Театрализованная деятельность, как средство развития эмоций у детей дошкольного возраста
Цель: развитие эмоций у детей дошкольного возраста через театрализованную
деятельность.
Задачи:
- расширять представления детей о базовых эмоциях (радость, грусть, удивление,
страх, гнев);
- распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние и
эмоциональное состояние взрослых и сверстников (человек радуется, рассержен,
удивлен);
- учить детей выражать нужные эмоциональные состояния, используя
различные выразительные средства: мимику, пантомимику, жесты, интонацию;
- развитие навыков сценической речи;
Формы и методы работы:
Формы:
- Упражнения на развитие выразительной мимики, жестов.
- Игры драматизации.
- Задания для развития речевой интонационной выразительности.
- Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
- Игры имитации.
- Ролевые диалоги
- Инсценировки произведений.
Мне хотелось бы привести несколько примеров из опыта своей работы.
"Где живут эмоции?"
Для ребят постарше, которые уже научились определять и описывать эмоции, можно проводить такую игру: спрашивать, где в теле живут эмоции. Дети умеют объяснять это лучше взрослых. Например, малыш испугался, когда залаяла собака. Можно после обсудить это: «Что ты почувствовал? Где у тебя живет страх? А как ты удивляешься? Вот такие большие глаза становятся? Вот это да!»
В ходе игры некоторые дети рассказывают, что если им страшно, то у них болит животик, а ноги перестают слушаться, хочется руками себя обнять и так далее. Эта важная информация поможет родителям лучше понимать своего малыша и помогать ему переживать стрессовые ситуации.
"На что похоже настроение?"
Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает - какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь, хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.
"Сочиним историю"
Ведущий начинает историю: «Жили-были...», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Когда очередь опять доходит до ведущего, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.
"Солнце настроения"
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, развитие эмпатии.
Детям предлагается рассказать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.
"Покажи"
Дети показывают любого животного, без слов, звуков, лишь при помощи движений и мимики. Если дети стесняются, не идут на контакт, можно предложить им сделать это вместе, спросить кого он любит, есть ли у него домашний питомец.
"Как я говорю?"
Попробуйте произнести одну и ту же обычную фразу, например: «Доброе утро!», с разными интонациями (радостно, грустно, зло, удивленно, испуганно и т.д.) Пусть ребенок попробует угадать эмоцию. Придумайте другую фразу и поменяйтесь ролями.
"Копилка добрых дел"
Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.
"Эмоциональные танцы"
Танцы – это энергия, которая отлично передает эмоции и настроение. Предложите детям придумать свой "танец радости" или "танец разочарования", "танец интереса" или "танец грусти". В этой игре важно работать с разным настроением, и под каждую эмоцию ребенок двигается по своему усмотрению.
Если играет группа детей, то все по очереди предлагают свое движение, которое повторяют остальные. Так получается самый искренний, импровизированный танец.
Игра "Фантазёры"
Цель игры: Научить ребёнка анализировать эмоциональное состояние рисованных персонажей, развивать чуткость и воображение.
Как играть
Подготовьте несколько картинок, на которых изображены эмоции людей.
Пусть ребёнок опишет, что видит.
А теперь попросите его придумать, что предшествовало изображенному моменту.
Пофантазируйте вместе, что может случиться дальше.
На что обратить внимание
Чем больше деталей заметит малыш на картинке, тем лучше. Если в процессе работы над эмоциональным интеллектом вы будете периодически повторять показ картинок, то непременно обнаружите, как возрастает внимательность малыша.
"Сказка на новый лад"
Предложите ребенку пересказать хорошо известную сказку с определенной интонацией. Либо поменять местами героев: пусть Красная Шапочка будет злой и грубой, а Серый Волк ласковым и добрым.
"Разноцветная классика"
Лучше всего для этой игры использовать классические произведения (к примеру, Чайковского или «Времена года» Вивальди), поскольку они идеально передают разное настроение. Предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть он возьмет цветные фломастеры или краски, которые соответствуют звучащему произведению, и попробует с их помощью передать настроение на бумаге. Это могут быть крупные резкие мазки или плавные линии, какие-то конкретные изображения или просто каракули. Самое главное – обязательно обсудите с ребенком рисунок. Попросите пояснить, почему он выбрал те или иные цвета, почему на картинке преобладают острые углы и яркие краски либо плавные линии и нежные тона. Какое настроение было у малыша, когда он рисовал под музыку? О чем он фантазировал?
"Танцуем настроение"
Отличный способ не только проработать эмоциональный интеллект для ребенка, но и снять стресс для взрослого и как следует вместе подурачиться. Играем по принципу «что слышу, то танцую». Отключаем рациональное и включаем фантазию: ваша задача двигаться так, как звучит музыка. А во время передышки снова обсуждаем: «Почему мы с тобой так сильно топали? Потому что музыка серьезная, грозная. Как на войне. Значит, мы сильные и смелые, как солдаты. Так звучит марш. А потом мы двигались плавно, красиво, хотелось кружиться, быть мягкими, легкими – это был вальс».
Рекомендуем посмотреть:
Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка
Театрализованная игра в младшей группе детского сада "Путешествие Красной шапочки" с презентацией
Театрализованная дидактическая игра в детском саду
Театрализованная игра для дошкольников. Конспект
Похожие статьи:
Театрализованные игры в средней группе. Картотека по ФГОС
Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет
Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости
Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет
Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет