Обучение младших школьников игре в шахматы вслепую как способ развития пространственного мышления
Автор: Стяжкина Анна Вячеславовна, педагог дополнительного образования, Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Описание: в данной статье представлены упражнения, разработанные для обучения младших школьников игре в шахматы вслепую.
Из всего многообразия игр, придуманных человеком, можно выделить одну игру, которая сочетает в себе элементы науки, спорта и искусства. Недаром шахматы любили и успешно в них играли величайшие умы человечества. Подобно любому виду спорта, шахматы закаляют волю и характер, воспитывают умение преодолевать трудности, а умственные и психологические нагрузки, испытываемые игроком за время партии, сопоставимы с тяжелым физическим трудом. Как и всякий творец, шахматист, использует всё своё воображение, внимание, смекалку для создания геометрических шедевров на черно-белом поле. Одним же из главных качеств, которые шахматы могут дать человеку, является умение логически мыслить.
Ни один шахматист не обходится без расчета вариантов во время партии. Для достижения высоких шахматных результатов, шахматисты непременно должны в ходе расчета безошибочно «видеть» доску, то есть запомнить точное расположение каждой фигуры, и грамотно оценить ситуацию в конце варианта. Каждый ход в процессе расчета визуализируется в воображении игрока, а картина на шахматной доске постоянно меняется. Именно поэтому шахматистам необходимо развивать навык «видения» доски. Для тренировки этой способности помогают упражнения и игра в шахматы вслепую.
Что же такое игра вслепую?
Это одна из разновидностей шахматной партии, когда её разыгрывают мысленно в уме. Шахматисты называют друг другу ходы, которые они совершают, удерживая шахматную доску в памяти. Игра вслепую – это необычное умение, которым обладают многие опытные игроки.
Первое упоминание об этом умении зафиксировано в VIII веке о Саиде Бен Джубейре. На рубеже XIV—XV веков — Али аш-Шатранджи (настоящее имя Аладдин Тебризи) мог одновременно играть четыре партии не глядя. Тогда ещё в мире был распространен шатрандж – игра-прародительница шахмат.
Первым несколько партий вслепую стал играть ведущий шахматист XVIII века Франсуа-Андре Филидор, а от его сеансов французские вельможи были в необычайном восторге.
Большой популярностью пользовались сеансы игры вслепую от основоположника русской шахматной школы Михаила Чигорина и одного из сильнейших немецких шахматистов Иоганна Цукерторта — исторических соперников Вильгельма Стейница, первого чемпиона мира.
Сеансы вслепую стали настоящей сенсацией. Выдающийся американский шахматист Гарри Нельсон Пильсбери вызвал настоящий фурор: он одновременно играл в шашки, шахматы и партию в вист. Известно, какое шоковое впечатление произвел на юного Алехина рекордный сеанс на 22 досках в Москве: «Это выступление Пильсбери потрясло меня, как чудо». Но, оказывается, за несколько лет до этого такое же потрясение испытал от визита Пильсбери в Гавану 11-летний Капабланка.
Наибольший вклад в историю игры вслепую внес первый русский чемпион мира Александр Алехин, который гастролировал с коммерческими сеансами вслепую по Америке и написал ряд статей для желающих обучиться этому навыку. Однажды он играл подобным образом против 28 шахматистов одновременно.
Как Алехин начинал играть вслепую?
«Это произошло в мои школьные годы, ещё в России. Произошло потому, что учителя запрещали играть в шахматы во время уроков. После того как мой классный друг и я были «схвачены с поличным», нас рассадили по разным партам. Чтобы продолжить игру, ему и мне приходилось прибегать к посредничеству другого «преступника», третьего мальчика, который передавал ходы от одного к другому. Мой друг находился на расстоянии. Я должен был мысленно представлять себе положение на доске. Волей-неволей пришлось научиться играть вслепую».
Что писал Алехин о сеансах игры вслепую?
Наибольшая часть умственной работы проделывается с помощью логической памяти; это значит, что играющий не пытается воспроизвести перед своими глазами всю доску с её белыми и чёрными клетками, белыми и чёрными фигурами, как полагает большинство непосвящённых, но он припоминает только какой-нибудь характерный ход, конфигурацию части доски.… Так играю я, так играют, насколько мне известно, все мастера игры вслепую. Зрительная память призывается на помощь только тогда, когда в особо критический момент нужно проверить положение, выяснить возможное заблуждение и т. п.
Что касается каких-либо мнемотехнических схем, то я никогда ими не пользовался. Крайне важно быстро покончить с отдельными партиями и таким образом сократить их число. Ещё непосредственно перед началом каждого значительного выступления я набрасываю себе простой план, подразделяя общее число досок на отдельные дебютные группы».
Гроссмейстер Николай Крогиус, поднимавший в своих работах вопросы психологии и мышления в шахматах, подтверждал тезисы Алехина: О смысловом характере запоминания свидетельствуют также опыты по воспроизведению расположения фигур на доске, которые я проводил во время сеансов одновременной игры. Место фигуры, как правило, определялось по логической нити воспоминаний, а не зрительной».
