Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Беседа по картине «Грачи прилетели» в старшей группе. Конспект занятия

Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»
Цель: создание условий для речевого развития детей посредством знакомства с картиной А. Саврасова «Грачи прилетели»
Задачи:
- учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать,
- учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине,
- обогащать словарный запас определениями, формировать образную речь, умение понимать и подбирать образные выражения и сравнения;
- закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе;
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период.
Предварительная работа:
1. Знакомство со стихотворениями о весне Ф.И.Тютчев «Весна», «Весенние воды», С.Я.Маршак «Весенняя песенка», Апрель».
2. Наблюдение примет наступающей весны в природе Беседы на темы: «Пришла весна», «Перелетные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.;
3. Рассматривание иллюстраций, картин на весеннюю тему;
4. Загадывание загадок про времена года, птиц.
Оборудование: Мультимедийная презентация сказка «Как появилась картина «Грачи прилетели», голоса птиц, колокольный звон, «Весенняя музыка».
Словарная работа: сосулька, капель, грач, грачата, вьют гнезда, журчат ручьи, пернатые, перелетные, щебет птиц, грачевник.
Ход НОД
Воспитатель: Встали дети на лужок - сделали кружок.
Звучит музыкальная композиция детская музыка «Весенняя музыка» из цикла «песни без слов»
Воспитатель читает стихотворение
Если снег повсюду тает, превращается в ручей,
Травка робко вылезает, день становится длинней,
Если солнце ярче светит, если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер, значит, к нам пришла… (весна).

Залетает Сорока:
- О весне я стрекотала,
Целый день в лесу летала.
Вот бы тут был телефон…
Ой, смотрите, вот же он! (берет телефонную трубку)
- Первым мишку разбужу.
О весне ему скажу. ( Набирает номер)
- Разоспался наш Мишутка,
Разбудить его не шутка.
Медведь:
- Алло!
Сорока:
- Алло! Алло! Звонит Сорока!
Медведь:
- Что случилось, белобока?
Сорока:
- Мишенька, весна пришла.
По лесу идет она!
Миша: Караул, караул, я ничего не могу понять, что происходит! Помогите, помогите!
Воспитатель: Мишка, что случилось, чего ты так испугался?
Мишка: Я боюсь, мне страшно. Всё шумит, всё гудит, льётся, бежит. Яркое солнце слепит глаза. Кто мне объяснит, что же произошло?
Воспитатель: Мишка, успокойся, вот садись на стульчик, отдышись и отдохни. А мы с ребятами постараемся тебе помочь и всё объяснить. Дети, поможем Мишке разобраться, что происходит с природой?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель:
- Весна – это праздник пробуждения природы. Вот вам сундучок, в нем таинственный клубок. Кто этот клубок в руки возьмет – тот примету весны назовет!

Игра «Приметы весны»
(дети называют приметы весны, передавая клубок друг другу)

Воспитатель:
- Из далеких стран возвращаются домой перелетные птицы.
Солнечный весенний лучик поможет вам отгадать птиц. Осветите лучиком нужную птицу (фонариком).

Загадки про птиц
- Мы в скворечнике живём,
Песни звонкие поём. (Скворец)

- Эта птица никогда,
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

- Кто без нот и без свирели лучше всех
Выводит трели?
Голосистее, нежней.
Кто же это? (Соловей)

- С ветром повстречается, как бы не унёс
На гнезде качается в зелени берёз. (Иволга)

- Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянуться растения.
Его и песни, и полёт
Вошли в стихотворенья. (Жаворонок)

- Ты его узнаешь сразу
Солнце греет у порога
И растаяли сугробы,
Потекли рекой ручьи,
Прилетели к нам. (Грачи)

Воспитатель: Молодцы!
- Первыми возвращаются грачи, их называют вестниками весны. Сегодня вы узнаете о грачах много интересного.
Мы с вами познакомимся с одним великим русским художником Алексеем Кондратьевичем Саврасовым. Вот его портрет.

Слайд (Показ портрета)
Было это давным-давно. Жил в Москве художник, и звали его Алексей Саврасов. Был он большущий, как медведь, спина широкая, глаза черные, на голове грива темных волос, вид почти всегда насупленный, его даже испугаться было можно. Но на самом деле он только казался хмурым, потому что всех стеснялся. А как улыбнется – сразу становится похожим на доброго доктора.
- Больше всего Саврасов любил цветы, деревья, реки, леса.
- Как одним словам, все это можно назвать? (Природой).
- Верно, в своих работах А. Саврасов изображал природу.
- Такие картины как называю? (Пейзажами).
- Ребята, а кроме пейзажей, какие есть еще виды картин? (Портреты, натюрморт).
- Значит, А. Саврасов был художник – пейзажист.

