Творческая мастерская для педагогов «Живописный мир сказочных образов»
Цель: Показать участникам методического объединения возможности синтеза театрального, музыкального и изобразительного видов искусства в передаче сказочных образов, способствовать их творческому самовыражению.
Ход занятия
Входит
Дама (музыкальный руководитель):
Сугробы в сумерки упали,
На окнах выткалась парча.
Рисуя тени на рояле,
Играет пламенем свеча.
(А.Н. Майков)
На экране демонстрируется иллюстрация «У лукоморья дуб зеленый…», входит Кот Ученый
(воспитатель по синтезу искусств).
Кот Ученый: Здравствуйте, сударыни!
Известно всем – я Кот Ученый.
Мяу! Здесь под дубом я живу.
Прослыл я самым образованным котом.
Иду направо – пою песню,
Иду налево – сказку расскажу.
Со мною очень интересно.
Всех Вас в гости я зову.
Дама: Здравствуй, здравствуй Кот ученый!
Рассказать тебя мы просим,
Для чего позвал нас в гости?
Решил устроить нынче бал?
Кот Ученый: Всё расскажу Вам, не спешите! Для начала, сударыни, поделитесь, какие из сказочных образов являются для Вас наиболее яркими?
(высказывания участников).
Кот Ученый: Великолепно! Ну что ж, открою Вам секрет. Нас ждут встречи в мире синтеза искусств. Приглашаю Вас в творческую мастерскую «Живописный мир сказочных образов»!
На экране «открывается занавес», демонстрируется сказочная иллюстрация.
Кот Ученый: Вы согласны, что не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности? Сударыни, не соблаговолите ли подумать и ответить, кто из художников в своем творчестве изображал сказочные образы?
(высказывания участников).
Кот Ученый: Сказочной тематике обращались многие русские художники:
- Виктор Михайлович Васнецов
(демонстрируются репродукции картин и иллюстрации);
- Иван Яковлевич Билибин
(демонстрируются репродукции картин и иллюстрации);
- Михаил Александрович Врубель
(демонстрируются репродукции картин и иллюстрации);
- Юрий Алексеевич Васнецов
(демонстрируются репродукции картин и иллюстрации).
Что же помогает художнику ярко воплотить сказочные образы?
(вдохновение, воображение, образ, описанный автором сказки, кисти, краски, полотна).
Сударыни, мы в восторге от Ваших познаний!
На экране демонстрируется сказочная иллюстрация.
Дама: Милые дамы, возможно ли с помощью музыки передать характер сказочного героя? Что же помогает композитору в передаче характерных черт сказочного образа?
(средства музыкальной выразительности – регистр, лад, ритм, динамика, тембр) Озвучьте, пожалуйста, имена знакомых Вам отечественных композиторов, которые в своем творчестве обращались к сказкам
(ответы участников).
Действительно, сказка – один из притягательных жанров искусства для многих отечественных композиторов. Сказочные образы ярко воплотили в своем творчестве Николай Римский-Корсаков
(«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка»), Петр Ильич Чайковский
(«Спящая красавица», «Золушка», «Щелкунчик и мышиный король»), Михаил Иванович Глинка
(«Руслан и Людмила»), Родион Щедрин
(«Конек-Горбунок»).
На экране демонстрируются сказочные образы, воплощенные композиторами.
Кот Ученый: Возможности изобразительного искусства в передаче сказочных образов мастерски раскрыли!
Дама: Возможности музыкального искусства в передаче характерных черт сказочных образов обсудили.
Кот Ученый: Сударыни, как Вы думаете, о каком виде искусства мы поведем речь далее?
(театральное искусство).
На экране демонстрируется иллюстрация «Театральный спектакль»
Кот Ученый: Какие средства использует актер, передавая сказочный образ?
(интонационная выразительность, темп речи, мимика, жесты, движения, грим, костюм).
