Методическая разработка "Использование ИКТ в обучении шахматам"
Автор: Рютин Сергей Данилович, педагог дополнительного образования Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Усть-Удинский районный Дом детского творчества
"Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры ". В.А. Сухомлинский
18 мая 2004 года Министерством образования был издан специальный приказ №2211 “О развитии шахматного образования в системе образования РФ” И вот уже 15 лет шахматы медленно шагают по стране. В настоящее время в 40 регионах РФ из 85 реализуются программы шахматного образования.
Введение
Уважаемые педагоги, актуальность темы “ Использование ИКТ в обучении шахматам “ на занятиях детского объединения Шахматная школа обусловлена тем, что в настоящее время 85 % детей в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них постоянно выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Основным инструментом ИКТ является Интернет.
Целью применения ИКТ в обучении является развитие интеллектуальных способностей, повышение заинтересованности ребят обучении шахматной игре, повышение спортивного мастерства.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)- это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора ,хранения, обработки и распространения информации.
Обучение ребят игре в шахматы с применением ИКТ:
- является действенным средством повышения успеваемости и внимания, оперативной памяти, логического мышления и пространственного воображения;
- способствует гармоничному развитию личности.
Эффективность обучения с применением средств ИКТ в значительной степени зависит от правильного выбора приёмов их использования. Одним из очевидных достоинств мультимедийного занятия является усиление наглядности.
Применение ИКТ в обучении базируется на данных физиологии человека, так в памяти человека остается:
- 1/4 часть услышанного материала
- 1/3 часть увиденного материала
- 1/2 часть увиденного и услышанного
- 3/4 части материала, если обучающийся активно участвует в процессе.
Во время партии работают сразу два полушария мозга. Человек одновременно использует и логическое, и абстрактное мышление. Логическое мышление – это левое полушарие. Игрок продумывает исход партии, составляет последовательность ходов, строит грамотные цепочки событий. Правое полушарие – это абстрактное мышление. Оно отвечает за создание потенциальных ситуаций. Игрок принимает во внимание возможные ходы противника, строит партию на основе смоделированных ситуаций. Шахматы основаны на цифровой, визуальной и цветовой стимульной информации. Естественно, что такая нагрузка положительно сказывается на интеллектуальных способностях.
На занятиях применяю такие обучающие методы с ИКТ:
- видео-брейки (это просмотр небольшого видео на шахматную тематику, например о творчестве известных шахматистов, небольшие отснятые видеоролики о прошедших соревнованиях с участием самих обучающихся, или даже мультфильмы на шахматную тематику).
- мультимедийные презентации ( слайды прекрасный наглядный материал, который оживляет занятие , формирует фантазию, развивает творческие и интеллектуальные способности ребенка.
- шахматные конкурсы с подсчетом заработанных очков (решение шахматных задач и этюдов).Решение шахматных задач развивает комбинационное зрение-способность шахматиста предвидеть возможность комбинации. Как правило комбинационное зрение это природное качество шахматиста.
Однако его можно развивать путем систематических тренировок. Для этих целей применяем упражнения на составление шахматных задач - моделирование на шахматной доске позиций с постановкой мата или достижения ничьей (пата).
- сеансы одновременной игры ,где сеанс может проводить один из учащихся, независимо от его силы игры .Такие тренировки позволяют правильно распределять внимание и время в течении игры.
- проведение шахматных турниров. Это способствует усвоению турнирных правил, повышает уровень мастерства, укрепляет дружбу между шахматистами .Участие обучающихся в турнирах различного уровня ,позволяет определить уровень их подготовки.
При большом количестве участников турнира, когда невозможно использовать круговую систему, применяю швейцарскую систему проведения соревнований . Компьютерная жеребьевка осуществляется с использованием компьютерной программы Swiss-Master 5.6.
Эта программа одобрена и рекомендована к применению Международной шахматной федерацией (ФИДЕ). Места занятые участниками определяются по наибольшему количеству набранных очков.
В случае равенства очков используются дополнительные показатели .
В этом случае не требуется проведения микроматчей для определения победителей, сокращается время проведения турнира и уменьшаются энергозатраты участников.
Обучающиеся детского объединения “Шахматная школа” неоднократно становились победителями и призерами муниципальных соревнований, таких как Районная спартакиада среди образовательных учреждений, первенств Района по шахматам в честь Дня Победы, Дня Района и Дня Физкультурника.
В декабре 2018 года обучающиеся Костюк Иван, Пинигин Владимир, Понхожиева Елизавета, Егорова Маргарита приняли участие в шахматном турнире “ Зимняя разминка “ г.Иркутск. В турнире участвовало 93 представителя из г.Иркутск,Шелехово,Ангарск,Улан-Удэ,Усть-Орда,Усть-Уда в возрасте 2004года рождения и младше. После регистрации участники были разделены на 4 возрастные группы;
По итогам турнира:
Пинигин Владимир в группе мальчики 2010гр (30 чел). – занял 3 место
Костюк Иван в группе мальчики 2004-2009гр (40чел). - занял 5 место
Егорова Маргарита и Понхожиева Елизавета в группе девочки 2004-2009 гр.заняли 5 и 7 место соответственно. Все четверо выполнили норматив 3 юношеского разряда.
Вывод
Можно сделать вывод что, в условиях информатизации образования информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в подготовке и проведении занятий по шахматам, позволяют модернизировать учебно-воспитательный процесс и способствуют его эффективности.
Заключение
В заключении хочу сказать, что обучать детей игре в шахматы следует с самого раннего возраста. Если на начальном этапе привить любовь к этой игре, то это положительно скажется на интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Дети учатся логически мыслить, концентрироваться, запоминать информацию. Более того, игра в шахматы развивает у них волю к победе, твердость характера и эмоциональную устойчивость. Проигрыш партии – это тоже важный элемент воспитания. Ребенок учится проигрывать, анализировать собственные ошибки, приобретать неоценимый опыт. Умение достойно пережить проигрыш и извлечь из него выгоду – важная черта характера, которую можно приобрести во время игры в шахматы.
Список используемой литературы.
1. И.Г.Сухин "Шахматы как здоровьесберегающий учебный предмет в начальной школе"
2. А.Н.Вишневский "Информационные технологии и шахматы"
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое оборудование для обучение дошкольников шахматам
Дидактическая игра для обучения игры в шахматы детей дошкольников
Программа наставничества в школе. Учитель-учитель
Обучение младших школьников игре в шахматы вслепую