Слайд картины

- А сейчас я прочитаю вам сказку: «Как появилась картина «Грачи прилетели». (видео)
Рассказчик: Однажды весенним мартовским днем художник Саврасов отправился за город посмотреть, где же весна задержалась. Грязь под ногами хлюпает, все кругом неказистое да старое. Ветер холодный, деревья, скрюченные какие-то, не на чем взгляд остановить. Как вдруг слышит громкий птичий крик. А это грачи галдят, будто делят что между собой. Подошел художник поближе к березам, где птицы собрались, и вдруг видит, что оторвался от стаи самый большой грач, летит, а в клюве у него что-то сверкает. За ним другие грачи кинулись, набросились на него, только пух и перья полетели. И вдруг прямо в руку Саврасова упало толстое тяжелое стеклышко. Лежит и тихо светится. И сразу, будто теплее стало. Хотел он поднести стеклышко к глазам, но тут грачи на него набросились.
Саврасов: А ну прочь, разбойники! Вот я перья – то вам повыдергаю! Будете знать, как себя с человеком вести следует!
Грач. Мил – человек, отдай нам наше стеклышко! Не простое оно, и трудно нам без него жить. Я главный в стае, самый старый грач, мы каждый год улетаем на зиму далеко-далеко. А весной мы возвращаемся домой, на родину. Но Россия вон какая большая страна! Без нашего стеклышка мы обязательно заплутаем.
Саврасов: А чем же оно может вам помочь?
Грач: Да ведь оно волшебное. Посмотри-ка в него.
Саврасов смотрит.
Рассказчик: Батюшки святы! Что же это случилось. На сердце у него сразу стало тепло-тепло. Все вокруг совершенно изменилось… как будто и деревья те же, и земля, и небо. Но все сразу стало таким удивительно красивым, что невозможно глаз отвести.
Грач: Ну, понял теперь, как мы находим родину? Ты человек, и так свой дом найдешь. Верни нам наше стеклышко, а мы тебя отблагодарим.
Саврасов: Простите меня, птицы весенние! Знаю я теперь на что вам нужно стеклышко чудесное. Только не могу я его сейчас вам отдать. Мне-то оно, выходит, еще нужнее, чем вам. С ним я и сам сумею свою родину как следует увидеть, и другим людям помогу это сделать. Я ведь художник.
Грач: У нас, грачей, правило такое: кто стеклышко хранит, тот и вожак. Я совсем стар уже, а молодые решили его у меня отнять. Ладно, художник. Храни его до осени, когда нам пора будет на зиму в дальнюю даль отправляться. А уж осенью отдашь его обратно. Я сам тогда отдам его самому сильному из молодых. Ты уж, мил – человек, не подведи нас, а то совсем пропадем мы в чужих-то краях.
Саврасов: Спасибо тебе, грач, что не пришлось мне стеклышко ваше волшебное силком отнимать. А вернуть-то я вам его обязательно верну. Да еще за то, что вы так помогли мне, я вас на картине своей нарисую. Я уж точно знаю, что это будет самая лучшая моя картина. И назову-ка я ее… «Грачи прилетели!».
Грач: Спасибо за уважение, художник. Мы ведь и правда на крыльях весну приносим. Совсем скоро тепло будет. Ну, до сентября! Уговор дороже денег. Встретимся на этом же месте.

Беседа по картине
Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная? А потому, что она умеет говорить. Не верите? Сейчас я вам покажу. Но рассказывать она будет только очень внимательным, не упускающим ни одной мелочи детям.
- Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас, через трубу увидит, только один предмет или одно живое существо. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Игра «Подзорная труба»
Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.
(навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его: девочка, колодец, дом, солнце, земля, небо, деревья, двор, дрова, цветы и т. д.)
- Дети, я предлагаю вам войти в картину? А как можно это сделать? Как вы думаете?