Дама: Милые дамы, вы согласны, что синтез искусств намного эффективнее возможностей отдельных видов искусств в формировании художественного образа?
Кот Ученый: Ну тогда, сударыни, предлагаем творчески поработать в мастерской «Живописный мир сказочных образов!»
Демонстрируются иллюстрация Белки из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина (художник Борис Зворыкин).
Кот Ученый: Сударыни, Вам знаком этот сказочный образ?
(Белка из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина).
Дама: Кого из отечественных композиторов вдохновила сказка на создание оперы?
(Римского-Корсакова).
Какой образ Белки передали поэт, художник и композитор
(затейница, озорная, игривая, шустрая, веселая, плясунья).
Для творческого перевоплощения приглашаются: рассказчик, Белка и участники музыкального оркестра.
Кот Ученый: Сударыни, предлагаем автору – выразительно прочитать отрывок из сказки, Белке – с помощью пантомимы передать ее сказочный образ и исполнить танец импровизационного характера под музыкальное сопровождение шумового оркестра.
Автор: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка в нем живет ручная,
Да чудесница, какая!
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые
Все скорлупки золотые,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе…
«Во саду ли, в огороде».
Дама дирижирует оркестром: Н. Римский –Корсаков «Белка песенки поёт»
Кот Ученый: Шедевриально, в Вашу честь звучат аплодисменты!
Демонстрируются иллюстрация «Царевна Лебедь и царь Гвидон» из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина (художник Александр Куркин).
Кот Ученый: Сударыни, предлагаем Вашему вниманию еще два сказочных образа из «Сказки о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина. Будьте, любезны, озвучьте, кто это?
Какой образ Царевны Лебедь передали поэт, художник и композитор
(умная, красивая, плавная, душевная, элегантная, отзывчивая, добрая).
Будьте любезны, опишите характерные черты царя Гвидона
(прекрасный, добрый, любящий, мужественный, удалой, отважный, хорош собой, благодарный).
Для творческого перевоплощения приглашаются: автор, Царевна-Лебедь и царь Гвидон.
Кот Ученый: Предлагаем Царевне-Лебедь – под арию «Царевна Лебедь» пластически передать образ Царевны, всем участникам актерски воплотить отрывок из сказки.
Автор: Гости в путь, а царь Гвидон
С берега душой печальной
Провожает бег их дальний;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Звучит ария «Царевна-Лебедь» Н. Римского-Корсакова, появляется Царевна, выполняет пластический этюд-импровизацию.
Царевна-Лебедь: Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Автор: Говорит она ему.
Князь печально отвечает:
Князь: Грусть-тоска меня съедает,
Одолела молодца:
Видеть я б хотел отца».
Автор: Лебедь-князю:
Лебедь: Вот в чем горе!
Ну, послушай: хочешь в море
Полететь за кораблем?
Автор: И крылами замахала,
Воду с шумом расплескала
И обрызгала его
С головы до ног всего.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль – и в щель забился.
Кот Ученый: Восхитительно, в Вашу честь звучат аплодисменты!
Демонстрируются репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря».
Кот Ученый: Сударыни, Вам знакомы эти герои?
(Это три великих русских богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович).
Каким на картине представил художник образ Ильи Муромца?
(Самый старший богатырь, самый могучий богатырь – с легкостью держит он «палицу булатную из сорока пудов», Илья – крестьянин, на нем простой шлем и обычная кольчуга, конь под стать богатырю, такой же мощный, сильный).
Каким на картине представил художник образ Добрыни Никитича?
(Представителен, величав. Тонкие черты лица подчеркивают его образованность, культурность, вдумчивость и предусмотрительность, обладает тактом дипломата).
Каким на картине представил художник образ Алеши Поповича?
(Самый младший, «напускной смелый», молодой красавец, полный отваги и смелости, «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к сердцу прикреплены гусли).
Дама: Сударыни, не подскажете, кто из отечественных композиторов музыкальными средствами выразительности передал силу и мощь русских богатырей?
