Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

Выступление на педагогическом совете в детском саду. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом».
Русский поэт, академик Сергей Михалков.


В современном обществе воспитание подрастающего поколения включает, как основную задачу – нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. У детей формируется чувство гордости за Отечество, дружбы между народами, населяющими нашу Родину, уважение к их национальному достоинству и национальной культуре.

В ООП в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» четко прописано о необходимости формирования у детей старшего дошкольного возраста гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Чтобы сформировать патриотические чувства и развивать личность ребенка через художественное творчество необходимо реализовать следующие задачи:
1. создавать условия для усвоения знаний и навыков, знакомства с разными видами народной декоративной росписи, с историей их возникновения (окружающая среда: народные игрушки, куклы в русских костюмах, предметы русского быта, иллюстрации, художественная литература);

2. показывать детям, чем отличаются одни произведения искусств от других, как по тематике, так и по средствам выразительности; называть вид росписи, знакомить с цветами красок;

3. развивать умение видеть красоту в природе, искусстве; воспитывать художественный вкус;

4. формировать художественные умения в разных видах народной декоративной росписи: обучение детей рисованию разными способами, на разных формах и предметах;

5. создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне непрерывной образовательной деятельности; организовывать вместе с детьми выставки детских работ;

6. осуществлять индивидуальный подход к детям.

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в рамках нравственно-патриотического воспитания в ДОО является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства.

Народное искусство в России занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспитывает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу и оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она увлекает дошколят национальным колоритом. Народное декоративно - прикладное искусство и сейчас неотъемлемая часть жизни и повседневного быта россиян. Знакомство ребенка с русским декоративно - прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, наглядности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей.

Окружающие детей в группах ДОО предметы, воспитывающие в них чувство красоты, должны быть национальными. Это поможет дошколятам понять, что они – часть великого русского народа.

Вместе с тем, хочется отметить, что в нашем детском учреждении педагоги решают задачи патриотического воспитания с помощью средств ИКТ. Так, в разделе «Социально-коммуникативное развитие ребенка», в группах используются следующие формы работы: слайд-шоу, интерактивные задания, интерактивные раскраски, развивающие игры, а также интерактивные экскурсии по темам «Родная страна», «Знакомлюсь с народами России», «Традиционные народные костюмы России», «Государственные символы», «Золотое кольцо», «Достопримечательности и музеи Луганска», «Календарные и народные праздники России», программа «Познавайка». Авторы и разработчики информационного продукта «Познавайка» предоставили возможность детям узнавать о родной стране с помощью интерактивных форм работы, что очень эффективно и увлекательно.

Изделия декоративно-прикладного искусства, с которыми педагоги знакомят детей в ДОО, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Все группы имеют уголки Родины и центры декоративно-прикладного творчества, создан музей «Народные ремёсла». Они наполнены яркими народными игрушками и посудой, картинками и книгами о предметах русского быта, образцами декоративной росписи. Яркие цвета узоров, ритм их чередования, форма привлекают детей и вызывают у них желание воспроизвести увиденное. Для этого педагоги более глубоко изучают опыт народных мастеров, чтобы овладеть навыками изображения народного орнамента. Педагоги дошкольного отделения проводят работу с детьми по ознакомлению с народным искусством и обучению их умению создавать узоры по мотивам росписи изделий русского быта, а также костюма.

Беседуя с детьми во время непрерывной образовательной деятельности о народном искусстве, мы сообщаем о том, как создают глиняные или деревянные игрушки русские мастера из сел Дымково, Жостово, Филимоново, Богородское, Гжель, Семеново, Полховский Майдан, как возникает резной узор на деревянной доске или на бересте, как нарядна роспись жостовских подносов. Расширяя свой кругозор и активный словарь, дети узнают это в ходе тематических бесед. К каждой беседе педагоги готовятся заранее. Рассказ должен быть краток, содержателен и эмоционален. Одновременно с показом образцов, таблиц по народной росписи педагоги знакомят детей с народными изделиями, имеющимися в ДОО: посудой, игрушками, народными куклами, картинками, фотографиями, книгами.

Педагоги устанавливают определенную последовательность выполнения каждого творческого задания с детьми:
а) ознакомление детей с художественными особенностями народных образцов;
б) рассказ о том, из какого материала выполнено то или иное изделие;
в) самостоятельное выполнение творческого задания детьми;
г) оформление интерьера группы или холла дошкольного отделения детскими работами и использование их в играх в качестве сувенирных подарков.

Итак, работая по теме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, педагоги успешно развивают своих воспитанников и решают эту задачу через народное декоративно-прикладное искусство. А для дошколят это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики пальцев рук, мышления, воображения, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Рекомендуем посмотреть:

Рассказ о животных для детей 5-7 лет. Как поссорились котёнок и щенок Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ в рамках ФГОС Социально-нравственное воспитание дошкольников по ФГОС Этические беседы по нравственному воспитанию дошкольников в старшей группе ДОУ
Сценарий «Осенняя ярмарка» в подготовительной группе детского сада | Беседа по картине «Грачи прилетели» в старшей группе. Конспект занятия
Опубликовано: 547 дней назад (6 ноября 2022)
Просмотров: 1151
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Еремеева Евгения Львовна # 20 ноября 2022 в 21:10 0
Благодарю!