Игра «Фотографирование»

Воспитатель: - Молодцы, сколько разных объектов увидели, а давайте, чтобы ничего не пропустить и не забыть, схематично зарисуем все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске, а вы у себя на листах.
- Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?
(Дети называют как можно большее число объектов, изображённых на картине, а я схематично фиксирую их на доске, дети у себя на листах повторяют схему за мной).
Воспитатель: - Ребята, давайте внимательно посмотрим, все ли объекты мы обозначили, на том ли месте мы их изобразили? Проверьте своей подзорной трубой.
-Да, молодцы, ничего не пропустили! Были внимательны (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Найдите только один объект на картине, зарисуйте его схематично.
Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.

Игра «Вхождение в картину»
Воспитатель: Вам нравится эта картина? А вы хотели бы войти в эту картину? (ответы детей). Тогда, закроем глаза и представим себе, что мы перенеслись в картину.
- Откройте глаза, ребята, вот мы и в картине.

Какое время года изобразил на картине «Грачи прилетели» Алексей Кондратьевич Саврасов?
• Докажите, что это весна. Какая это весна, ранняя или поздняя?
• Почему вы решили, что это ранняя весна?
• Найдите на картине приметы ранней весны.
• Почувствуйте запах весны. Какой он?
• Кто из вас увидел что-то необычное на картине? (ответы детей)
• Всмотритесь в небо на картине. Какое оно? (Хмурое, серое, затянуто темными тучами)
• Посмотрите на землю. Что вы можете сказать о земле? Потрогайте её. Какая она? (Земля покрыта мокрым, грязным снегом).
• Что мы видим на картине справа? (Кое-где видны проталины).
• Расскажите о березах на переднем плане картины. Сколько их? Какие они? (Возле воды стоят четыре тонкие березы).
Слышны крики грачей
• Кто это кричит? Представьте, что вы – это грачи. Что происходит на березах? Как вы думаете о чём кричат грачи? (На березах громко кричат грачи и строят себе гнезда).

Физкультминутка «Грачи»
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

• Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы? (Около березы ходит грач).
• Что виднеется вдали, за березами? (За березами виднеется деревянная постройка. А за деревянной постройкой виднеется церковь).
Слышится колокольный звон.
Что вы чувствуете, глядя на картину «Грачи прилетели».

Составление описательного рассказа
Воспитатель:
- Предлагаю всем вместе рассказать об этой картине. Я буду начинать предложение, а вы, на кого я покажу, будете его заканчивать. И у нас получится целый рассказ по этой картине.
- В центральной части картины художник изобразил (березы, на них сидят грачи ).
- Грачи прилетели из (теплых стран ). Они занимаются важным делом – (поправляют старые гнезда и вьют новые ).
- На снегу хорошо видны следы птиц, потому что (снег подтаял и потемнел, стал рыхлым).
- Березы не все одинаковые: (одни молодые и тонкие, другие старые и корявые ).
- В картине художник использовал краски: (серые, коричневые, белые и голубые ).
- Голубым цветом написаны (полоска леса, пруд, небо, облака ).
- Серым написаны (забор, поле, строения ).
- Коричневым написаны (избушка и берег около пруда ).
- Белым написаны (пятна снега, колокольня и облака ).
- Художнику удалось передать движение в картине ( летящими облаками, следами на снегу, перелетающими грачами, наклоненным дымом из трубы ).
(В процессе упражнения помогаю детям найти нужные слова, добавляю новые ).
Воспитатель: Кто сможет повторить рассказ, который у нас получился?
Мишка: Ой, дети, а можно я расскажу? Вы же мне помогли о весне узнать.

Рефлексия
Воспитатель: Что вам понравилось сегодня на занятии? А Мишка принёс вам подарок. Это волшебная шкатулка. Мишка, а что же нужно сделать?
Мишка: пусть тянет за кончик тот, кто назовёт хотя бы одно словечко из картины.
Дети тянут за кончики ленточки, называя при этом слова. Получается Солнышко в подарок.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Весна Интегрированное занятие по развитию речи в старшей группе ДОУ на тему: Весна Конспект занятия в детском саду в старшей группе на тему: Оригами "Весенние подснежники"
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства | Конспект занятия по рисованию в старшей группе детского сада на тему «Осенний лес»
Опубликовано: 729 дней назад (6 ноября 2022)
Просмотров: 3466
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0
Еремеева Евгения Львовна # 20 ноября 2022 в 21:08 0
Конспект занятия очень интересный и познавательный, взяла себе на заметку, спасибо!!!