Опыты со зрением, слухом, вкусом и запахом для детей старшего дошкольного возраста
Опыт № 1
Цель. Определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.
Содержание. Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом задергивают шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.
Воспитатель подчеркивает что, находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток-папочек. Прямо напротив зрачка на сетчатке находится еще одно образование, которое называется «желтое пятно». В нем очень много колбочек, и поэтому именно в этой части получается наиболее четкое изображение. От сетчатки по зрительному нерву сигналы об увиденном поступают в мозг. А рядом с «желтым пятном» есть «слепое пятно». Оно так называется потому, что в этом месте нет ни палочек, ни колбочек. И когда изображение предмета попадает на то место, человек его просто не видит.
Опыт № 2. «Опыт Мариотта»
Цель. Показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.
Содержание. Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и два круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.
Опыт № 3
Цель. Определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека.
Содержание. Ребенок поворачивается спиной к воспитателю. Воспитатель просит его повторять услышанные слова. Каждое следующее слово воспитатель произносит более тихим голосом. Таким образом он определяет порог слуховой чувствительности ребенка. Затем предлагает двум другим детям (слева и справа) позвать друга. Ребенок угадывает, кто его позвал и с какой стороны. Потом дошкольнику закрывают одно ухо ватой и проводят аналогичный эксперимент. Затем повторяют опыт, закрыв ватой другое ухо.
По окончании опыта испытуемый ребенок делится впечатлениями.
Опыт № 4
Цель. Определение связи уха с носоглоткой.
Содержание. Воспитатель предлагает ребенку, набрав воздуха, плотно закрыть рот, а указательными пальцами обеих рук закрыть слуховые проходы и выдохнуть воздух. При этом воспитатель закрывает носовые проходы ребенка своей рукой по принципу «прищепки». Воздух не может выйти, однако его давление ощущается в носу и на барабанной перепонке в ушах, хотя набирали воздух глубоким вдохом через рот. По окончании опыта испытуемый ребенок делится впечатлениями.
Примечание. Опыт проводится после рассмотрения схемы «Строение уха».
Опыт № 5
Цель. Сравнить температуру воды в нескольких ем¬костях.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку определить на ощупь температуру воды в каждой банке и расставить их по порядку (от самой холодной до самой теплой). Дошколь¬ников подводят к пониманию того, что ощущение тепла или холода возможно благодаря чувствительности кожи.
Опыт № 6
Цель. Определить расположения «тепловых» (воспринимающих тепло) и «Холодовых» (воспринимающих холод) точек на разных участках кожи (на ладони и на лице).
Содержание. Воспитатель прикасается к коже ребенка металлическим стержнем (спицей), нагретым в стакане с горячей водой или охлажденным в стакане с холодной водой, и предлагает ребенку внимательно прислушиваться к своим ощущениям. Как только он почувствует холод, то должен произнести слова «здесь» или «есть».
Опыт № 7
Цель. Упражнять детей в различении цветов и пищи по запаху.
Содержание. Взрослый предлагает ребенку не глядя определить, в какой вазе находятся розы, а в какой — ландыши. Можно использовать различные продукты с достаточно хорошо выраженным характерным запахом (черный. и белый свежий хлеб, свежая клубника или апельсин, лук или чеснок, жареная котлета, кусок жареной рыбы или селедки и т. п.).
Примечание. Упражнения 7-13 необходимо проводить с осторожностью с детьми-аллергиками, исключив продукты-аллергены.
Опыт № 8
Цель. Доказать необходимость вдоха для определения запаха.
Содержание. Воспитатель кладет перед каждым ребенком плотный матерчатый мешочек, внутри которого спрятаны туалетное мыло, флакончик из-под духов, кожура от мандарина и т. п. Воспитатель предлагает детям, не трогая мешочка, по запаху догадаться, что находится внутри.
После ответов детей воспитатель уточняет: для того, чтобы почувствовать и определить запах, нужно сделать несколько глубоких вдохов подряд.
Примечание. На занятии или в свободное время рекомен¬дуем прочесть детям: Мошковская Э,«Мой замечательный нос»; Прокопович Ю., «Зачем носик малышам?», Сладков Н., «Ящуркин нос»; Бианки В., «Чей нос лучше?».
Опыт № 9
Цель. Определить пищу на вкус (не глядя на нее).
Содержание. Взрослый предлагает определить на вкус разные продукты. Для этого он кладет ребенку в рот по очереди маленькие кусочки разной пищи (от 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов). Целесообразно по окончании опыта побеседовать с ребенком о том, по каким особенностям он различал вкус пищи.
Опыт № 10
Цель. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Содержание. Воспитатель предлагает ребенку с за¬вязанными глазами определить по запаху какой-либо про¬дукт (лимон, хлеб, шоколад и т. д.). Затем дошкольнику предлагают закрыть нос и, вдыхая воздух только ртом, выполнить аналогичное задание. В результате ребенок при¬ходит к выводу, что, вдыхая воздух только ртом, невозможно определить запах продукта. Необходимо попробовать его на вкус. Пробуя пищу то с открытым, то с закрытым носом, ребенок понимает, что при нарушении обоняния меняется и вкус продукта. Тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.
Существует четыре основных вкуса: сладкий, горький, кислый и соленый.
Детям предлагается назвать, что может быть сладким, соленым, кислым или горьким. Можно предложить детям, глядя на картинки с изображенными продуктами, называть вкус каждого из них.
Опыт № 11
Цель. Определить вкусовые зоны языка.
Содержание. Перед каждым ребенком устанавливают зеркало на подставке, 4 блюдца: с сахарным песком, с солью, с горчицей и с кусочком лимона. На каждом блюдце лежит по деревянной палочке (можно с ватой); рядом — стаканы с водой для смачивания этих палочек.
Воспитатель предлагает детям придвинуть к себе первое блюдце, смочить один конец папочки в воде и обмакнуть в сахарный песок. Далее ребенок смотрит в зеркало, а воспитатель прикладывает палочку сначала к средней части языка, затем к основанию и к боковым частям, в конце — к кончику языка. После чего предлагает подумать и назвать, в какой части языка живут «сладкие сосочки».
Аналогичная работа проводится и на определение места расположения других вкусовых сосочков. К участку, воспринимающему данный вкус, прикасаемся в последнюю очередь. После высказываний детей воспитатель подводит итог, какая часть языка какой вкус лучше воспринимает: сладкий вкус воспринимается кончиком языка, соленый и кислый — боковыми частями, горький — основанием языка.
Примечание. В целях развития логического мышления можно предложить детям обсудить, на какую часть языка следует положить таблетку, чтобы не чувствовать ее горький вкус, и почему. А почему нельзя класть таблетку ближе к корню языка?
Опыт № 12
Цель. Доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи.
Содержание. В начале опыта осушить язык салфеткой и повторить некоторые манипуляции по определению вкуса из опыта №11. Дети сами делают вывод, что «сухой» язык вкуса не ощущает.
Опыт № 13
Цель. Доказать зависимость вкусовых ощущений от температуры продукта (на примере чая), а также от последовательности приема пищи разного вкуса.
Содержание. Ребенку предлагается сделать по одному глотку горячего и теплого чая, содержащих одинаковое количество сахара. Дети делают вывод, что горячий чай не очень вкусный, потому что в нем «мало сахара». Для самоконтроля ребенок кладет по одному куску сахара в каждую чашку и, размешав, пробует еще раз. В результате приходит к выводу, что теплый чай кажется слаще, чем горячий.
После глотка соленой воды детям предлагается попробовать простую воду. Она кажется им сладкой. А после чашки сладкого чая лимон кажется гораздо кислее, чем на самом деле.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
Эксперименты на кухне с детьми
Опыты для детей старшей группы "Непослушная вода"
Опыты для детей старшей группы «Звук играет в прятки»