(Модест Петрович Мусоргский в симфонической пьесе «Богатырские ворота»)
Прослушивание фрагмента пьесы.
Дама: Звучание каких музыкальных инструментов помогло передать могучий и величавый образ богатырей?
(звучание труб и тромбонов).
Для творческого перевоплощения приглашаются: три богатыря – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Кот Ученый: Предлагаем Вам, под фрагмент пьесы «Богатырские ворота» «въехать» на конях и каждому продекламировать предложенный текст, в соответствии с образом каждого из богатырей.
Илья Муромец (мощь, сила, мудрость):
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь, не шатается!
И века простоит!
Добрыня Никитич (величавость, вдумчивость, дипломатичность):
В руках у нас есть щит и меч,
Чтоб землю русскую сберечь.
Чтоб рубежи родной земли
Враги нарушить не смогли.
Караул нести нам нужно
На заставе стойко, дружно.
И пока стоим на страже,
Может быть уверен каждый:
От врагов защищены
Покой и мир родной земли!
Алеша Попович (молодость, удаль, отвага, напускная смелость):
Русь на воинов богата!
С поля боя нет возврата!
Мать-земля, родные хаты…
Эй! Смелее в бой, ребята!
Враг! Не тронь родной державы,
Охраняет Русь по праву
Богатырской русской славы
Боевой огонь!
Кот Ученый: Сильно, величаво, смело! В Вашу честь звучат аплодисменты!
Дама: Милые дамы! И еще один яркий образ! Для Вас звучит музыкальная загадка.
Слушание фрагмента из пьесы П. Чайковского «Баба-Яга»
Ваши впечатления от прослушанного! Как вы думаете, какой сказочный образ изобразил композитор?
(фантастический, угрюмый и зловещий характер Бабы Яги).
На экране репродукции картин Ивана Билибина «Баба Яга», Виктора Михайловича Васнецова «Баба Яга с Ванюшей»
Кот Ученый: Страшная, угрюмая, с большими костлявыми руками, тяжёлым взглядом, растрёпанными волосами, косматая, она летит в лесу дремучем, глухом да мрачном, где растут одни мухоморы и невидно зверя лесного. Осматривает да поглядывает Баба Яга хмурым взглядом свои владения. Образ ярко передали композитор Петр Чайковский и художники Иван Билибин и Виктор Михайлович Васнецов.
Котом учёным демонстрируется театральная кукла Баба Яга.
Кот Ученый
(рассуждает): Сударыни, не к чему нам мрачные и зловещие образы. Посмотрите, Баба Яга – это милая старушка с отличным чувством юмора. Которая если и проказничает, большого зла никому не желает. Да, случается, что взгляды на сказочные образы могут быть разноплановы… Предлагаю оставить небольшую интригу на потом…
Дама: Милые дамы, мне кажется Кот задумал еще что-то интригующе сказочное.
Кот Ученый (волшебно): Сударыни, не случайно художники, композиторы, литераторы обращаются в своем творчестве к сказочным сюжетам и отдельным её образам. Сказки сами по себе очень жизненны, а сказочная музыка, изобразительное искусство и литература живописно заключают в себе все представления о волшебном и таинственном.
Дама: Нам с Вами, как носителям искусства детям, синтез искусств позволяет каждому ребенку в полной мере познать, осознать, разносторонне осмыслить эстетические образы, а, затем, на основе ценностно-смыслового восприятия и понимания, реализовать свой творческий потенциал.
Кот Ученый: Мы желаем Вам через всю свою жизнь пронести в своем сердце веру в чудо, добро и сказку. А встреча со сказкой сегодня еще предстоит…
Дама и Кот откланиваются, уходят.
Рекомендуем посмотреть:
Семинар для педагогов ДОУ
Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея
Семинар - практикум для воспитателей ДОУ. Мои эмоции
Семинар практикум для педагогов в детском саду