Из опыта работы старшего воспитателя ДОУ "Игротренинг как инновационная технология в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
Игротренинг – это комбинация игровых упражнений (микс, при помощи которых педагог отрабатывает определённые навыки)
Игротренинг помогает каждому участнику развивать свои коммуникативные навыки, а также внимание, память, фантазию, наблюдательность и многое другое.
Особенности игротреннинга:
- Игра в тренинге – это прикладной второстепенный метод, поэтому нельзя в тренинговый сценарий включать
полноценную сюжетно-ролевую игру. Она может быть в тренинге, но в усеченном, сжатом виде.
- Игра в тренинге коротка и еще более ограничена во времени, чем другие виды игр.
- Игра в тренинге всегда направлена на решение конкретных воспитательных задач. В ней всегда есть результат.
В силу того, что тренинг – групповой метод, игра в тренинге также предполагает групповой процесс. В тренинговую игру редко можно сыграть одному. Или, вернее, сыграть можно, но вряд ли такая игра будет полноценной.
Игра в тренинге всегда предполагает ведущего, и зачастую – его активную позицию, потому что он – организатор процесса. Часто мы сталкиваемся с вопросом: «Чем игра в тренинге отличается от тренингового упражнения?» Ответим: по структуре – практически ничем. Основное отличие игры от упражнения заключается в том, что игра предполагает наличие игровой метафоры, вымышленного сюжета, как и любая другая игра, а упражнение работает в реальном формате. Например, работа с умением устанавливать контакт глаз: Хочется отметить, что тренинги в нашей стране начались с тренинга общения. Тренинг общения является базовой программой практически для любого другого тренинга.
Таким образом
можно сделать вывод: игра – именно тот метод, который создает не только спонтанную, легкую, безопасную атмосферу, но и – ненавязчиво – условия для того, чтобы дошкольники получили новый опыт.
Кроме того, игра – это энергия, причем позитивная. А энергия в тренинге просто необходима для того, чтобы группа продвигалась вперед.
А еще игра – это свобода, творчество и спонтанность!
Методика игротренинга основана на системе игр и игровых упражнений, в ходе которых формируются те или иные модели поведения.
Занятия по «игротренингу» лучше всего проводить в любом просторном помещении
(в зале) или в игровых комнатах.
Структура занятий по игротренингу:
1 часть: игры и игровые упражнения, направленные на установление контакта.
В зависимости от врожденных данных и окружения, тренировки, у каждого человека могут быть в разной степени развиты и использованы сенсорные каналы восприятия. Поэтому в процессе взаимодействия не все дети одинаково получают и обрабатывают ту или иную информацию.
Предпочитаемый ребенком способ восприятия информации можно определить, наблюдая, куда он смотрит в первый момент после того, как ему задают общий вопрос, не требующий для ответа конкретного канала восприятия: аудиального, визуального, кинестетического. Так, например, если взгляд ребенка движется то влево, то вправо - значит, он пытается «услышать» ответ; если ребенок сначала глядит вверх - он «высматривает» ответ; если он смотрит вправо и вниз или начинает ерзать - он «чувствует» ответ.
Аудиальный контакт.
Слово и тон голоса, воздействуя на сознание ребенка, безусловно, влияют на его внимание и дальнейшее действие. При аудиальном контакте важно не только то, что вы говорите, но и то, как вы это делаете. Ободряющее слово
(например: «Молодцы!»), а так же изменение темпа и динамики вашей речи, е неожиданным переходом на шепот, способствует усилению контакта.
Визуальный контакт.
При визуальном контакте очень важно использовать мимику, наглядные пособия, рисунки, схемы и т.д. «Визуальные» дети реагируют на выражение лица, как на награду или наказание. Поэтому, желая, например, подбодрить ребенка - улыбнитесь.
Кинестетический контакт.
«Кинестетические» дети очень чувствительны и эмоциональны. Они хорошо обучаются в играх и активны, когда выполняют практические задания. Им присущи частые смены настроений, и они увлечены чувствами и эмоциями тех. О ком они говорят или читают.
Если вы хотите сосредоточить внимание таких детей на восприятии или какой-либо информации, то, в первую очередь, используйте тактильный контакт, чтобы вызвать у них положительные эмоции. Например, можно одновременно с одобрительным словом погладить ребенка по голове или коснуться его плеча. Этим детям нужен комфорт, чтобы сосредоточить внимание на чем-либо. Они проявляют интерес и увлеченность к тому, что делают.
Комплименты. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.
Предупреждение
1. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
2. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.
Приветствие «Давайте поздороваемся!»
Педагог предлагает воспитанникам поприветствовать друг друга. Дети по кругу пожимают друг другу руки. Это
упражнение позволяет установить положительный контакт.
Мини-зарядка «Пальчик о пальчик»
Цели:
- Уравновешивание нервных процессов.
- Укрепление тормозных реакций.
- Выполнение действий по команде.
- Координация движений.
Пальчик о пальчик – тук да тук!
(Повторить 2 раза.)
Хлопай, хлопай, хлопай!
(Хлопают в ладоши.)
Ножками топай, топай!
(Повторить 2 раза.)
Спрятались, спрятались.
(Закрыть лицо руками.)
Пальчик о пальчик – тук да тук!
(Повторить 2 раза.)
2 часть: игры и упражнения, направленные на формирование каких – либо качеств
«Ласковые имена»
Игра коллективная, воспитывающая доброжелательное отношение одного ребенка к другому. Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Сереженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот, кто назвал больше ласковых имён.
«Комплименты»
Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.
3 часть: игры и игровые упражнения, направленные на расслабление.
Таким образом, используя нетрадиционные материалы в работе с детьми дошкольного возраста, осуществляется деятельность по основным направлениям: профилактика, развитие, просвещение, диагностика.
«Улыбка»
Цель: снять напряжение мышц лица.
Процедура проведения. Детям показывают картинку с улыбающимся солнышком. Ведущий: «Посмотрите, какое красивое солнышко, оно широко улыбается для вас. Давайте улыбнемся солнышку в ответ. Почувствуйте, как улыбка переходит в ваши ручки, доходит до ладошек. Улыбнитесь еще раз и попробуйте улыбнуться пошире. Растягиваются ваши губки, напрягаются щечки. Дышите и улыбайтесь. Ваши ручки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка».
«Холодно - жарко»
Цепь: снять психоэмоциональное напряжение.
Процедура проведения.
Ведущий: «Вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замерзли, обхватили себя ручками, головку прижали к ручкам - греетесь. Согрелись, расслабились. Но вот снова подул холодный ветер...»
(Дети повторяют действия.)
«Сорока-ворона»
Цепь: снять эмоциональное напряжение.
Процедура проведения. Дети сидят в парах на стульях, проговаривают слова-потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.
Сорока-ворона кашу варила,
Сорока-ворона деток кормила,
Этому дала, и этому дала,
И этому дала, и этому дала.
А самому маленькому -
Из большой миски
Да большой ложкой.
Всех накормила!
Рекомендуем посмотреть:
Методическая работа в детском саду
Информационный буклет ДОУ
Проект в ДОУ: Воспитание интереса к физической культуре через нетрадиционные формы физкультурных зан
Анализ работы ДОУ за 2015-2016 учебный год в соответствии с ФГОС