Психологические игры для дошкольников
Название: «Дружная семейка»
Автор: Митрофанова Оксана Владимировна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №28» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей.
Описание работы
Данная разработка будет полезна воспитателям, педагогам – психологам, родителям детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Направлена на развитие коммуникативных навыков детей, а так же может быть использована, как средство диагностики межличностных отношений в семье.
Наиболее эффективной считаю индивидуальную форму организации игры.
Пояснительная записка
Проблематика детско-родительских отношений остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики. Взаимодействие ребенка с родителем является первым социальным опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот социальный опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Рост интереса к проблемам семейного воспитания в нашей стране связан с новыми социально-экономическими условиями. Смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие создает трудности, с которыми приходится сталкиваться современным родителям. Исследования психологов показывают, что на сегодняшний день, родительско-детские взаимоотношения в дошкольном возрасте претерпевают изменения:
1. Наблюдается прерывание связи поколений.
2. Родители меньше времени уделяют общению с детьми, но и оно, часто, заменяется материальными ценностями. Общение носит поверхностный характер.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что формирование коммуникативности - важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игра, и она становится условием коммуникативной деятельности ребенка, выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений с окружающим миром, людьми, утверждений «самостоятельности» ребенка, игра и общение выступают основными содержательными компонентами
Предлагаю вашему вниманию игру на развитие коммуникативных и социально-личностных навыков.
Цель:
1.Развитие навыков конструктивного общения в системе «ребенок-взрослый», развитие коммуникативных навыков:
• желание вступать в контакт,
• умение организовать общение,
• знание норм и правил при общении.
• умение получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека,
• развитие эмоциональной сферы.
2.Устранение искажений эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка с взрослыми.
Задачи:
1. Развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
2. Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
3. Развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.
4. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Описание.
Игровой комплект, сделанный руками детей совместно с родителями, включает в себя фигурки с лицами близких ребенку людей (лица могут быть вырезаны из фотографии или нарисованы).
Каждый комплект индивидуальный и принадлежит только одному ребенку.
Индивидуальный комплект
Перед началом игры взрослый говорит ребенку о том, как важно быть доброжелательным и открытым по отношению к близким.
Вариант 1
На начальном этапе происходит своеобразное обучение, в ходе которого формируются навыки конструктивного общения в системе «ребенок-взрослый». Взрослый ставит ребенка в ситуацию выбора «героя», за которого будет вестись диалог, при этом дается готовая ситуация. Педагог направляет игру в русло межличностных отношений: помогает вступить и вести диалог, используя при этом общепринятые правила и нормы общения: умение слушать и слышать другого.
Примерная тематика ситуаций
«Вечерняя беседа о прошедшем дне», «Выходной день», «Мои любимые праздники», «Наши семейные традиции» и т.д.
На следующем этапе ребенок принимает на себя роли двух или более «героев» и ведет от их лица ролевой диалог в рамках темы.
Тема ситуации выбирается самостоятельно ребенком.
Вариант 2 Диагностический
Взрослый проговаривает ребенку первую часть фразы, а ребенок без подготовки продолжает.
Варианты подобных фраз тематические: «Мой выходной», «Я собираюсь в детский сад», «День рождения», «Где я отдыхал», «Засыпай скорей, дружок» и т.д.
Примерное содержание незаконченных фраз:
• «Мне нравится, когда мама или папа……»
• «Особенно мне не нравится, когда.….»
• «Доброе утро для нас начинается…..»
• «Мое (мамино, папино) любимое блюдо это….»
• « Я грущу когда…..»
• «Я радуюсь, когда…..»
• «Когда я был (а) маленьким (ой) моя мама (папа)…...»
• «Мне нравиться в выходной…..»
• «На день рождения мамы (папы) я……..»
• «Мою маму (папу) может огорчить……»
• «Моих бабушку и дедушку зовут……..»
Рекомендуем посмотреть:
Методическая разработка по сказкотерапии
Сюжютно-ролевые игры в детском саду
Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой
Игры с бумагой для детей дошкольников
Похожие статьи:
Игры на эмоциональное развитие детей 3, 4 лет
Игры для детей 2, 3 лет на развитие ловкости
Игры, развивающие моторику у детей 2, 3 лет
Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет
Игры для дошкольников по теме: Транспорт