С 1992 до 2011 года ежегодно в Монте-Карло (несколько турниров было проведено в Ницце) проводился турнир «Амбер», в котором принимали участие игроки мировой элиты. Турнир представлял собой двоеборье: игра вслепую и быстрые шахматы.
Гроссмейстер Тимур Гареев, нынешний рекордсмен книги Гиннеса, в 2016 году сразился сразу против 48 соперников вслепую, сопровождая это тренировкой на велотренажере – таким образом, он усиливал кровоснабжение головного мозга. Свой рекорд он установил, используя мнемоническую технику «дворца памяти», где ходам соответствуют абстрактные образы.
Анкетирование ведущих шахматистов французскими исследователями показало следующие результаты: шахматисты мыслят образами, воспринимая позицию целостно, а не отдельно ходы и фигуры, а память игроков – скорее абстрактная (геометрическая), чем зрительная (фотографическая).
В ходе моей педагогической деятельности в качестве педагога дополнительного образования в Доме творчества «Измайловский» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга меня заинтересовала методика обучения игре вслепую. Я решила попробовать обучить игре вслепую ребят 2 и 3 годов обучения, обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Шахматный клуб». На мой взгляд, умение играть вслепую должно было развить счетные способности учащихся.
Прежде, чем приступить непосредственно к игре вслепую, обучающиеся должны хорошо знать шахматную нотацию и ориентироваться на доске: находить названные педагогом клетки на доске и верно показывать на поля, о которых говорит педагог.
Мною были разработаны несколько упражнений, постепенно подготавливающих учащихся к игре вслепую. Эти упражнения могут быть реализованы методом опроса в группе или в виде матча между двумя учащимися. Вот несколько из них:
1. Какого цвета поле?
Обучающимся необходимо назвать цвет определенных полей. Постарайтесь объяснить ученикам необходимость визуализировать доску, а не прибегать к вычислению цвета. Несколько учеников из группы «высчитывали» цвет названного поля, выучив, что поле а1 черного цвета (если а1 – черное, то b1 – белое, с1 – черное, с2 – белое и т.д.)
2. Точка пересечения
Педагог или спарринг-партнер называет поле, обучающийся же должен назвать диагонали, которые это поле пересекают. Усложнить это упражнение можно необходимостью назвать все поля диагоналей.
3. Крестики-нолики
Знакомая всем игра детства. Представляем себе стандартное поле крестиков-ноликов 3х3, и отмечаем координаты каждой клетки аналогично шахматной доске (а1, а2, а3 и т.д.). Обучающиеся должны сыграть партию в крестики-нолики вслепую, называя друг другу клетки, в которые они ставят геометрические фигуры. Усложнить это упражнение можно расширением поля (4х4, 5х5 и т.д.)
4. Полный контроль
Педагог или спарринг-партнер называет местоположение и фигуру, обучающийся же должен называть все поля, на которые фигура может пойти.
5. Решение задач вслепую
Ученику диктуются координаты фигур, перед ним может располагаться пустая доска. Здесь следует приступить с самых простых задач, начиная с мата в один ход. Для облегчения восприятия фигуры в задачах следует расставлять на одной из сторон шахматной доски. Так же для упрощения воображения можно использовать знакомые игроку шахматные абстрактные понятия: оппозиция, вилка, батарея и т.д. Усложняются задачи количеством ходов в решении, количеством и фигур и трудностью их расположения (очень часто из поля зрения «выпадают» длинные ходы).
6. Воспроизведение партий вслепую
Ученику диктуется непродолжительный вариант партии с начальной позиции (проще всего выбрать ловушечные варианты), в конце которого он должен оценить позицию и выбрать наилучшее продолжение.
После успешного выполнения ряда упражнений ученики могут приступать непосредственно к игре вслепую. Перед учениками может находиться пустая доска, запись партии ведется обязательно. Не все ученики смогут сыграть партию целиком. После того, как у одного из игроков доска «выпадет» из поля зрения, партию можно восстановить с помощью записи и продолжить уже с фигурами.
По результатам применения методики обучения игры вслепую, я могу выделить следующие результаты: обучающиеся 2-3 годов обучения существенно улучшили свои счетные способности во время партии (глубина расчета увеличилась от 1 до 3 ходов по сравнению с результатами до использования упражнений), расчет вариантов стал чище, уменьшилось количество просчетов и зевков. За счет решения задач и игре вслепую обучающиеся стали мыслить более схематично, представлять себе фигуры не отдельными элементами шахматной доски, а как часть единого геометрического ансамбля.
Таким образом, обучение игре в шахматы вслепую может успешно применяться в обучении юных шахматистов для развития пространственного мышления.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическая игра для обучения игры в шахматы детей дошкольников
Использование ИКТ в обучении шахматам
Программа наставничества в школе. Учитель-учитель