Игры и упражнения с конструктором ТИКО в детском саду
Что такое ТИКО:
«ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов.
ТИКО - это не только игрушка, это полноценное обучающее пособие, как для малышей, так и для школьников.
Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери».
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирамид, звезд Кеплера.
Что развивает ТИКО:
Т - творческие умения
И - интеллектуальные умения
К - коммуникативные умения
О - организаторские и оценочные умения
Основные развивающие задачи ТИКО:
- занять ребенка активной творческой деятельностью;
- укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук;
- активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур;
- познакомить ребенка с различными геометрическими телами.
Также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-конструирования у детей тренируется дисциплина за счёт сильной вовлечённости в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.
Существуют различные наборы ТИКО-конструктора:
ТИКО – Малыш – предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга.
ТИКО – Класс – предназначен для организации занятий с группой детей, классом. Разработан специально для средних школ. Через обучение посредством конструирования они получают свой первый практический опыт в геометрии.
ТИКО – Фантазер – предназначен для школьников младших и средних классов. Способствует развитию воображения, пространственных представлений, мелкой моторики.
ТИКО – Школьник – предназначен для школьников младших классов.
ТИКО – Геометрия – предназначен для школьников младших и средних классов. Способствует в освоении геометрии, объемов тел, пространственных фигур и их разверток, изометрических проекций тел на плоскость.
ТИКО – Эрудит – предназначен для детей старше 7 лет и включает буквы русского алфавита и знаки препинания. При складывании слогов, слов и предложений из конструктора ТИКО, к процессу обучения подключается мелкая моторика (работа пальчиками, что способствует дополнительному развитию памяти.
ТИКО – Шары – позволяет сочетать игру с мячом и изучение таких достаточно сложных фигур, как икосаэдр (малый и большой) и додекаэдр (малый и большой). Показывает возможность сборки шара из ромбов, треугольников и пятиугольников, а также из пятиугольников и шестиугольников.
ТИКО – Архимед – позволяет использовать при изучении и конструировании объёмных геометрических фигур и их развёрток в геометрии, планиметрии и стереометрии.
ТИКО – Арифметика – набор содержит цифры и арифметические знаки, предназначен для обучения детей счёту и позволяет составлять примеры на арифметические действия.
ТИКО – Грамматика – набор включает буквы русского алфавита и знаки препинания. Повышает у школьников мотивацию к обучению и развивает внимательность.
Конструирование – процесс творческий, осуществляемый через самостоятельную и совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом, позволяющий провести интересно и с пользой время в детском саду. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. В процессе конструирования для ребенка важно, чтобы результат его деятельности можно было наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию.
Как играть:
В процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Игры и упражнения с конструктором ТИКО
«Раз ступенька, два ступенька» Цель: учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с буквой.
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны
назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и выкладывают
первый слог или все слово.
2 вариант. Педагог выставляет картинку и предлагает детям выполнить
звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова по
предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой
«Что изменилось?»
Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.
«Собери модель по памяти»
Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
«Запомни и выложи дорожку»
Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.
«Отгадай» Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, треугольник, квадрат, пирамида) на ощупь. Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля. Правила игры:
Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
«Не ошибись Петрушка!» Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь. Описание игры: Как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: «Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?». Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: «Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!» Правила игры:
Соблюдать полную тишину, чтобы Петрушка не ошибся и смог догадаться, что у него в руках.
Нельзя называть модуль и подсказывать Петрушке.
Внимательно следить за действиями Петрушки. Кто отвлекается и нарушает правила, того Петрушка не выбирает.
«Есть у тебя или нет?» Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь. Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребенок должен будет найти точно такую же деталь по форме. Правила игры:
Обследовать деталь на ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон.
Развязывать глаза можно только после того, как назвал деталь.
Выбрать деталь и спрашивать, есть ли она у партнера, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:
Чтобы весело играть, Надо всех пересчитать.Раз, два, три, первый – ты!
«Принеси и покажи» Цель: учить детей применять приемы зрительного обследования формы. Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же. Правила игры:
Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.
Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти.
Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.
Использование ТИКО-констурктора в развитии познавательной активности детей. Презентация
Эвелина Вячеславовна, добрый день. Очень интересная и познавательная информация. Мне самой стало интересно изучить этот конструктор. Мне бы хотелось с его помощью помочь своим детям в изучении русского и английского языка, что в школе у нас не очень хорошо получается. Спасибо. С удовольствием отдаю голос за ваш материал.