование умения экспериментировать с материалами и веществами (водой); упражнение детей в вылавливании предметов с помощью сачков из воды.
Заключение
Младшие дошкольники очень наблюдательны. Изучая и исследуя окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому, мы педагоги ведем целенаправленную, продуманную педагогическую работу по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение малыша, развития его человеческих, социальных чувств.
В результате исследования, экспериментирования дети учатся:
- выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;
- предлагать возможные решения;
- проверять эти возможные решения, исходя из данных;
- делать выводы в соответствии с результатами проверки;
- делать обобщения.
Исследовательская, поисковая активность, естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Считается, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Наша задача, помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными и интересными.
В дошкольном возрасте исследование (экспериментирование) является ведущим, а в первые три года, практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил советский педагог, психолог Л. С. Выготский.
Таким образом, развитие исследовательских способностей ребёнка, одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Список литературы:
1. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).
2. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.
3. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
4. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
5. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., 2014.
6. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.